Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ исторического опыта и современных направлений деятельности государственного служащего.
Задачи работы:
проанализировать систему органов государственной службы в дореволюционной России;
рассмотреть специфику деятельности государственного служащего;
мини исследование

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторический опыт становления и развития
государственной службы……………………………………………………….…6
Историческое развитие государственной службы при Петре I…......6
Виды государственной службы…………………………………….. 10
Проблемы реформирования государственной службы………...…..14
Глава 2. Профессионально - нравственные требования в
деятельности государственных служащих………………………………...….17
Этические требования к государственному служащему:
основные принципы, нормы, качества………………………...……17
Этикет государственного служащего……………………………..…24
Глава 3. Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности
3.1. Сравнить статус государственного служащего РФ и Японии…...….26
3.2. Мини исследование: «Мое отношение к чиновникам,
как государственным служащим»…………………………………….……30
Заключение…………………………………………………………………..…….33
Библиография……………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом (Государственнвц служащий России история и современнность).docx

— 107.96 Кб (Скачать файл)

Этическое требование, запрещающее  должностным лицам принимать  подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением  ими служебных обязанностей, нашло  свое отражение в ряде установленных  законом ограничений, связанных  с государственной службой.

        С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющиеся в единстве слова и дела. Проведенные исследования показывают, что лишь 20-30% руководителей выполняют данное слово. Только 16-17% опрошенных признают ответственность руководителей, а свыше 70% обвиняют чиновников в беспринципности и безответственности.

       Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности, как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института.

         Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации.

Социальная защищенность общества это доверие к государству, его органам и полномочным  представителям в лице государственных  служащих могут покоиться только на неукоснительном соблюдении каждым должностным лицом законности и  следовании общим этическим принципам  и нормам. Преодоление проявлений корпоративной этики лежит в правовой, организационной, кадровому решению проблем

  1. Правовой аспект предусматривает необходимость скорейшего принятия недостающих нормативно-правовых актов, в том числе закона о коррупции, а также выработку организационных механизмов реализации этих актов (например, создание специальной службы налоговых расследований, регламентация процедуры отбора и назначения кандидатов на определенные должности, относящиеся к «зоне повышенного риска» в связи с коррупцией).
  2. Организационный аспект включает централизацию мероприятий по борьбе с коррупцией и взяточничеством, организацию жесткого контроля (внутреннего и внешнего, со стороны государства и общества), определение «зон повышенного риска» нарушений этики государственной службы, обеспечение гласности, публичности ее деятельности, широкой и правдивой информации населения о фактах нарушений этики в государственной службе и реальных мерах по их устранению и предупреждению, придание показательного характера мерам исключения выявленных фактов, гласный отчет каждого чиновника о своих действиях.

 

 

  1. Кадровый аспект предупредительных мер предполагает обязательное включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих курса этики государственной службы и этикета деловых отношений.

          Высокие нравственные качества и безупречная репутация должны стать обязательным условием при замещении государственной должности и продвижении по службе. Государственная служба предъявляет к личности государственного служащего разнообразные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы. Это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складывается этический уровень служащего, его нравственная культура.

 

Профессионально - этический  кодекс государственного служащего Российской Федерации17 т.е его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивость. Поступать в соответствии с данными этическими нормами любому государственному служащему приходится практически повседневно. Государственное учреждение и каждый работник его аппарата находятся как бы на перекрестке человеческих судеб. Сюда люди идут со своими общественными и личными заботами и проблемами, с новыми замыслами и сомнениями, с жалобами и вопросами. Чтобы всякий такой приход не был пустым, необходимо понять человека, учесть все мотивы его поступка или позиции, всю подоплеку его действий, все основания заявлений. Часто одной только логики, одного только факта и аргумента для правильных заключений бывает мало, нужны качества человечность и доброжелательность. Только при этом возможно наиболее полное понимание.

 

 

 

Скромность проявляется  в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно  подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, откосится ко всем людям  с уважением, проявляет необходимую  терпимость к мелким их недостаткам  и одновременно критически относится  к своим собственным заслугам и недостаткам. Скромный человек  потому не придает особого значения собственным положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися.

         Государственный служащий должен отличаться подлинной искренностью важнейшим моральным качеством, характеризующим личность и ее поступки, делать и говорить то, в правильность чего он верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим. Искренность противоположна лицемерию, обману, попыткам создать неправильное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

         В государственном служащем нетерпимо и такое качество, как высокомерие, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием. Непозволительно в государственном работнике и честолюбие, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются лишь ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Честолюбие сходно с тщеславием. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.

 

Но в отличие от тщеславия  честолюбие связано не столько с  жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое  общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное  признание и связанные с ним  почести и награды. Самым верным критерием моральных качеств служащего выступает его авторитет. Он не приходит с должностью или с громкими фразами.

Его истоки - глубокое знание дела, упорный труд, высокие нравственные достоинства: честность и правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развитое чувство  долга и ответственности. Авторитет  государственного служащего выступает  как результат признания особой ценности, важности тех или иных качеств его личности. Важность авторитета объясняется тем, что от субъекта управления «исходит» программа воздействия на объект управления, передаются мысли, чувства, моральные ценности, которые должны стать мыслями, чувствами, ценностями, стимуляторами его деятельности. Без высокого авторитета и нравственного, и делового - успешно реализовать такое воздействие на людей невозможно. Моральный авторитет руководителя является тем «ферментом», который усиливает целенаправленное влияние на подчиненных через ориентацию на моральные ценности. Руководство, которое непременно входит в функции государственного служащего, имеет дело, прежде всего, с людьми, с «человеческим фактором». Мы не говорим, например, что можно руководить машинами или, скажем, технологией производства. Руководить можно только людьми  этой главной производительной силой общества. В руководстве есть, разумеется, и свои технические, технологические и экономические аспекты, но главное это люди.

           Государственный служащий должен научиться хорошо разбираться в людях, и в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление часто кружат голову незрелым руководителям, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности.

 Некоторые административные работники, чтобы обеспечить себе поддержку, пытаются создать вокруг себя группу «надежных» лиц, на которых они всегда и при всех случаях могут положиться.

Это обычно отрицательно сказывается  на их авторитете, так как восстанавливает  против них остальную часть подчиненных.

Совершенно понятно, что  не требуется большого ума накричать  на подчиненного, оскорбить или обидеть  и, используя силу власти, заставить  выполнять приказ. Порой вышестоящие  начальники такого руководителя ставят в пример, не подозревая, что созданный  им в данном аппарате жесткий «психологический климат» дает только временные успехи. В условиях такого климата невозможно развить в подчиненном собственного сознания, воспитать чувство ответственности. Быть государственным служащим значит всегда держать себя с людьми ровно, уметь с ними ладить, не терять самообладания при любых обстоятельствах, управлять своими чувствами. Русский литературный критик Н.А. Добролюбов по этому поводу сказал очень хорошо: «Уметь разумно пользоваться своей властью!»18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Этикет государственного  служащего

 

Общение людей в сфере  труда регулируется различными нормативными кодексами. Совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы  поведения, в которых отражаются морально-нравственные нормы, называется этикетом. Этикет представляет собой условный язык, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекте уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и, наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. От каждого служащего все чаще требуется, чтобы он достойно представлял лицо своей организации.

          В силу того, что деятельность государственного служащего связана с активным общением с людьми, ему необходимо создать себе такой имидж, чтобы с ним было приятно общаться, находиться рядом. Это достигается доброжелательностью, приветливостью и оптимистичностью.

Однако положительный  образ государственного служащего  складывается не только из умения общаться с людьми, но и из внешнего облика, речи, манеры поведения в целом. В связи с этим несколько замечаний относительно этикета внешнего вида. Аккуратно, с чувством достоинства и без лишней броскости одетые служащие внушают больше доверия, чем одетые кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. Не стоит рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие починки, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в ту среду, где приходится трудиться. Любая деталь одежды от обуви до галстука должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или юбке тщательно отутюжены, на галстуке - никаких пятен. На Западе есть правила, которые постепенно распространяются и у нас, и они гласят, что не следует приходить на работу в одной и той же одежде два дня кряду (необходимо хотя бы поменять блузу или рубашку к костюму) и нельзя надевать белые или светлые носки к темному костюму.

          Если говорить непосредственно о манере поведения, то начать нужно с взаимных приветствий. Государственным служащим часто приходится проводить прием посетителей. Вот несколько рекомендаций, связанных с приемом посетителей. После того, как посетитель войдет, руководитель или просто государственный служащий должен выйти из-за стола, поприветствовать вошедшего (познакомиться с ним), предложить сесть и только после этого занять свое место.

Основные этические требования, предлагаемые государственным служащим:

  1. придерживаться принципов государственной службы;
  2. честно служить и быть верным государству;
  3. придерживаться высших моральных принципов;
  4. ставить государственные интересы выше индивидуальные цели и задачи политических партий, других общественных организаций;
  5. постоянно бороться с коррупцией в органах государственной власти;
  6. не использовать в корыстных целях служебное положение;
  7. не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

        Некоторые служащие принимают по нескольку посетителей одновременно, рассчитывая, что каждый посетитель будет более краток, видя вокруг других ожидающих. Однако такой прием - неуважение к людям, нарушение конфиденциальности беседы. Хороший государственный служащий в часы приема попросит секретаря не беспокоить его даже телефонными звонками, чтобы дать возможность посетителю и себе сосредоточиться на поднимаемом вопросе.  В этом и заключается сущность этики государственного служащего.

Глава 3. Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности

 

3.1.Сравнить статус  государственного служащего РФ  и Японии

 

           Наиболее острой проблемой государственной  службы России является крайне  низкий уровень оплаты и система  ее формирования, не ориентированная  на результаты служебной деятельности. Система оплаты фактически является  механизмом негативного отбора, способствующим ухудшению возрастной  и квалификационной структуры государственных служащих, снижению этических стандартов». Необходимо отметить, что такое положение не является исключительной проблемой для российской государственной службы. По всему миру прокатилась волна реформ, связанных с оплатой труда. Первыми попытками построения новой системы оплаты труда государственных служащих были реформы в Японии.

Информация о работе Анализ деятельности государственных служащих: проблемы, пути повышения эффективности деятельности