Подведомственность дел Арбитражному суду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

В каждодневной жизни редко кто вспоминает о существовании арбитражных судов и их функциях. Предпринимательская деятельность диктует свои заботы. Основное для предпринимателя - это дело, процветание бизнеса. Но последнее зависит не только от самого предпринимателя, но и от лиц, его окружающих: контрагентов и партнеров, государственных и иных органов, контролирующих осуществление предпринимательской деятельности и т. п. Именно в отношениях с другими субъектами граждане и организации реализуют свои права и исполняют свои обязанности.

Содержание работы

Введение

3
Подведомственность дел Арбитражному суду.

6
Подсудность дел Арбитражному суду.

26
Заключение.

36
Список использованной литературы.

37
Задача 1.

38

Файлы: 1 файл

Арбитражное судопроизводство.docx

— 65.76 Кб (Скачать файл)

Введение

 

3

  1. Подведомственность дел Арбитражному суду.
 

6

  1. Подсудность дел Арбитражному суду.
 

26

Заключение.

 

36

Список использованной литературы.

 

37

Задача 1.

 

38





Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Гражданский процесс и  арбитражный процесс имеют много  общего, но по сути своей они различны. Так, например, подведомственность и  подсудность этих процессов и  определяют будет ли дело разбираться в арбитражном суде либо в гражданском.  

В арбитражном процессе, также как и в гражданском, есть подсудность и подведомственность дел, участники процесса, доказательства, возбуждение, рассмотрение дел в  суде, но каждый элемент процесса имеет  специфику именно арбитража. И это  определяется подсудностью дела данному  суду. 

Арбитражный процесс отличается от гражданского тем, что в арбитражном  суде рассматриваются дела между  предпринимателями и организациями, в основном юридическими лицами, а  также индивидуальными предпринимателями.  

Таким образом, специфика  арбитражного процесса заключается  в подсудности и подведомственности дел. 

В каждодневной жизни редко  кто вспоминает о существовании  арбитражных судов и их функциях. Предпринимательская деятельность диктует свои заботы. Основное для  предпринимателя - это дело, процветание  бизнеса. Но последнее зависит не только от самого предпринимателя, но и от лиц, его окружающих: контрагентов и партнеров, государственных и  иных органов, контролирующих осуществление  предпринимательской деятельности и т. п. Именно в отношениях с другими  субъектами граждане и организации  реализуют свои права и исполняют  свои обязанности. 

Обычно права и обязанности  не нуждаются в защите, ибо обладатели прав самостоятельно их осуществляют, а обязанные лица добровольно  исполняют возложенные на них  обязанности. 

Иногда между субъектами возникают споры по поводу взаимных прав и обязанностей, вызываемые различной  оценкой существующих между сторонами  отношении, что может быть обусловлено  как сложной структу-рой связен между сторонами, так и недобросовестным поведением одной из сторон (неисполнением без уважительных причин обязанности, причинением вреда и отказом от его возмещения, безосновательным завла-дением чужим имуществом и отказом в возврате законному владельцу и т. д.).  

Спор всегда означает отсутствие единого мнения у разных лиц по поводу объема прав определенного субъекта или соблюдения интереса данного  субъекта со стороны другого лица. Одно лицо считает право принадлежащим  ему, в то время как другое лицо с этим в силу различных причин не соглашается. Следствием спора является невозможность свободного осуществления  права или реализации интереса, т. е. возникновение препятствия на пути реализации права. И в таком  случае право или интерес необходимо защищать. 

В хозяйственной практике организации и граждане, как правило, пытаются устранить возникшие разногласия  посредством переговоров, достичь  согласия по спорным вопросам. Мирное урегулирование конфликта предпочтительно, т. к. ликвидируется субъективная сторона  спора, несогласие с позицией другой стороны, субъекты приходят к взаимоприемлемым условиям разрешения спорной ситуации (не случайно даже на суды возложена  задача содействовать достижению мирового соглашения сторонами). В результате заинтересованные лица самостоятельно осуществляют защиту своих прав, не прибегая к помощи иных лиц. 

Однако сторонам не всегда удается достичь соглашения, и  спор по поводу их взаимных прав и обязанностей в таком случае продолжается, что  не способствует устойчивости хозяйственного оборота, негативно отражается на жизни  государства и общества в целом.

Государство заинтересовано в нормальном функционировании хозяйственного механизма, соблюдении прав и интересов  организаций и граждан. В Конституции  Российской Федерации провозглашено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в  Российской Федерации гарантируется (п. 1 ст. 45). Гарантированность государственной  защиты прав и свобод достигается, в частности, посредством создания специальных органов, чьими задачами является защита нарушенных прав и интересов посредством разрешения передаваемых на их рассмотрение споров, и к помощи которых заинтересованные лица могут прибегнуть при не возможности мирного урегулирования имеющихся разногласий.

В Российской Федерации защиту прав и интересов осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражные и  третейские суды, а в предусмотренных  законом случаях и административные органы. Основными органами, осуществляющими  защиту прав и интересов, являются все  же суды. Статьей 46 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд (п. 2 ст. 46). Таким образом, только вердикт  суда в деле защиты прав и интересов  является окончательным.

Суды осуществляют правосудие, т. е. специфичную и только им свойственную функцию по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции дел (п. I ст. 118 Конституции РФ),

В самом общем виде судебную систему Российской Федерации можно  изобразить как систему судов  общей юрисдикции, систему арбитражных  судов и Конституционный Суд  Российской Федерации. Существуют также суды субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Защита прав организаций  и граждан-предпринимателей осуществляется в основном арбитражными судами, являющимися  специализированными органами по разрешению спорой в сфере предпринимательской  и иной экономическом деятельности.

Порядок деятельности арбитражных  судов, как деятельности особого  рода, регламентирован в нормативных  правовых актах Российской Федерации, главные из которых - Конституция Российской Федерации, Федеральный Конституционный закон от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.06.02 № 95-ФЗ. Перечисленные законы устанавливают единообразный порядок деятельности арбитражных судов по защите прав и интересов организаций и граждан на всей территории России. Единообразный порядок рассмотрения и разрешения споров является гарантией судебной защиты прав и свобод.

Но деятельность арбитражных  судов по защите прав и интересов  организаций и граждан не возникает  сама по себе. Для этого необходима инициатива лиц, считающих свои права  и интересы ущемленными.

Данное издание призвано помочь лицам, столкнувшимся с нарушением их прав и законных интересов и  намеревающимся обратиться в арбитражный  суд за защитой, определить, подлежит ли спор рассмотрению в арбитражном  суде или в ином юрисдикционном органе, правильно выбрать компетентный суд и по возможности квалифицированно подготовить документы для обращения в арбитражный суд.

1. Подведомственность дел арбитражному суду

Вопросы подведомственности и подсудности  структурно объединены в АПК РФ единой главой под названием «Компетенция арбитражных судов». Поэтому возникает необходимость в разграничении понятий «компетенция», «подведомственность» и «подсудность».

В арбитражном процессуальном праве, следуя содержанию нормативных актов, ранее не исследовалось понятие  компетенции арбитражных судов. Изучение ограничивалось лишь институтами  подведомственности и подсудности. Такой подход был вполне обоснован, так как до принятия АПК РФ 2002 г. нормативно-правовые акты, являющиеся основными источниками арбитражного процессуального права, не выделяли самого понятия компетенции арбитражного суда. 
Однако после принятия и вступления в действие АПК РФ 2002 г., объединившего в гл. 3 «Компетенция арбитражных судов» два самостоятельных параграфа — «Подведомственность» и «Подсудность», положения действующего кодифицированного акта делают необходимым определение понятия компетенции арбитражных судов и подробное исследование данного института.

Следует отметить, что нормы гл. 3 действующего АПК РФ не содержат статьи, определяющей понятие «компетенция арбитражных судов». 
Для определения данного понятия необходимо обратиться к содержанию гл. 3 АПК РФ, а также к содержанию Конституции РФ и иных источников арбитражного процессуального права.

Глава 3 АПК РФ представляет собой  совокупность норм, в которых закреплены правила определения подведомственности и подсудности дел арбитражным  судам. Здесь следует иметь в  виду, что можно определить круг дел, подведомственных арбитражным  судам, но невозможно определить некую  универсальную подсудность без  привязки к конкретному арбитражному суду или конкретному делу, подлежащему  рассмотрению в арбитражных судах.1 Поскольку положения гл. 3 АПК РФ позволяют говорить о компетенции арбитражного суда как о круге дел, подведомственных арбитражным судам и подлежащих рассмотрению в конкретном арбитражном суде в соответствии с правилами подсудности, следует сделать вывод о том, что возможно определить только компетенцию конкретного арбитражного суда, так как неотъемлемым составляющим понятия компетенции арбитражного суда является круг дел, подсудных арбитражному суду.

Статья 118 Конституции РФ, определяющая понятие судебной власти, не упоминает  о производстве в арбитражных  судах. При этом в ст. 126 Конституции  РФ, посвященной Верховному Суду РФ как высшему судебному органу среди судов общей юрисдикции, вместо термина «подведомственность» употреблен термин «подсудность». В ст. 127, посвященной Высшему Арбитражному Суду РФ, не содержится ни термин «подведомственность», ни термин «подсудность» и вместо этого сделана ссылка на круг дел, рассматриваемых арбитражными судами. В ст. 47 Конституции РФ, закрепляющей право на судебную защиту, фактически говорится о правах каждого на рассмотрение его дела компетентным судом, однако употребляется только термин «подсудность».

Названные и иные положения Конституции  РФ нашли свое толкование в постановлениях Конституционного Суда РФ. В частности, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также ст. 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного Суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц» предусмотрено, что распределение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции не означает ограничения или нарушения конституционного права на судебную защиту. Положения Конституции РФ в свете их официального толкования, данного Конституционным Судом РФ, таким образом, позволяют подтвердить вывод о том, компетенция арбитражного суда есть круг дел, подведомственных арбитражным судам и подсудных данному арбитражному суду.

Легальное определение понятия  «компетентный суд» дано в ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой компетентным судом признается арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством РФ. Исходя из изложенного подведомственность — это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного органа. 
Категория подведомственности позволяет определить полномочия арбитражных судов, тем более что законодательство, регулирующее данный вопрос достаточно обширно. Только комплексное исследование как процессуального (ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ), так и материального законодательства (ГК РФ, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и др.) позволяет сформулировать вывод о компетенции арбитражного суда.

В соответствии со ст. 127 Конституции  РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данная норма в наиболее общем виде определяет подведомственность дел арбитражным судам.

ФКЗ об арбитражных судах более  детально определяется их компетенция. Так, арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических  споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным  законом, АПК РФ и принимаемыми в  соответствии с ними другими федеральными законами (ст. 4 указанного Закона).

Основными задачами арбитражных судов  в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и  предупреждению правонарушений в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности (ст. 5 ФКЗ об арбитражных  судах). 
Зачастую в законе содержится указание о возможности защиты в судебном порядке без определения конкретного суда (суда общей юрисдикции, арбитражного суда, конституционного суда).

Арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК РФ). Действующее арбитражное  процессуальное законодательство позволяет  сделать вывод, что в арбитражном  процессе существуют два основных блока  дел: связанные с тем или иным спором и бесспорные дела, которые при этом связаны с осуществлением предпринимательской и иной деятельности. Отсюда возможно выделение отдельных видов арбитражного судопроизводства: исковое производство; публично-правовое производство; особое производство; производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов. По характеру спор должен вытекать из гражданских, административных и иных публичных правоотношений (ст. 28, 29 АПК РФ).

Информация о работе Подведомственность дел Арбитражному суду