Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ исторического опыта и современных направлений деятельности государственного служащего.
Задачи работы:
проанализировать систему органов государственной службы в дореволюционной России;
рассмотреть специфику деятельности государственного служащего;
мини исследование

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторический опыт становления и развития
государственной службы……………………………………………………….…6
Историческое развитие государственной службы при Петре I…......6
Виды государственной службы…………………………………….. 10
Проблемы реформирования государственной службы………...…..14
Глава 2. Профессионально - нравственные требования в
деятельности государственных служащих………………………………...….17
Этические требования к государственному служащему:
основные принципы, нормы, качества………………………...……17
Этикет государственного служащего……………………………..…24
Глава 3. Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности
3.1. Сравнить статус государственного служащего РФ и Японии…...….26
3.2. Мини исследование: «Мое отношение к чиновникам,
как государственным служащим»…………………………………….……30
Заключение…………………………………………………………………..…….33
Библиография……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом (Государственнвц служащий России история и современнность).docx

— 107.96 Кб (Скачать файл)

            Последнее десятилетие 20 века изменило многие государства, в том числе, и Россия.  Формирование рыночных экономических отношений стали основой развития новой системы. Одна из ее особенностей - появление такого социального и правового института как "государственная служба". 
Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения.

      Эту службу в РФ традиционно именуют государственной, хотя в развитых демократических странах она именуется "public service" (государственная служба). Государственная служба может рассматриваться широко  как  система  которая полностью обеспечивает  основные функции - организационную и социального обслуживания, или узко - как профессиональная деятельность по обеспечению или выполнению полномочий государственных органов.  
        В таком узком понимании, принятом в нашей стране, она включает только исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности в органах государственного управления.

Хотя изменение задач, выполняемых государственной службой, шло по-разному в зависимости  от общественно-политического развития каждой из стран, можно отметить общую  тенденцию роста роли государственной  службы. 
       Однако в современном обществе центр тяжести в области государственного управления всё больше перемещается  в сторону определенных услуг и материальных благ на обеспечение общих условий их деятельности и существования, т. е. в область планирования, прежде всего долгосрочного и перспективного.  
      Люди, работающие в рамках публичной службы должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение.

Сравним статус "public service" в Японии.

В категорию государственных  служащих в Японии включают не только работников административного аппарата, чиновников, но и тех, кто работает на предприятиях, принадлежащих государству, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных  и общественных (муниципальных) школ, военнослужащих сил самообороны, сотрудников  полиции и пожарной службы. По численности  государственных служащих Япония значительно  уступает странам Западной Европы и  США, что связано с относительно небольшими размерами государственного сектора в стране.        

Назначение на государственную  службу производится на основе конкурсных экзаменов, которые проводятся по принципу открытых дверей с сообщением о времени  и месте их проведения в средствах  массовой информации. Подобная система была введена в Японии еще в конце 19 века и действует до настоящего времени практически без изменений.

Организацией конкурсных экзаменов ведает Совет по делам  персонала, в составе которого находится  специальный экзаменационный отдел  и 4 главных экзаменатора. К экзаменам  допускаются только японские подданные. Экзамены для впервые поступающих на государственную службу проводятся по трем отдельным группам:

1) для  лиц, окончивших высшие учебные  заведения; 

2) для  лиц, имеющих неполное высшее  образование; 

3) для  лиц, окончивших средние учебные  заведения. 

Лиц, сдающих  экзамены по первой группе, в случае успеха зачисляют в категорию  «квалифицированных служащих», к которой  принадлежат, в частности, высшие слои чиновничества. Кроме того, желающие стать административными работниками  на экзаменах составляют отдельную  подгруппу. Характерно, что обычно число  претендентов в несколько (иногда и  в десятки) раз превосходит количество вакантных мест.

Через конкурсные экзамены происходит и повышение  в должности. Японские законы формально  дают каждому лицу, поступившему на административную службу, равное право  на повышение в должности. Совет  по делам персонала ежегодно летом  проводит конкурсные экзамены на повышение  в должности работников «обычной службы», в которых могут участвовать  любые лица, находящиеся на нижестоящих  постах, но существует ряд оговорок и ограничительных условий, предъявляемых  к претендентам на руководящие посты. Одно из важнейших условий - образовательный  ценз.Существующая практика исключает возможность назначения на посты начальников секций, отделов и департаментов лиц, не имеющих высшего образования. Кроме того, успешная сдача экзаменов не означает автоматического назначения на должность.

 

 

           Это сопряжено, как правило, с испытательным сроком (не менее полугода), по истечении которого при положительных результатах и происходит официальное назначение на искомую должность.

На государственной  службе Японии, равно как и в  подавляющем большинстве учреждений и предприятий страны, действует  специфическая система «пожизненного  найма». Эта система предполагает длительную (вплоть до ухода на пенсию) службу работающего по найму в одной организации.

Его должность  и размер жалованья ставятся в  прямую зависимость от продолжительности  непрерывного стажа. Например, при прочих равных условиях чиновнику необходимо проработать в одном государственном  ведомстве 15-20 лет, чтобы достичь  поста начальника секции, и около 30 лет, чтобы получить должность  начальника департамента.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мини исследование: «Мое отношение к чиновникам, как государственным служащим»

 

  1. Какие проблемы на местном и федеральном уровне следует решить, чтобы повысить социальную защищенность государственных служащих?

 

     Во-первых, ясно, что от эффективности и качества государственного и муниципального управления в определяющей степени зависит подъем всех экономических, социальных и культурных отраслей (сфер) жизни общества, что накладывает особые требования к профессионализму и компетентности государственных и муниципальных служащих.

      Во-вторых, находясь у власти, человек имеет несравнимо больше потенциальных возможностей не только воздействовать на эти сферы жизни в ту или иную сторону, а также использовать властные рычаги не для решения государственных, гражданских проблем, а для решения за счет общества, населения города, района своих личных проблем. Следовательно, вопрос стоит не о льготах и даже не компенсациях, а об эффективных социальных и экономических стимулах привлечения на государственную и муниципальную службу крепких профессионалов и высоконравственных граждан.

       Подходя к проблеме социальной  защищенности с этой стороны,  безусловно требуется ее повышение на всех уровнях, при этом необходимо осуществлять это на основе законов, открыто и обоснованно.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Каковы причины, на Ваш взгляд, коррупции, взяточничества, других аморальных явлений среди определенной части государственных служащих?

    

       Самая главная  причина, на мой взгляд, заключается  в том, что работает система  личных отношений и зависимостей, а не экономические законы, основанные  на законодательной базе. Поэтому  по старинке многие вещи решаются  по желанию того или иного  чиновника, а отсюда и злоупотребления.  С другой стороны коррупция  среди чиновничества не такое  уж уникальное явление. Она  существует в самых развитых  странах, только в меньших объемах.  Можно сказать, что в какой-то  мере коррупция на данном этапе  развития нашего общества является  своеобразной болезнью роста.

 

  1. По каким причинам к чиновнику общественное мнение часто относится отрицательно?

    

           В первую очередь чиновник - это  часть государственной машины. Видимо  нормальное отношение к чиновникам  сложится только тогда, когда  государство действительно заработает  как машина, как социальный институт. Исторически у нас отношение  к чиновникам складывалось негативное. По настоящему государственные и муниципальные служащие не заслуживают такого отношения к себе. На сегодняшний день государство является тем единственным социальным институтом, который должен заниматься управлением общества. Поэтому я считаю, что рано или поздно, когда государство заработает в полной мере, найдет свое место в системе общественных отношений, сложится и положительное отношение к госчиновничеству.

  1. Какими Вы видите перспективы российской государственной и муниципальной службы в 21 веке, если она сохранится в существующем нормативно-правовом состоянии?

    

          Особой перспективы нет, если  сохраниться существующая нормативно-правовая  база. В этом случае мы просто  не сможем привлечь в эту  систему образованных, квалифицированных  людей. Поэтому необходимо продолжать  то, что уже было начато по  государственным и муниципальным  служащим - разработка и принятие  федеральных законов, отражающих  сегодняшние задачи, которые стоят  перед государством.

 

             Вывод по мини иследованию: т.к  государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.          

Перечисление проблем  государственной службы России свидетельствует  о том, что в этой области в  будущем должны произойти важнейшие  изменения.  Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения  института профессионального чиновничества.

На анкету ответили

  • Чиновники от 40 – 60 лет
  • Студенты ГМУ  16 – 20 лет
  • Прохожие на улице возрастная группа разная19

 

*Материал по мини мследованию  позаимствован в журнале “ЧиновникЪ”.

 

 

 

                                       Заключение

Одним из видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это  понятие употребляется по-разному  как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы  является государственная и муниципальная  служба это вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов  в целях выполнения задач и  функций государства. При таком  подходе к определению государственной  службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые  оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Такой подход основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие. Необходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов. Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем.

 

 

 

Кодекс  предусматривает создание контролирующего  органа - комиссии по этике. На заседании  Комиссии по этике должны рассматриваться  вопросы, связанные с нарушением норм профессионально-этических правил поведения государственными служащими  Российской Федерации. Решения, выносимые  Комиссией по этике, учитываются  при проведении аттестации государственного служащего Российской Федерации  и при выдаче рекомендаций, связанных  с его профессиональным ростом.

Этика государственно-служебных  отношений в широком понимании  представляет собой практически-воспитательную и регулируемую силу.  
Проблема профессиональной этики государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям, но и моральным принципам. Государственная и муниципальная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или изменять просьбы граждан о услугах.

Информация о работе Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности