Прокурор как субъект гражданских процессуальных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности представленной курсовой работы, целью является анализ правового института участия прокурора в гражданском процессе Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть статус прокурора как субъекта гражданских процессуальных правоотношений;
2)определить цели и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
3) выявить правовое положение прокурора в гражданском процессе;
4) определить формы участия прокурора в гражданском процессе.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении трудового  спора суд неправомерно оставил  без внимания доводы заявителя, просившего восстановить срок для обращения  в суд, пропущенный по уважительной причине.

Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда РФ решение  отменила, указав следующее.

В силу ст. 392 ТК РФ, в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены  судом.

Истец при обращении в  суд объяснил, что в соответствии с Регламентом соревнований по футболу, лицам, внесенным в заявочный  лист команд, не разрешается переносить свои споры в суд до рассмотрения их в футбольных инстанциях. В случае нарушения приведенного требования Регламента он мог быть дисквалифицирован.

При рассмотрении спора суд  оставил без внимания указанные  обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока для обращения  в суд.

По общему правилу, закрепленному  в ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, обязанность  доказывания обстоятельств, на которые  сторона ссылается как на основание  своих требований и возражений, лежит  на этой стороне.

При этом по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по инициативе работодателя, бремя доказывания  законности увольнения и соблюдения его порядка лежит на ответчике (работодателе).

В соответствии со ст. 154 ГПК  РФ, дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судьей до истечения месяца со дня поступления  заявления в суд, а другие трудовые дела должны быть рассмотрены мировым  судьей до истечения месяца со дня  принятия заявления к производству. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое  для подготовки дела к судебному  разбирательству.

Вместе с тем, руководствуясь ч. 3 ст. 152 ГПК РФ, по сложным делам  с учетом мнения сторон судья может  назначить срок предварительного судебного  заседания, выходящий за пределы  указанного выше месячного срока.

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное  или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.

В случае подачи апелляционной  жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение судьи не отменено. Если решением районного суда отменено или  изменено решение мирового судьи  и принято новое решение, оно  вступает в законную силу немедленно.

В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

На основании ст. 320 ГПК  РФ, на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Ст. 331 ГПК РФ предусматривает также, что  на определение мирового судьи прокурором может быть принесено представление  в районный суд в случаях, предусмотренных  Кодексом, либо если это определение  исключает возможность дальнейшего  движения дела. Рассмотрение дела судом  апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.

В соответствии со ст. 336 ГПК  РФ, на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых  судей, прокурором, участвующим в  деле, может быть принесено кассационное представление.

Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в  суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК  РФ, он в соответствии со ст. ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим  в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем  внесения апелляционных и кассационных представлений.

Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений  оговорены в главах 39 и 40 ГПК РФ. Из смысла норм гл. 40 ГПК РФ следует, что в судебном заседании в  кассационной инстанции должен участвовать  прокурор, участвующий в деле и  принесший кассационное представление. Однако к требованиям ст. ст. 336, 357 и 359 ГПК РФ об участии прокурора  в суде кассационной инстанции нужно  подходить с учетом положений  ст. ст. 34, 35 и 45 ГПК РФ в их взаимосвязи. Необходимо обратить внимание на то, что  в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела. в судебном заседании кассационной инстанции принимает участие:

- должностное лицо органов  прокуратуры по поручению прокурора  республики, края, области, города  федерального значения, автономной  области, автономного округа, военного  округа (флота) в верховном суде  республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде  автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

- должностное лицо органов  прокуратуры по поручению Генерального  прокурора Российской Федерации  в Судебной коллегии по гражданским  делам, Военной коллегии и Кассационной  коллегии Верховного Суда Российской  Федерации.

По некоторым категориям трудовых споров дела рассматриваются  в порядке приказного производства. В соответствии со ст. 122 ГПК РФ, судебный приказ может быть выдан, если заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. Заявление о выдаче судебного  приказа может быть также направлено и прокурором.

Судебный приказ является самостоятельным видом судебного  постановления по гражданским делам, которое выносится по итогам приказного производства, представляющего собой  упрощенную процедуру защиты нарушенного  субъективного права в суде первой инстанции. По общему правилу, дела о  выдаче судебного приказа рассматриваются  мировым судьей, однако в случае отвода мирового судьи и невозможности  передать дело другому мировому судье, отсутствия мировых судей в данном районе или наличия других обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела мировым судьей, судебный приказ выносится судьей районного суда.

В приказном производстве отсутствуют истец и ответчик, а противостоящие стороны именуются  взыскателем (кредитором) и должником. В отличие от искового производства в приказном производстве разрешаются  бесспорные и документально подтвержденные требования взыскателя. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления  о выдаче судебного приказа в  суд. Судебный приказ выносится без  судебного разбирательства и  вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Судья высылает копию судебного  приказа должнику, который в течение  десяти дней со дня получения приказа  имеет право представить возражения относительно его исполнения. В случае если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья  выдает взыскателю второй экземпляр  судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его  к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен  судом для исполнения судебному  приставу-исполнителю.

Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный  срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении  об отмене судебного приказа судья  разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено  в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после  дня его вынесения.

В п. 33 названого постановления  предусмотрены дополнительные по сравнению  со ст. 379 ТК РФ формы (способы) самозащиты трудовых прав. В частности, работнику  предоставлено право самостоятельно использовать дни отдыха, предоставление которых не зависит от усмотрения работодателя, например, время отпуска  в связи с обучением. Данное правило  может быть использовано работником организации любой формы собственности  и хозяйствования.

Президиум краевого суда с  выводом районного суда об установлении компенсации в таком размере  не согласился, поскольку назначенная  судом к взысканию в пользу истицы в качестве компенсации морального вреда сумма в 15 тысяч рублей явно несоразмерна нравственным страданиям, испытываемым истицей в связи  со смертью единственной дочери. Более  того, суд не учел, что ответчик –  это юридическое лицо, которое  должно обеспечить безопасность людей  при нахождении на территории предприятия. Поданному делу вынесено новое решение  об удовлетворении исковых требований заявительницы в полном объеме.

Вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании статьи 381 Трудового  кодекса РФ, согласно которой индивидуальный спор – неурегулированные разногласия  между работодателем и работником по вопросам применения законов и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного  договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или  изменении индивидуальных условий  труда), о которых заявлено в орган  по рассмотрению трудовых споров.

Учитывая то, что отношения  между единоличными исполнительными  органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных  исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами – с другой, основаны на трудовых договорах (глава 43 Трудового кодекса  РФ), дела по искам указанных лиц  о признании недействительными  решений коллегиальных органов  акционерных обществ, иных хозяйственных  товариществ и обществ о досрочном  прекращении их полномочий, о восстановлении в занимаемых должностях и оплате времени вынужденного прогула подведомственны  судам общей юрисдикции, которые  в силу статей 382 и 391 Трудового кодекса  РФ являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.

Из разъяснения вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года (п. 7) следует, что ГПК РФ не определяет порядок  производства по делам об административных правонарушениях, в том числе  и порядок рассмотрения жалоб  на постановления, вынесенные по делам  об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 года устанавливает  Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Так, в случае нарушения  законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, принуждение  к участию или отказу от участия  в забастовке, нарушение прав инвалидов  в области трудоустройства и  занятости (ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.40, 5.42) КоАП РФ предусмотрено возбуждение прокурором административного производства.

Возбуждается производство постановлением, которое вместе с  заявлением о привлечении к административной ответственности направляется в  суд. Право вынесения указанного постановления дано только прокурору  и его заместителю. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 правонарушения, предусмотренные  указанными нормами материального  права, рассматриваются мировым  судьей, и прокурор вправе принимать  участие в рассмотрении.

При осуществлении надзора  за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить  дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или  аналогичным законом субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Согласно указанной правовой норме, прокурор вправе возбудить дела за нарушение законодательства о  труде и охране труда работодателем (ст. 5.27 КоАП РФ), за нарушение прав инвалидов  в области трудоустройства и  занятости (ст. 5.43 КоАП РФ), сокрытие работодателем  страхового случая (ст. 5.44 КоАП РФ), увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ), а также при нарушении  работодателем требований ТК РФ по заключению коллективного договора и связанных с ним мероприятий (ст. ст. 5.28-5.33 КоАП РФ).

Прокурор, как уже упоминалось, вправе возбудить дело об административном правонарушении перечисленных нарушений, несмотря на то, что они подведомственны  Федеральной инспекции труда  и его территориальным органам.

В тех случаях, когда производство по указанным выше правонарушениям  осуществляется в форме административного  расследования, эти дела рассматриваются  судьями районных судов, где прокурор также участвует в рассмотрении дела. Дела об административных правонарушениях  рассматриваются в суде в порядке  искового судопроизводства.

Лицо, на которое составлено постановление о возбуждении  производства об административном правонарушении прокурором, должен ознакомиться с  этими документами, подписать его, написать объяснения суду, получить под  расписку копию постановления.

Постановление об административном правонарушении подписывается прокурором, его составившим, а также работодателем (или его законным представителем), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Участникам производства по делу необходимо разъяснить их права и обязанности, поскольку несоблюдение этих требований может повлечь прекращение дела.

В соответствии со ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих  инстанций по жалобам на это постановление  могут быть опротестованы прокурором в порядке и сроки, установленные  этим законом.

Таким образом, прокурор должен принять участие в защите прав и законных интересов гражданина в сфере труда, путем надзора  за соблюдением и исполнением  законов на территории Российской Федерации, если имеются к тому основания  во всех стадиях:

- возбуждении дела об  административном правонарушении;

- рассмотрении производства  по делу;

- пересмотре решения или  постановления по делу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам всестороннего  анализа правового института  участия прокурора в гражданском  процессе можно заключить ниже следующее.

Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих  задач по надзору за верховенством  закона, единством и укреплением  законности.

Гражданин практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями  работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и  т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора  в гражданском процессе.

Информация о работе Прокурор как субъект гражданских процессуальных правоотношений