Критерии подведомственности дел арбитражным судам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

На наш взгляд, в новом АПК при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) – связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Критерий субъектного состава хотя и остался, но ушел постепенно на второй план, тем самым обеспечивая специализацию каждого из судов гражданской юрисдикции.

Содержание работы

1. Критерии подведомственности дел арбитражным судам…………………3
2. Решение задачи № 1………………………………………………………….9
3. Решение задачи № 2…………………………………………………………10
4. Список литературы…………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Контрольная арбитражный процесс.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

План.

1. Критерии подведомственности дел арбитражным судам…………………3

2. Решение задачи №  1………………………………………………………….9

3. Решение задачи №  2…………………………………………………………10

4. Список литературы…………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Критерии подведомственности дел арбитражным судам.

На наш взгляд, в новом  АПК при сохранении отдельных  спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание  основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) – связан ли предмет спора с предпринимательской  либо иной экономической деятельностью  или нет. Критерий субъектного состава  хотя и остался, но ушел постепенно на второй план, тем самым обеспечивая  специализацию каждого из судов  гражданской юрисдикции. В этом плане  получил развитие обоснованный профессором  Ю.К. Осиповым в качестве основного  критерия характер правоотношения, из которого возникают юридические дела. Сделанный в иную социально-правовую эпоху, данный вывод получил сегодня новое звучание и отражение в системе процессуального законодательства.

Указанные критерии сформулированы в § 1 гл.4 АПК, ст.22 ГПК и других федеральных законах, а также  разъясняются и конкретизированы в  судебной практике, прежде всего в  ряде совместных постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

На указанной основе можно  выделить несколько таких критериев:

1) характер или предмет  дела (экономический и связанный  с предпринимательской или иной экономической деятельностью);

2) субъектный состав (сторон);

3) наличие соглашения  сторон;

4) спорность или бесспорность права;

5) характер нормативного  акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Первый и основной критерий – спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны  с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. Данный критерий экономического спора прямо  сформулирован в ч.1 ст.27 АПК, ст.1, 2 и др. АПК, ч.3 ст.22 ГПК. Значимость указанного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч.4 ст.22 ГПК суды общей  юрисдикции не разрешают экономические  споры и другие дела, отнесенные федеральными конституционными законами и федеральными законами к ведению  арбитражных судов. Тем самым  данный критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку  закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.

Прямо в законодательстве понятие экономического спора не определено, что затрудняет толкование данного критерия подведомственности. На указанное положение обращали внимание комментаторы новейшего процессуального законодательства. На наш взгляд, экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон – спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности. На такое понимание данного вопроса ориентировал в свое время п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", в котором подчеркивается необходимость исходить из существа взаимоотношений спорящих сторон.

Согласно п.1 ст.2 ГК предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. При этом экономический  характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской  деятельности, но и в доступе к  этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

К экономическим спорам относятся  споры из гражданских (ст.28 АПК) и  публичных правоотношений (ст.29). Характер правоотношения является оценочной  категорией, и его выяснение связано  с оценкой целой группы фактических  обстоятельств. Внешним признаком  отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих его правовых норм. Однако нередко  источники той или иной отрасли  права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Так, многие законодательные  акты последних лет, например Федеральные  законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", носят  межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и  административного, финансового, процессуального  и иного права. Некоторые источники  права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях  на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела – его связь с  предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Например, в этом плане  можно привести разъяснение, данное в п.20 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных  с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Здесь разъяснено, что  дела об оспаривании решений и  действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов арбитражных  судов, а также исполнительных документов иных органов подведомственны арбитражным  судам, если заявителем является организация  или индивидуальный предприниматель. На первое место здесь поставлен критерий нарушения прав данных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а не характер исполнительного документа, как это было до сих пор согласно правилам ст.90 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ч.3 ст.27 АПК круг дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, не является закрытым и может расширяться путем  принятия новых федеральных законов. При этом речь идет, скорее всего, об отнесении к подведомственности арбитражных судов новых дел  путем расширения правил специальной  подведомственности, когда данная новая  категория дел не относится к  ведению арбитражных судов по основному критерию – связь дела с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Второй критерий – субъектный состав сторон. Согласно ч.2 ст.27 АПК арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане).

Субъектный состав спора, а именно юридический статус сторон, также наряду с характером дела позволяет  более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие.

Во-первых, юридические лица, т.е. организации, которые имеют в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим  обязательствам этим имуществом, могут  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.49 ГК). Правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", поскольку оно считается созданным с момента такой регистрации.

Следует иметь в виду, что не все споры между организациями  подведомственны арбитражному суду. Например, спор некоммерческой организации  с государственным органом об отказе в регистрации изменений  в ее учредительные документы не является экономическим по своему характеру и, следовательно, подведомствен суду общей юрисдикции. Так, в соответствии со ст.12 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции. Вместе с тем согласно ст.23 указанного Закона религиозные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в связи с чем возникающие при этом экономические споры с другими организациями подведомственны арбитражному суду.

Во-вторых, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке. В соответствии со ст.23 ГК граждане вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего  деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с  момента государственной регистрации  крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями  либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора  арбитражному суду сохраняется до тех  пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя.

На наш взгляд, сохраняют  свое значение по подведомственности споров с участием граждан-предпринимателей разъяснения, содержащиеся в п.13 постановления  Пленума Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Здесь подчеркнуто, что  споры между гражданами, зарегистрированными  в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются  арбитражными судами, за исключением  споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются  споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства. При разрешении указанных споров арбитражным судам  следует руководствоваться нормами  АПК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими  организациями, если иное не вытекает из закона, иного правового акта или существа правоотношений (п.3 ст.23 ГК).

Учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью, но не прошедший государственную  регистрацию в качестве индивидуального  предпринимателя, не приобретает в  связи с занятием этой деятельностью  правового статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в  том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст.22 ГПК подведомственны  суду общей юрисдикции. При разрешении данных споров могут быть применены  положения ГК об обязательствах, связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности (п.4 ст.23 ГК). С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

Таким образом, важно анализировать  все критерии подведомственности арбитражному суду споров с участием граждан-предпринимателей. Если такой гражданин является стороной договора как потребитель в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", то соответственно такой  спор не носит экономического характера  и подведомствен суду общей юрисдикции. В случае, если между гражданином-предпринимателем и организацией заключен какой-либо гражданско-правовой договор, связанный с деятельностью гражданина как предпринимателя, например на оказание каких-либо услуг и выполнение работ для организации, то такой спор подведомствен арбитражному суду.

Споры с участием нотариусов арбитражным судам не подведомственны, поскольку в соответствии со ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате  нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому если в арбитражном суде ставится вопрос об оспаривании действительности сделки в связи с нарушением правил нотариального  производства, т.е. оспариваются действия нотариуса, такое дело подведомственно  суду общей юрисдикции в порядке  гл.37 ГПК. Данное положение применительно  к налоговым спорам с участием нотариусов, занимающихся частной практикой, а также частных охранников, частных  детективов подтверждено в п.50 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых  вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В-третьих, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст.2, 124 и др. ГК) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.

В-четвертых, государственные  органы (например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее территориальные  органы), иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено  право участия в арбитражном  процессе с целью защиты имущественных  интересов государства и представляемых ими органов.

В-пятых, в случаях, установленных  АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны  дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального  предпринимателя. В этом плане новый  Кодекс расширил участие в арбитражном  процессе граждан, не имеющих статуса  предпринимателя, введя правила  специальной подведомственности (ст.33 АПК).

В-шестых, иностранные организации, международные организации, иностранные  граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями (ч.5 ст.27 АПК), если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации.

Дела с участием иностранных  лиц одновременно подведомственны  как арбитражным судам (ч.5 ст.27 АПК), так и судам общей юрисдикции (ч.2 ст.22 ГПК). До вступления в силу нового АПК нами давалось толкование подведомственности по спорам с участием иностранных  лиц как альтернативной, поскольку  дела с их участием рассматривались  как судами общей юрисдикции, так  и арбитражными судами по выбору истца. Теперь, на наш взгляд, дела с участием иностранных лиц и организаций с иностранными инвестициями утрачивают альтернативную подведомственность и должны рассматриваться каждым из судов в соответствии с его компетенцией. Если спор с участием иностранных лиц и организаций с иностранными инвестициями носит экономический характер и связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то тогда он подведомствен арбитражному суду. В остальных случаях, например, споры из трудовых, семейных отношений с участием иностранных лиц подведомственны судам общей юрисдикции.

Информация о работе Критерии подведомственности дел арбитражным судам