Система судебных органов государственной власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ особенностей компетенции арбитражных судов в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать систему судебных органов государственной власти в России.
Рассмотреть правовую основу деятельности судов в Российской Федерации.
Проанализировать структуру арбитражных судов в Российской Федерации.
Выявить компетенцию арбитражных судов.
Проанализировать компетенцию различных уровней системы арбитражных судов.

Файлы: 1 файл

51171 компетенция арбитражных судов.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения социально-политического и экономического характера, произошедшие в России, внедрение рыночных отношений, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности «обусловили формирование системы специальных органов, предназначенных для рассмотрения споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, в предпринимательской деятельности, и некоторых других категорий споров, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а именно - арбитражных судов»1.

Конституционное право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, - составная часть права на судебную защиту (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). «Термин «подсудность» в тексте Основного Закона используется в значении, включающем в себя и понятие судебной подведомственности.

Рост экономической активности, усложнение процессов в экономике обусловило тенденцию к расширению круга споров, подведомственных данным судам. При этом законодательством не устанавливается исчерпывающего перечня категорий дел, подведомственных арбитражному суду. «Сложность разрабатываемых проблем обусловлена тем, что в настоящее время законодателем вносятся существенные изменения в действующее законодательство, в том числе, налоговое и арбитражное процессуальное, регулирующие вопросы разграничения компетенции между юрисдикционными органами, обладающими полномочиями по рассмотрению экономических споров. В связи с этим в правоприменительной деятельности различных органов гражданской юрисдикции возникают не простые вопросы, требующие научного познания и осмысления.

Об актуальности анализируемой проблемы свидетельствует неоднозначность и противоречивость научных подходов к вопросам компетенции арбитражных судов в современной российской правовой доктрине»2.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществлении судопроизводства арбитражными судами.

Целью исследования является анализ особенностей компетенции арбитражных судов в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать систему судебных органов государственной власти в России.
  2. Рассмотреть правовую основу деятельности судов в Российской Федерации.
  3. Проанализировать структуру арбитражных судов в Российской Федерации.
  4. Выявить компетенцию арбитражных судов.
  5. Проанализировать компетенцию различных уровней системы арбитражных судов.

Курсовая работа состоят из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1.1. Система судебных органов государственной власти в Российской Федерации

Судебная власть является одной из разновидностей государственной власти. «Ее главная задача – осуществление правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, содержание судебной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных конфликтов между людьми на основе правовых правил и в установленной законом процессуальной форме»3.

Конституционные основы судебной власти закреплены в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»4.

Важно отметить, что «судебная власть занимает свое самостоятельное, специфическое место в системе органов государственной власти РФ. Это именно власть, а не обыденная деятельность, что предопределяет ее непосредственное воздействие на права и свободы человека. Судебная власть признается Конституцией как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. Принципиально положение о том, что судебная власть принадлежит всем судам РФ»5.

Один из важнейших конституционных принципов – осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции России), то есть не может быть никаких судов, кроме судов государственных или иных органов, имеющих право рассматривать и разрешать гражданские уголовные и другие дела. В связи с этим охарактеризуйте судебную систему РФ, которая включает федеральные суды, суды общей юрисдикции, конституционный, (уставные) суды и мировых судей субъектов федерации.

Второй принцип – единство судебной системы. Кроме того, к принципам относятся: открытость разбирательства дел во всех судах (за исключением оговоренных законом случаев), состязательность и равноправие сторон в судебном процессе, право граждан участвовать в осуществлении правосудия и др.

Носителями судебной власти в РФ являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие. Поэтому очень важен для справедливого отправления судопроизводства конституционно-правовой статус судей, позволяющий быть независимым и объективным. Конституционно-правовой статус судей определяется Конституцией (ст. 119, 120, 121, 122, 128), Законом РФ от 26.06.1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»6.

Что касается высших судов судебной системы, то отметим следующее.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяется Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21.07.1999 г. «О Конституционном Суде РФ»7.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ «Конституционный Суд РФ наделен определенными полномочиями: решает дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и т.д.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и т.д.; дает толкование Конституции и решает другие вопросы права»8. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех органов государственной власти, органов местной власти, предприятий, учреждений, граждан и их определений.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет отдельную форму судебной власти – арбитражную юстицию, «главная задача которой – разрешать экономические споры между юридическими и физическими лицами, то есть это высший судебный орган по разрешению экономический споров (ст. 127 Конституции России). Осуществляет также судебный надзор за деятельностью арбитражных судов (окружных, субъектов РФ). Председатель ВАС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается также по решению коллегии судей»9.

Нельзя оставить без внимания и прокуратуру РФ, которая не входит в судебную власть, но она непосредственно связана с судебной системой в силу ее функций и полномочий. Основными полномочиями прокуратуры является полномочия прокуроров по осуществлению общего надзора за исполнением законов.

 

1.2. Правовая основа деятельности  судов в Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»10, Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»11, Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»12, Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»13

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Основным законом, регламентирующим правовой статус судей является Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»14.

Однако помимо указанных законов отдельные вопросы правового положения судей нашли отражение в судебной практике.

Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2009 № 6-П  «По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 5, пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В.Н. Рагозина» разъяснено, что «принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу»15.

Другим примером может служить Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2008 N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой». Так, Конституционный Суд признал, что «положение пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому за совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующих норм оно предполагает возможность применения данной меры взыскания лишь за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи, является не совместимым со статусом судьи, и лишь на основе принципа соразмерности, что должно гарантироваться независимым статусом органов судейского сообщества, осуществляющих досрочное прекращение полномочий судьи, а также справедливой процедурой рассмотрения соответствующих дел»16.

Кроме того, он признал, что «положение пункта 11 статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому полномочия председателей судов могут быть досрочно прекращены в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему смыслу в системе действующих норм оно не может служить самостоятельным основанием для досрочного прекращения полномочий судьи»17.

Таким образом, в России сложилась достаточно разветвленная система судов: федеральные суды и мировые суды. Федеральные суды в свою очередь делятся на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Деятельность всех судов подробно регламентирована Конституцией, законами, а также нашла отражение в судебной практике.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

 

2.1. Структура арбитражных  судов в Российской Федерации

Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.

Как уже отмечалось, «арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее – АПК)»18.

Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и "Об арбитражных судах в Российской Федерации», основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  • специализированные арбитражные суды19.

Информация о работе Система судебных органов государственной власти в Российской Федерации