Понятие и значения статуса судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе

Файлы: 1 файл

1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Прекращение полномочий судьи.  Отставка судьи

 

Действующий закон предусматривает две формы прекращения полномочий судей: 1) лишение полномочий и 2) освобождение от исполнения служебных обязанностей. Согласно ст.72 Закона о судоустройстве и статусе судей судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с их высоким статусом, не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их. Освобождение судьи от исполнения обязанностей возможно по следующим основаниям: по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы; в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу; по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно; по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи; по собственному желанию; в связи с утратой гражданства Республики Беларусь. Решение об освобождении от исполнения обязанностей принимается избравшим или назначившим его органом с учетом заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляют только случаи, когда полномочия судьи прекращаются по собственному желанию или в связи с утратой гражданства. Порядок лишения судей полномочий и освобождения их от должности определяется законодательными актами. Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей. Согласно ст. 75 Закона о судоустройстве и статусе судей судья, проработавший на должности судьи не менее двадцати лет, вправе выйти в отставку независимо от возраста и причин ухода. Судья также считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи: с признанием его недееспособным в определенном законом порядке; невозможностью исполнения своих полномочий продолжительный срок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Судье, вышедшему в отставку, выплачивается выходное пособие в расчете месячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьей, но не менее шестикратного среднего месячного заработка на оставляемой должности. Судье, находящемуся в отставке и имеющему трудовой стаж на должности судьи не менее двадцати лет, выплачивается ежемесячное содержание, не облагаемое налогом, в размере 60 % должностного оклада на соответствующей должности судьи на момент выплаты содержания с учетом индивидуальных надбавок и доплат, которые имел данный судья.

Если трудовой стаж на должности  судьи отставного судьи менее  двадцати лет, то по достижении возраста 55 (для женщин – 50) лет выплачивается  пожизненное содержание пропорционально стажу работы на должности судьи. Судье в отставке, трудовой стаж которого на должности судьи более двадцати лет, размер пожизненной платы увеличивается на 3 % за каждый полный год работы свыше двадцати лет. Однако сумма содержания не может быть больше 75 % размера должностного оклада судьи на соответствующей должности на момент выплаты содержания с учетом индивидуальных надбавок и доплат. При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда – Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов – Председателем Высшего Хозяйственного Суда. Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – Президентом с уведомлением Совета Республики. Закон предусматривает также временное приостановление полномочий судьи в случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей). В Законе о хозяйственных судах 1998 г. (ст. 9) перечень случаев приостановления полномочий судьи хозяйственного суда дополнен, кроме того, такими основаниями как-то: признание судьи безвестно отсутствующим по решению общего суда, вступившим в законную силу; участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные должности. В случае приостановления полномочий судьи заработная плата и иные выплаты производятся в порядке, установленном законодательством. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи (ст. 9). Есть все основания указанные положения распространить и на судей общих судов.

 

5. Квалификационная аттестация  судей

 

Квалификационные классы Порядок  проведения квалификационной аттестации судей общих, хозяйственных судов  и присвоения им квалификационных классов определяется Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626 . Квалификационная аттестация судьи – это объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней актами законодательства.

Основными целями квалификационной аттестации признаются: улучшение качественного  состава судей; установление соответствия судьи занимаемой должности; стимулирование профессионального роста судей, определение необходимости их переподготовки; повышение ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия. Различаются два вида квалификационной аттестации судей: очередная и внеочередная. Первая проводится в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – в течение шести месяцев работы; при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей квалификационной аттестации. Внеочередная квалификационная аттестация проводится при назначении на должность судьи бессрочно, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий; при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; при назначении на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе. Не подлежит квалификационной аттестации Председатели Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда. В отношении судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов квалификационная аттестация проводится квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции. Квалификационная аттестация в отношении судей, входящих в состав квалификационных коллегий судей областных (Минского городского), районных (городских) судов и судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов, – также осуществляется квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению соответственно председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов и руководителя соответствующего органа юстиции. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), Белорусского военного и межгарнизонных военных судов проходят аттестацию в квалификационных коллегиях судей областей (г. Минска) и военных судов по представлению председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов и руководителя соответствующего органа юстиции. Судьи Высшего Хозяйственного Суда, председатели хозяйственных судов областей и их заместители – в квалификационной коллегии хозяйственных судов по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции, а судьи хозяйственных судов областей – в той же коллегии, но по представлению председателей хозяйственных судов областей и руководителя соответствующего органа юстиции. Согласно ст. 9 вышеназванного Положения в зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа и опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой должности квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих решений: о присвоении очередного квалификационного класса; о присвоении судье более высокого квалификационного класса; об оставлении ранее присвоенного квалификационного класса; о понижении судьи в квалификационном классе; об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении судьи от должности. Квалификационная коллегия вправе также по результатам квалификационной аттестации ходатайствовать пред председателем соответствующего суда или органа юстиции о поощрении судьи, о зачислении его в резерв для назначения на вышестоящие должности. По результатам аттестации судьи принимается решение и оформляется аттестационный лист. Их копии хранятся в личном деле судьи. Для судей судов Республики Беларусь установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Высший, первый и второй квалификационные классы присваиваются председателям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, их заместителям и судьям этих судов; первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных, Минского городского судов, Белорусского военного суда, межгарнизонных военных судов и хозяйственных судов областей, а также судьям областных, Минского городского, Белорусского военного суда и хозяйственных судов областей; судьям районных (городских) и межгарнизонных военных судов; третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям по административным делам и исполнительным производствам. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе следующие: в пятом квалификационном классе – 2 года; в четвертом квалификационном классе – 3 года; в третьем квалификационном классе – 4 года; во втором квалификационном классе – 5 лет. Срок пребывания в первом и высшем квалификационном классе не установлен. Как правило, присвоение очередного квалификационного класса производится после окончания срока нахождения в предыдущем. Однако высококвалифицированному судье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается присвоение внеочередного квалификационного класса, но не более чем на один квалификационный класс выше того, который предусмотрен Положением. Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса производится Президентом Республики Беларусь: по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции – в отношении судей Верховного Суда и других общих судов; по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции – в отношении судей хозяйственных судов.

Представление вносится в установленном порядке. К нему прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае принятия квалификационной коллегией судей решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения. За судьей, пребывающем в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Лишен квалификационного класса может быть судья в случае освобождения его от должности в связи с совершением им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих судебную власть, а также в связи с вступлением в силу в отношении судьи обвинительного приговора. Судьям, имеющим квалификационным классы, производятся доплаты к должностным окладам в размерах, установленных Президентом Республики Беларусь. Необходимое условие сохранения и повышения процессуальной квалификации судей – это непрерывное образование, систематическое, целенаправленное, постоянное приобретение знаний, умений и навыков, пополнение и обновление своего профессионального багажа. В ст. 9 Кодекса чести судьи Республики Беларусь от 5 декабря 1997 года указывается, что судья обязан постоянно заниматься повышением совей квалификации., поддерживать знания на уровне, необходимом для надлежащего выполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия. Важное место в повышении квалификации судей, как и других работников юстиции, отведено Институту переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белгосуниверситета, начавший свою работу с октября 1999 года.

 

6. Материальное и социальное  обеспечение судей. Меры правовой  и социальной защиты судов

 

Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать условия независимого исполнения ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров, их стабильности (ч. 2 ст. 76 Закона о судоустройстве и статусе судей). Именно поэтому первый съезд судей Республики Беларусь в своей резолюции от 5 декабря 1997 г. записал, что необходимо не только повышать профессионализм судей, усиливать их ответственность за качество осуществления правосудия, но и надлежаще обеспечить гарантии правовой и социальной защиты судей, улучшить материально-техническое состояние судов, внедрять в их работу научно обоснованные нормативы нагрузки судей . Иначе говоря, на современном этапе важно усилить реальные гарантии независимости и безопасности судей, установленные действующим Законом о судоустройстве и статусе судей. Вопросы материального и социального обеспечения судей, их социальной и правовой защиты регулируются статьями 76-78 (гл. Ш) Закона о судоустройстве и статусе судей, Указом Президента Республики Беларусь № 625 “Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь” от 4 декабря 1997 г. и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. Ими установлены следующие виды обеспечения судей: соответствующая оплата труда; обеспечение форменной одеждой; внеочередная установка квартирного телефона; обеспечение благоустроенным жильем; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом его дополнительности и оплаты стоимости проезда; бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; обеспечение пожизненным содержанием в случае ухода в отставку или пенсией на общих условиях в соответствии с законодательством. Заработная плата судей состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный класс и выслугу лет, премий и иных выплат в соответствии с законодательством.

Размеры должностных  окладов Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и других судей судов Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь. Им же определяются порядок и условия присвоения судьям квалификационных классов, а также размеры надбавок за них и выслугу лет. Судьям, имеющим ученую степень, осуществляется ежемесячная доплата. Размеры должностных окладов судей судов республики устанавливаются в процентном отношении к должностным окладам Председателей высших судов (Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного). Выплата заработной платы судьям производится за счет средств республиканского бюджета. Судьи обеспечиваются бесплатной форменной одеждой в порядке и на условиях, определяемых главой государства. В соответствии со ст. 42 п.3 Закона о хозяйственных судах судьи хозяйственных судов осуществляют правосудие в мантиях. Как отмечалось выше, в настоящее время судьи всех судов республики отправляют правосудие в судейских мантиях. Согласно ст. 76 Закона о судоустройстве и статусе судей судья не имеющий жилой площади, проживающий в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, а также нуждающийся в улучшении жилищных условий, не позднее шести месяцев после назначения на должность судьи или постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются благоустроенным жилым помещением в виде отдельной квартиры или дома. Жилые помещения предоставляются соответствующими исполнительными органами. Жилая площадь, занимаемая семьями судей, имеющими стаж работы более 20 лет, передается в их собственность бесплатно.

С 9 сентября 1997 года действует  декрет о предоставлении судьям, как  и прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, служебного жилья. Судьям по их желанию вместо жилья могут предоставляться льготные банковские кредиты на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство. Жизнь и здоровье судей подлежат государственному обязательному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В предусмотренных законом случаях страховые организации выплачивают страховые суммы соответствующему судье или его наследникам. Судьи освобождаются от прохождения воинских сборов. Они имеют право хранения, ношения и применения огнестрельного оружия, а также боеприпасов к нему. Важно подчеркнуть, что гарантии мер правовой и социальной защиты судей на территории Республики не могут быть сокращены или исключены иными законодательными актами (ст.78 Закона о судоустройстве и статусе судей). Тем самым указывается на их незыблемость, необходимость претворения в жизнь. Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 340-3 “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

Информация о работе Понятие и значения статуса судей