Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в изучении основных направлений и методов инновационного развития страховой деятельности, связанных с повышением ее эффективности. Достижение поставленной цели осуществляется путем рассмотрения ряда логических взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
дать определение инновации и изучить основные этапы инновационного процесса;
рассмотреть инновационную политику, применяемую на предприятиях;
определить роль и место инноваций в повышении эффективности страховой деятельности;
выявить специфические особенности функционирования страхового рынка России;
рассмотреть способы контроля инновационной деятельности в страховой компании;
изучить возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Основные подходы к определению инноваций
1.2 Основные этапы инновационного процесса
1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"
2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании
2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании
2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инновации как фактор развития страховой деятельности. Стратегия инновационного развития
3.2 Маркетинг как инструмент внедрения инновационных разработок на страховом рынке
3.3 Тенденции современного страхового рынка в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 3 файла

233653.rtf

— 5.77 Мб (Скачать файл)

Московский Экономический Институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему "Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании""

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Основные подходы к определению инноваций

1.2 Основные этапы инновационного процесса

1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"

2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"

2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании

2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании

2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"

ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Инновации как фактор развития страховой деятельности. Стратегия инновационного развития

3.2 Маркетинг как инструмент внедрения инновационных разработок на страховом рынке

3.3 Тенденции современного страхового рынка в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Страхование - одна из древнейших экономических категорий общественных отношений, последовательно развивавшаяся в разных экономических формациях и получившая наиболее полную реализацию в современных рыночных условиях. Именно рыночная экономика создает наиболее благоприятные условия для развития страховых отношений, так как негосударственный сектор экономики нуждается во всеобщей страховой защите.

В России и за рубежом постоянно растет количество видов страховой защиты в связи с тем, что возможные страховые риски обуславливаются не только форс-мажорными обстоятельствами природных явлений, но и тенденциями научно-технического и социально-экономического развития той или иной страны.

Для повышения своей конкурентоспособности с целью привлечения большего числа страхователей отечественные страховые компании предпринимают определенные шаги в совершенствовании своей деятельности с помощью применения различного рода инноваций. При этом зачастую, копируется зарубежный опыт инновационного развития страхового бизнеса, без учета реальных условий функционирования российской экономики.

В настоящее время существует ряд особенностей страховой деятельности в современной России, определяемых практикой ведения страхового бизнеса и негативно влияющих на разработку и внедрение инноваций в этом секторе российской экономики. К ним можно отнести неэффективный менеджмент, сложность и ограниченность механизма инвестирования страховых резервов, слабая развитость инфраструктуры страхового рынка, недостаток квалифицированных кадров инновационной сферы и отсутствие долгосрочного стратегического планирования инновационной деятельности в страховых компаниях.

Возникает объективная необходимость в повышении эффективности страховой деятельности на основе ее инновационного развития, учитывающего особенности отечественного страхового рынка и позволяющего повысить качество организации страхового бизнеса, оптимально использовать источники инвестирования и рационально взаимодействовать с внешними организациями для реализации инновационных проектов в сфере страхования.

Основная цель дипломной работы заключается в изучении основных направлений и методов инновационного развития страховой деятельности, связанных с повышением ее эффективности. Достижение поставленной цели осуществляется путем рассмотрения ряда логических взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:

дать определение инновации и изучить основные этапы инновационного процесса;

рассмотреть инновационную политику, применяемую на предприятиях;

определить роль и место инноваций в повышении эффективности страховой деятельности;

выявить специфические особенности функционирования страхового рынка России;

рассмотреть способы контроля инновационной деятельности в страховой компании;

изучить возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании;

предложить механизм контроля инноваций, на примере ОАО "Русская страховая компания".

Объектом исследования является инновационная составляющая сферы страхования.

Предмет исследования - организационные и социально-экономические отношения между участниками инновационных процессов в сфере страхования.

Основы организации и практики страхования раскрыты в трудах: Галаганова В.П., Галагузы Н.Ф., Гвозденко А.А., Гинзбурга А.И., Грищенко Н.Б., Дюжикова Е.Ф., Климовой М.А., Косаренко Н.Н., Кудрявцева А.А., Маренкова Н.Л., Никитиной Т.В., Сербиновского Б.Ю., Скамай Л.Г., Сплетухова Ю.А., Шевченко О.Ю., Яковлевой Т.А.

Вопросы совершенствования страховой деятельности, с учетом её инновационной составляющей нашли отражение в ряде работ зарубежных и отечественных ученых и практиков. В их числе труды таких известных российских ученых, как: Агеев Ш.Р., Адамчук Н.Г., Архипов А.П., Васильев Н.М., Ивашкин Е.И., Крутик А.Б., Кондратьева А.В., Рудницкий В.В., Рябикин В.И., Сплеухов Ю.А., Шахов В.В. и др.

Кроме того, при написании работы использовались научные труды ведущих экономистов разных областей. Значительный вклад в разработку теоретических подходов к решению данных проблем внесли такие зарубежные исследователи как Акофф Р., Гитман Л.Д., Друкер П., Манэс А., Стюарт Т., Томпсон А.А. и др. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.

Структура дипломной работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

В первой главе дается определение инновациям, рассматриваются этапы инновационных процессов, а также система управления инновационной политикой на предприятии.

Во второй главе рассматриваются основные принципы контроля в страховании, способы его внедрения в страховой компании, принципы внедрения службы контроля инноваций на примере ОАО "Русская Страховая Компания"

В третьей главе описываются инновации в сфере страхования и стратегии их развития. Также рассматривается маркетинговые исследование, как инструмент внедрения инноваций на страховой рынок, проводится анализ тенденций развития страхового рынка в России.

Несмотря на достаточно большое количество работ, в экономической литературе не в полной мере освещены вопросы инновационного развития страховой деятельности.

Между тем, разработка и реализация инноваций в сфере страхования с учётом специфических особенностей функционирования страхового рынка, а также совершенствование механизмов привлечения инвестиций в инновационные процессы, позволяют существенно повысить эффективность страховой деятельности в современной России.

 

 

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

1.1 Основные подходы к определению инноваций

 

В современный период быстрого совершенствования производительных сил инновации являются главной движущей силой общественного производства. Интеграция производительной и научной сфер во второй половине ХХ века предопределила возникновение нового типа экономического роста. Такие понятия, как "новшества", "инновации", "инновационные процессы", "инновационная деятельность", "инновационная политика", прочно закрепились в текущем лексиконе небольших групп предпринимателей, которые практически реализуют основные прогрессивные изменения в экономике через ее реформирование или революционное переустройство за счет научно-технических, информационных, экономических и управленческих революций, носящих мирный характер радикальных изменений.

Инновацию (от лат. "innovate" - обновление, улучшение, англ. "innovation" - нововведение) можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова "innovation". Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств".

Целесообразно разграничивать понятия "новшество" и "инновация". Новшеством является оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут быть оформлены в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и тому подобное); результатов маркетинговых исследований и так далее. Тогда инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта. Кроме этого новшества могут разрабатываться как для индивидуальных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На "входе" фирмы как системы будут присутствовать новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На "выходе" фирмы имеют место только новшества как товары.

В понятие "инновация" можно включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию, если рассматривать инновацию как процесс с этими этапами. При этом новшества могут разрабатываться при любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара, а инновация проявляет себя с внедрения и использования новшеств. В узком смысле инновация, как и нововведение, - это освоение через внедрение новой техники и технологии улучшенных методов организации и управления. В широком смысле инновация - это "деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм". В общем плане инновация - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Большинство исследователей характеризуют инновации по следующим аспектам: инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы; инновацией считается новшество, реализованное на практике; объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы; инновации могут способствовать преодолении кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность; инновации связаны с высоким доходом и риском. Таким образом, к основным свойствам инновации относятся: научно-техническая новизна; производственная применимость; коммерческая реализуемость; социальная значимость; лучшее удовлетворение существенного рыночного спроса или создание нового рыночного спроса; высокая рискованность, прибыльность или социальная эффективность для хозяйствующего субъекта и общества; относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность.

Инновации выполняют следующие основные функции: являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени); расширяют круг производимой продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом (закон возвышения и дифференциации потребностей); дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономики труда); помогают провести структуру воспроизводства в соответствии со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере (закон пропорциональности развития). Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.

Все основные определения были классифицированы на основе пяти подходов к определению инновации: объективному, процессному, объективно-утилитарному, процессно-утилитарному, процессно-финансовому.

Сущность объективного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология. Понятие "инновация" в объективно-вещественном значении означает, по существу, положительное, прогрессивное новшество, то есть идею или материальный объект, очень редко саму деятельность, которые являются новыми для экономической системы, принимающей и использующей их. Так, А.А. Харин и И.Л. Коленский определили инновацию как результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Наиболее яркое выражение данного подхода существует у Э.А. Уткина, который определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Объективный подход опирается на определение инновации как конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Однако данный подход уже был отмечен как неприемлемый с экономической точки зрения. От него нужно перейти к процессному подходу, если в качестве объекта понимать не конечный результат, а деятельность по созданию, распространению и использованию новшества.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и так далее. Именно этот подход наиболее приемлем с позиции рассмотрения всей системы экономических отношений, отношений производства при разработке или создании новшеств, отношений распределения при распространении нового, отношений обмена при коммерциализации новшеств, отношений потребления при освоении, внедрении или использовании новшеств.

Объективно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим "полезным эффектом".

233653.rtf

— 5.77 Мб (Скачать файл)

Московский Экономический Институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему "Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании""

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Основные подходы к определению инноваций

1.2 Основные этапы инновационного процесса

1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"

2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"

2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании

2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании

2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"

ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Инновации как фактор развития страховой деятельности. Стратегия инновационного развития

3.2 Маркетинг как инструмент внедрения инновационных разработок на страховом рынке

3.3 Тенденции современного страхового рынка в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Страхование - одна из древнейших экономических категорий общественных отношений, последовательно развивавшаяся в разных экономических формациях и получившая наиболее полную реализацию в современных рыночных условиях. Именно рыночная экономика создает наиболее благоприятные условия для развития страховых отношений, так как негосударственный сектор экономики нуждается во всеобщей страховой защите.

В России и за рубежом постоянно растет количество видов страховой защиты в связи с тем, что возможные страховые риски обуславливаются не только форс-мажорными обстоятельствами природных явлений, но и тенденциями научно-технического и социально-экономического развития той или иной страны.

Для повышения своей конкурентоспособности с целью привлечения большего числа страхователей отечественные страховые компании предпринимают определенные шаги в совершенствовании своей деятельности с помощью применения различного рода инноваций. При этом зачастую, копируется зарубежный опыт инновационного развития страхового бизнеса, без учета реальных условий функционирования российской экономики.

В настоящее время существует ряд особенностей страховой деятельности в современной России, определяемых практикой ведения страхового бизнеса и негативно влияющих на разработку и внедрение инноваций в этом секторе российской экономики. К ним можно отнести неэффективный менеджмент, сложность и ограниченность механизма инвестирования страховых резервов, слабая развитость инфраструктуры страхового рынка, недостаток квалифицированных кадров инновационной сферы и отсутствие долгосрочного стратегического планирования инновационной деятельности в страховых компаниях.

Возникает объективная необходимость в повышении эффективности страховой деятельности на основе ее инновационного развития, учитывающего особенности отечественного страхового рынка и позволяющего повысить качество организации страхового бизнеса, оптимально использовать источники инвестирования и рационально взаимодействовать с внешними организациями для реализации инновационных проектов в сфере страхования.

Основная цель дипломной работы заключается в изучении основных направлений и методов инновационного развития страховой деятельности, связанных с повышением ее эффективности. Достижение поставленной цели осуществляется путем рассмотрения ряда логических взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:

дать определение инновации и изучить основные этапы инновационного процесса;

рассмотреть инновационную политику, применяемую на предприятиях;

определить роль и место инноваций в повышении эффективности страховой деятельности;

выявить специфические особенности функционирования страхового рынка России;

рассмотреть способы контроля инновационной деятельности в страховой компании;

изучить возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании;

предложить механизм контроля инноваций, на примере ОАО "Русская страховая компания".

Объектом исследования является инновационная составляющая сферы страхования.

Предмет исследования - организационные и социально-экономические отношения между участниками инновационных процессов в сфере страхования.

Основы организации и практики страхования раскрыты в трудах: Галаганова В.П., Галагузы Н.Ф., Гвозденко А.А., Гинзбурга А.И., Грищенко Н.Б., Дюжикова Е.Ф., Климовой М.А., Косаренко Н.Н., Кудрявцева А.А., Маренкова Н.Л., Никитиной Т.В., Сербиновского Б.Ю., Скамай Л.Г., Сплетухова Ю.А., Шевченко О.Ю., Яковлевой Т.А.

Вопросы совершенствования страховой деятельности, с учетом её инновационной составляющей нашли отражение в ряде работ зарубежных и отечественных ученых и практиков. В их числе труды таких известных российских ученых, как: Агеев Ш.Р., Адамчук Н.Г., Архипов А.П., Васильев Н.М., Ивашкин Е.И., Крутик А.Б., Кондратьева А.В., Рудницкий В.В., Рябикин В.И., Сплеухов Ю.А., Шахов В.В. и др.

Кроме того, при написании работы использовались научные труды ведущих экономистов разных областей. Значительный вклад в разработку теоретических подходов к решению данных проблем внесли такие зарубежные исследователи как Акофф Р., Гитман Л.Д., Друкер П., Манэс А., Стюарт Т., Томпсон А.А. и др. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.

Структура дипломной работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

В первой главе дается определение инновациям, рассматриваются этапы инновационных процессов, а также система управления инновационной политикой на предприятии.

Во второй главе рассматриваются основные принципы контроля в страховании, способы его внедрения в страховой компании, принципы внедрения службы контроля инноваций на примере ОАО "Русская Страховая Компания"

В третьей главе описываются инновации в сфере страхования и стратегии их развития. Также рассматривается маркетинговые исследование, как инструмент внедрения инноваций на страховой рынок, проводится анализ тенденций развития страхового рынка в России.

Несмотря на достаточно большое количество работ, в экономической литературе не в полной мере освещены вопросы инновационного развития страховой деятельности.

Между тем, разработка и реализация инноваций в сфере страхования с учётом специфических особенностей функционирования страхового рынка, а также совершенствование механизмов привлечения инвестиций в инновационные процессы, позволяют существенно повысить эффективность страховой деятельности в современной России.

 

 

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

1.1 Основные подходы к определению инноваций

 

В современный период быстрого совершенствования производительных сил инновации являются главной движущей силой общественного производства. Интеграция производительной и научной сфер во второй половине ХХ века предопределила возникновение нового типа экономического роста. Такие понятия, как "новшества", "инновации", "инновационные процессы", "инновационная деятельность", "инновационная политика", прочно закрепились в текущем лексиконе небольших групп предпринимателей, которые практически реализуют основные прогрессивные изменения в экономике через ее реформирование или революционное переустройство за счет научно-технических, информационных, экономических и управленческих революций, носящих мирный характер радикальных изменений.

Инновацию (от лат. "innovate" - обновление, улучшение, англ. "innovation" - нововведение) можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова "innovation". Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств".

Целесообразно разграничивать понятия "новшество" и "инновация". Новшеством является оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут быть оформлены в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и тому подобное); результатов маркетинговых исследований и так далее. Тогда инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта. Кроме этого новшества могут разрабатываться как для индивидуальных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На "входе" фирмы как системы будут присутствовать новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На "выходе" фирмы имеют место только новшества как товары.

В понятие "инновация" можно включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию, если рассматривать инновацию как процесс с этими этапами. При этом новшества могут разрабатываться при любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара, а инновация проявляет себя с внедрения и использования новшеств. В узком смысле инновация, как и нововведение, - это освоение через внедрение новой техники и технологии улучшенных методов организации и управления. В широком смысле инновация - это "деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм". В общем плане инновация - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Большинство исследователей характеризуют инновации по следующим аспектам: инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы; инновацией считается новшество, реализованное на практике; объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы; инновации могут способствовать преодолении кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность; инновации связаны с высоким доходом и риском. Таким образом, к основным свойствам инновации относятся: научно-техническая новизна; производственная применимость; коммерческая реализуемость; социальная значимость; лучшее удовлетворение существенного рыночного спроса или создание нового рыночного спроса; высокая рискованность, прибыльность или социальная эффективность для хозяйствующего субъекта и общества; относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность.

Инновации выполняют следующие основные функции: являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени); расширяют круг производимой продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом (закон возвышения и дифференциации потребностей); дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономики труда); помогают провести структуру воспроизводства в соответствии со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере (закон пропорциональности развития). Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.

Все основные определения были классифицированы на основе пяти подходов к определению инновации: объективному, процессному, объективно-утилитарному, процессно-утилитарному, процессно-финансовому.

Сущность объективного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология. Понятие "инновация" в объективно-вещественном значении означает, по существу, положительное, прогрессивное новшество, то есть идею или материальный объект, очень редко саму деятельность, которые являются новыми для экономической системы, принимающей и использующей их. Так, А.А. Харин и И.Л. Коленский определили инновацию как результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Наиболее яркое выражение данного подхода существует у Э.А. Уткина, который определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Объективный подход опирается на определение инновации как конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Однако данный подход уже был отмечен как неприемлемый с экономической точки зрения. От него нужно перейти к процессному подходу, если в качестве объекта понимать не конечный результат, а деятельность по созданию, распространению и использованию новшества.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и так далее. Именно этот подход наиболее приемлем с позиции рассмотрения всей системы экономических отношений, отношений производства при разработке или создании новшеств, отношений распределения при распространении нового, отношений обмена при коммерциализации новшеств, отношений потребления при освоении, внедрении или использовании новшеств.

Объективно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим "полезным эффектом".

Allbest.ru Home.html

— 137 байт (Скачать файл)

Информация о работе Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании"