Сравнительное правоведение в России на рубеже XIX - XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Сравнительное правоведение, правовая компаративистика, юридическая компаративистика - отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
Сравнительное правоведение, несмотря на высокий уровень теоретизации, является одной из наиболее востребованных наук в области законодательной деятельности и деятельности международных организаций. Среди основных целей сравнительного правоведения принято выделять:
гносеологическую цель;
практические цели.
Гносеологическая цель сравнительного правоведения состоит в выявлении общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, поскольку только сравнение различных правовых систем позволяет разграничить общее и особенное, случайное и закономерное в праве. Таким образом, сравнительно правовой метод жизненно необходим при проведении любого научно - правового исследования. Иными словами, знание иностранного права позволяет лучше понять собственное право, увидеть его преимущества и недостатки. В этой связи изучение основ сравнительного правоведения является важным компонентом при формировании правового мышления будущих юристов, позволяет его сделать более «объемным» и гибким.
Помимо чисто гносеологических, сравнительное правоведение преследует следующие практические цели:
способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);
выработка предложений по совершенствованию собственной, национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.
Достижение этих, сугубо практических целей, особенно актуально в настоящее время вследствие масштабных интеграционных процессов в Европейском Союзе и проектов принятия общеевропейских актов, таких как Европейский ГК и общеевропейская Конституция.
Сравнительно-правовой метод исследования начал применяться ещё в глубокой древности. Например, Платон сравнивал законы различных греческих полисов. Аристотель, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации, собрал, сравнил и проанализировал «конституции» 158 греческих и варварских городов. В то же время древнеримские юристы подобных исследований не проводили, поскольку были убеждены в несомненном превосходстве своих законов над всеми прочими, «варварскими» законами.
Дальнейшее развитие сравнительно-правовой метод получил в Новое время. Во Франции Шарль Монтескье в своем труде «О духе законов» прибег к сопоставлению различных правовых систем и на предложениях относительно причин различий между этими системами строил свое понимание права. В Германии идею о сравнении правовых систем первым выдвинул Лейбниц.
Однако в качестве самостоятельной научной дисциплины сравнительное правоведение оформилось только во второй половине XIX века. Важнейшими событиями для развития новой науки стали основание французского Общества сравнительного законодательства (1869 г.) и проведение 1-го Международного конгресса сравнительного права (1900 г.).
С начала ХХ века кафедры сравнительного правоведения стали появляться в университетах Франции и некоторых других западных стран. После Второй мировой войны возникает много периодических изданий, посвященных сравнительно - правовым исследованиям. Так, в 1949 г. в Париже основан Международный журнал сравнительного права (Revue internationale de droit comparé).
В дореволюционной России значительное внимание сравнительно-правовому методу и изучению иностранного законодательства уделяли П. Г. Виноградов, Н. П. Загоскин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич.
Однако превращение сравнительного правоведения в отдельную научно-правовую дисциплину в России происходит только с начала 1990-х годов. Существовавшие до этого идеологические установки препятствовали объективному сопоставления различных правовых систем и конструктивному обмену правовым опытом, что в значительной степени лишало проводившиеся в СССР сравнительно - правовые исследования практического значения. Несмотря на это, в советский период издавались крупные научные работы, посвященные сравнительному праву (например, Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975). Ценнейшим источником по сравнительному правоведению стал изданный в СССР в 1967 г. русский перевод монографии Рене Давида «Основные правовые системы современности».
К советской школе можно отнести современного узбекского ученого -компаративиста международного уровня А. Х. Саидова, большинство трудов которого издается на русском языке
Произошедшая после распада СССР полная смена основ государственно -правового устройства страны, строительство совершенно новой правовой системы и обращение в этой связи к зарубежному законодательному опыту вызвали необходимость форсированного развития в России науки сравнительного правоведения. Один за другим стали выходить в свет не только общие курсы сравнительного права, но и специализированные работы по сравнительному конституционному, гражданскому, уголовному и трудовому праву.
В настоящее время научные исследования в сфере сравнительного правоведения проводятся в следующих учреждениях:
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;
Институт государства и права Российской Академии Наук;
НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.
В некоторых росс

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……2
Формирование и развитие идей сравнительного правоведения………..…….6
Природа сравнительного правоведения……………………………………….13
Цели сравнительного правоведения…………………………………..……….16
Заключение………………………………………………………………….……23
Список используемых источников………………………………………….….32

Файлы: 1 файл

Контрольная Сравнительное правоведение.docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

Шестое. Национальное законодательство. Данный объект сравнительного правоведения чаще привлекает внимание компаративистов, поскольку позволяет  им найти как общие характеристики законодательных систем, совпадающие  тенденции их развития, так и немалые  особенности. Речь идет о сопоставимости истоков законодательств, критериев  классификации ее отраслей, предметов  и объемов регулирования в  рамках отраслей, о соотношении различных  отраслей, о межсистемных правовых связях. Устанавливается реальная роль закона и пределы собственно законодательного регулирования. А отсюда сходным  или несходным будет соотношение  закона и подзаконного акта. Ведь удельный вес источников права, как говорилось выше, весьма неодинаков в разных странах.

Седьмое. К  объектам сравнительного правоведения относится и следующий "круг сравнения" - отрасли, подотрасли законодательства и нормативные массивы. В рамках "правовых семей" отраслевая классификация в основном может совпадать, хотя внутреннее наполнение их отличается своеобразием. Предмет, объем и методы регулирования, соотношение кодексов и иных отраслевых законов, удельный вес отраслевых правовых институтов различаются весьма существенным образом. Подробнее об этом будет рассказано ниже, а сейчас лишь отметим необходимость умелого определения того, как оформляется, как структурно распределяется

разный нормативный  материал. К нему относят преимущественно  законы, а в России и ряде других постсоветских государств еще и  нормативные указы президентов и постановления правительств.

Восьмое. К  объектам сравнительного правоведения следует отнести правовые институты  как комплексы правовых актов, регулирующих однородные общественные отношения. Их сопоставление часто служит предметом  изучения и анализа. Причем отраслевые и межотраслевые институты по - разному рассматриваются, они не всегда легко обнаруживаются. Приходится знакомиться не с одним, а с несколькими или многими правовыми актами, входят ли они в состав одной или нескольких отраслей. Институты договоров, правосубъектности, ответственности, избирательные системы - лишь некоторые примеры из данной области.

К. Цвайгерт, X. Кетц в упомянутой книге выделяют, например, такие своеобразные правовые институты общего права, как представительство, право отвода, возмещение ущерба, доверительная собственность, право доказательств.

Возможно  изучение разных норм в свободных  экономических зонах, в деятельности совместных предприятий.

Девятое. Законы и иные правовые акты являются самым  распространенным объектом сравнительного правоведения. Потребности законотворчества часто побуждают черпать из них  ту аналогию, которая облегчает поиски своего предмета законодательного регулирования, его форм и методов. Доступность  иностранных законов делает их наиболее пригодным нормативным источником для сравнения и использования. Но она же таит в себе и соблазн  быстрого подражания и даже копирования, и тогда информационная цель вытесняет  и даже поглощает аналитическую  цель сравнительно - правового изучения. Возникает в дальнейшем эффект "правового отторжения" чужеродного акта из ткани нормативного массива.

Поэтому рекомендуется  при изучении законов и иных актов  иностранных государств, во - первых, правильно оценить пределы совпадения и несовпадения предметов их регулирования, во - вторых, точно выяснить место данного акта в системе отраслевого или межотраслевого регулирования и его соотношение с другими актами (нередко один и тот же вопрос регулируется в разных странах неодинаковыми актами), в - третьих, изучить информацию о практике применения сравниваемого закона во избежание формальных аналогий.

Десятое. Сопутствующим, но нередко и самостоятельным  объектом сравнительного правоведения служат правовые нормы. И здесь предстоит  преодолевать ряд возможных трудностей. Далеко не всегда совпадают классификации  правовых норм, которыми пользуются в  разных национальных правовых системах. Их разновидности могут быть весьма своеобразными, например нормы - принципы, нормы - дефиниции, нормы-санкции и т. п. Не менее важно правильно оценить структуру сравниваемых правовых норм, поскольку оформление правовых норм, их формулирование и словесная форма выражения требуют серьезных интеллектуальных усилий и специальных знаний. К тому же традиционная триада элементов рассыпается в структуре закона необычным образом.

Например, в  Законе Франции "Об опубликовании  и распространении некоторых  видов опроса общественного мнения" от 19 июля 1977 г. есть отдел II "О содержании опроса". В трех статьях отдела регулируется перечень сведений, сообщаемых органам, проводившим опрос, содержание справки, представляемой им в комиссию по опросам общественного мнения, передача материалов опроса. Иначе определяется предмет народного опроса в § 38 раздела третьего Закона ФРГ "О процедуре референдума, народной инициативы и народного опроса, проводимых согласно статье 29, абзац 6, Основного закона" от 30 июля 1979 г. В нем дается точное определение предмета народного опроса, это - норма - дефиниция.

Другой пример. В Конституции Российской Федерации  вопрос о народном суверенитете кратко урегулирован в четырех нормах ст. 3. В Конституции Франции есть раздел I "О суверенитете", состоящий  из трех статей. В них содержится двенадцать норм, регулирующих вопросы народного суверенитета.

Одиннадцатое. Объектом сравнительного правоведения является юридическая техника, т. е. совокупность приемов и правил структурирования и выражения правовых норм, построения правовых актов. При всей общности наблюдается  и немало специфических приемов  юридической техники, отражающих как  особенности языка и культуры, так и традиции законодательного процесса.

Например, по структуре Конституция России делится  на преамбулу (без названия), разделы  первый и второй, главы и статьи. Конституция Франции имеет преамбулу (именно так и названа), разделы  и статьи, Конституция Италии - "Основные принципы", или введение, далее части, главы (иногда есть внутри и разделы), статьи. Конституция Японии содержит вводную часть, главы, статьи. В Конституции США есть введение, статьи, подразделяемые на разделы.

Другой пример. Акционерный закон ФРГ от 6 сентября 1965 г. с последующими изменениями  по состоянию на 1 января 1992 г. состоит  из 277 параграфов, объединяемых в подразделы, разделы, части. Все параграфы имеют  названия. В Законе Франции "О  торговых товариществах" от 24 июля 1966 г. статьи объединены в разделы, разделы  - в главы.

Как видно, объединение  и структурирование нормативного материала  производятся и сходным, и своеобразным образом. По этой причине далеко не всегда сопоставимы отдельные структурные  части конституций, законов и  иных правовых актов. Можно заметить и отличия в способах отсылок  к другим актам - к конкретным актам, к актам определенного вида и содержания, в порядке введения норм законов в действие - путем указания в тексте закона условий и сроков введения в действие отдельных статей

(Англия), принятия  постановления или закона о  порядке введения в действие норм закона (Россия).

С этим связано  и то или иное значение юридических  понятий и терминов. Оно укоренилось  в правовой доктрине и практике государств, и сходный смысл общих понятий  соседствует со специфическим значением  других. К тому же еще большее  разнообразие вносит известный прием  объявления нормативного содержания понятий  в отдельном законе (в России, Германии, Франции и др.). И это  требует тщательного установления точного смысла понятий и терминов, ибо в противном случае сопоставление  их нормативного выражения будет  скорее внешним и не даст верной картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников.

 

Алексеев  С.С. Общая теория права. М., 2007. Т. 1.

 

Амеллер Ш. Парламенты: Сравн. исслед. структуры и деятельности представ, учреждений 56 стран мира. М., 2007.

 

Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Международное право: Проблемы методологии. М., 2008.

 

Виноградов  П.Г. Римское право в средние  века. М., 2009.

 

Гойхбарг А.Г. Сравнительное семейное право. М., 2008.

 

Графский  В.Г. Опыт сравнительно-исторических исследований права в СССР в 20-30-е годы // Проблемы сравнительного правоведения. М., 2009.

 

Давид Р. Основные правовые системы современности (сравн. право). М., 2007

 


Информация о работе Сравнительное правоведение в России на рубеже XIX - XX вв