Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

1.Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.
2. Дайте характеристику различных видов источников конституционного права и приведите содержание статей Конституций Польши и ФРГ, закрепляющих их использование в рассматриваемых странах. Что такое «статут» и «ордонанс».

Файлы: 1 файл

конституц право.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

ВАРИАНТ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2011

1.Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.

Япония представляет собой унитарное централизованное государство. Географическое расположение страны предопределяет своеобразие территориальной организации власти. Административно-территориальные единицы образуют два уровня – высший и низовой. К высшему уровню относятся: токийский столичный округ, остров Хоккайдо (приравниваются по статусу к префектурам), две столичные префектуры, 43 обычные префектуры. Их статус почти идентичен, поэтому всего насчитывается 47 префектур. Административно-территориальные единицы низшего уровня (муниципалитеты) включают районы, города (их 669), поселки (около 2 тыс.), сельские общины (570). Мелкие острова в ряде случаев образуют самостоятельные территориальные единицы и являются муниципальными образованиями. Токийский столичный округ подразделяется на 23 городских района и ряд городов, поселков и деревень. Остров Хоккайдо, столичные и обычные префектуры делятся на города, поселки и деревни. Города с населением свыше 1 млн. человек делятся на районы. Для того чтобы получить статус города, населенный пункт должен отвечать определенным требованиям: численность населения должна превышать 50 тыс. человек, более 60% жилых строений должно находиться в центральной части, не менее 60% жителей должно быть занято в промышленности, торговле или иметь свободные профессии. Низовые территориальные единицы включают в свои границы не только собственно места проживания населения, но и окружающие их пахотные земли, леса и т.д. В границы отдельных городов (например, Саппоро или Киото) входят также обширные безлюдные горные массивы. Система органов местного самоуправления. Нормативно-правовой основой функционирования местных органов власти являются Конституция (гл. VIII) и Закон о местном самоуправлении 1947 г. Организация власти на местном уровне базируется на принципе местной автономии, под которым понимается «сочетание двух элементов: самоуправление населения и автономия органов местного самоуправления».

Органами местного самоуправления на высшем уровне являются преферектуральные собрания, избираемые населением прямыми выборами на четыре года. Исполнительная власть осуществляется губернатором, также избираемым населением префектуры на четыре года.

В городах действуют  собрания депутатов, избираемые населением, а в поселках и сельских общинах – общие собрания жителей. Исполнительная власть в городах и поселках осуществляется мэрами, избираемыми населением, в сельских общинах – старостами. Срок полномочий всех выборных лиц составляет четыре года. Численный состав представительных органов в зависимости от численности населения колеблется от 40 до 120 на уровне префектур и от 12 до 100 – в городах и поселках.

Районы крупных  городов не имеют статуса единиц местного самоуправления. Здесь не создаются местные собрания, а главы исполнительных органов назначаются мэром города.

Местные органы власти разделяются на две группы – органы общей компетенции и  специальные органы. К компетенции  органов местного самоуправления относится: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, управление школами, больницами и многое другое.

Следует отметить, что в Японии отдельные сферы ведения контролируются центральной властью (охрана общественного порядка, образование и некоторые иные). Кроме того, многие жизненно важные и необходимые отрасли коммунального хозяйства (электро- и газоснабжение) находятся в руках частных компаний.

Закон о местной  автономии предусматривает возможность  для избирателей непосредственно  участвовать в управлении соответствующей  административно-территориальной единицей. Избиратели имеют право требовать  от главы соответствующего муниципалитета обратиться в местное собрание с просьбой принять или отвергнуть решение (если оно не касается налогов и финансов). Если такое требование поддержано не менее чем 1/15 избирателей данного муниципалитета, то мэр обязан в течение 20 дней созвать собрание. В случае ненадлежащего исполнения выборными лицами своих обязанностей, избиратели в количестве не менее 1/3 избирателей могут войти в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске собрания. Комиссия должна вынести этот вопрос на голосование. Если требование одобрено абсолютным большинством голосов избирателей, собрание распускается. В таком же порядке может быть отозван мэр и другие важные должностные лица. Закон устанавливает, что роспуск собрания или отзыв должностных лиц могут осуществляться только по истечении одного года с момента начала их деятельности.

Собрания осуществляют свою работу сессионно. Ежегодно созывается четыре сессии. На весенней сессии депутаты утверждают муниципальный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия длится 20–28 дней). На осенней сессии заслушивают отчет мэра по итогам минувшего финансового года.

Общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляет министерство по делам местного самоуправления.

Административно-территориальное деление Японии включает еще два вида территориальных организаций. Это регионы, охватывающие несколько префектур (всего их восемь) и округа, на которые делятся префектуры. В рамках регионов осуществляется статистический учет и планирование правительственными структурами, а в округах функционируют отраслевые службы префектур и центрального правительства.

По форме  государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50 штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия (т.е. столица США – г. Вашингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США (разд. 3 ст. IV Конституции США).

Американская  федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Однако в дальнейшем штаты, сохранив многие, традиции самостоятельности, по существу утратили свой суверенитет (хотя в их конституциях он иногда закрепляется) и не обладают теперь правом выхода из состава США (сецессией). Отсюда постоянная и сильная тенденция к унитаризму, т.е. к усилению центральной власти. Федерализм в США никогда не рассматривался как форма национального или расового вопроса, а выступает в роли рациональной демократической децентрализации власти, т.е. способом ее приближения к народу.

Федерация носит  открытый характер, Конгресс вправе принимать  в нее новые штаты. Но ни один новый  штат не может быть образован или  создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата и никакой штат не может быть образован посредством  слияния двух или более штатов либо частей штатов без согласия легислатур (законодательных органов) заинтересованных штатов, равно как и Конгресса США.

Среди многочисленных американских теорий федерализма выделяются теории дуалистического и кооперативного федерализма. Они обращают главное внимание на сбалансированное разделение полномочий между центром и штатами, с тем чтобы избежать взаимного вмешательства в функции друг друга, а также на необходимость обеспечить сотрудничество центра и штатов. Эти теоретические установки, видоизменяющиеся в разные периоды времени, в основном определяют политику верхов и обеспечивают относительно бесконфликтное взаимоотношение властей, стабильность и единство государственной власти в масштабе всей страны. В Конституции США вообще не употребляется термин «суверенитет», но общепризнано, что суверенным является только федеральное государство, т. е. США.

Приоритет федеральных  властей закреплен в Конституции  США в форме так называемой «клаузулы о верховенстве» (ст. VI); здесь говорится, что Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны. Предусмотрено далее, что судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения конституции или законов любого из штатов. Следовательно, в случае противоречия конституции или закона штата федеральным правовым нормам действуют последние. Все должностные лица государства – как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов – обязаны поддерживать федеральную Конституцию. Этим положением закрепляется верховенство Конституции США, чем в значительной степени оправдывается постоянное расширение предметной компетенции федеральной законодательной и исполнительной власти, а также непререкаемый авторитет Верховного суда США. Федеральные законы и решения Верховного суда США включаются в свод действующего законодательства каждого штата как его интегральная часть.

Конституция США (разд. 8 ст. I) установила четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов, о чем прямо говорится в X поправке к Конституции. К ведению штатов относится принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных и многих гражданских, проведение выборов (в том числе Президента и Конгресса США), регулирование внутриштатной торговли, организация здравоохранения и образования, дорожное строительство, установление местных налогов, установление местного управления и судебной системы штата, охрана общественного порядка, создание национальной гвардии.

Кроме того, существует сфера совпадающих полномочий федерации  и штатов: налогообложение, социальное обеспечение, регулирование деятельности банков и др. Конституция США прямо запрещает штатам (разд. 10 ст. I) заключать международные договоры, вступать в союзы и конфедерации, выпускать деньги и кредитные билеты, самостоятельно облагать пошлинами или сборами ввоз или вывоз товаров, содержать в мирное время войска или военные суда.

Разграничение полномочий между федерацией и штатами  в действительности не препятствует вмешательству центральных органов  власти по многим вопросам в прерогативы  штатов.

Местное самоуправление играет весьма значительную роль в общественно-политической жизни США. Жители здесь живут прежде всего интересами своего города (местечка). Конечно, есть и общегосударственные интересы, но для большинства американцев на первом месте среди приоритетов стоит спокойствие и порядок в местах их проживания, а также местные интересы. О значимости этой сферы свидетельствует то, что в органах местного самоуправления в США занято 55% всех занятых в сфере публичной власти, т.е. более половины служащих работают в системе местного самоуправления.

Система местного самоуправления в США относится  к англосаксонской модели, в которой  функции органов местного самоуправления и органов государственного управления разъединены и осуществляются разными  структурами власти. Необходимо отметить, что исследования последних лет в области местного самоуправления показывают, что различия между англосаксонской и континентальной моделями местного самоуправления непринципиальны, а сами модели имеют тенденцию к сближению.

Правовое регулирование  местного самоуправления в полном объеме отнесено к ведению штатов. Штаты самостоятельно определяют свое административно-территориальное устройство, создают правовую основу для функционирования органов местного самоуправления. В связи с этим следует отметить важную особенность в регламентации статуса муниципальных образований, состоящую в том, что штат может предоставить муниципалитетам право самоуправления (home rule), предполагающее возможность решать вопросы местного значения независимо от вмешательства органов власти штата, включая самостоятельное принятие своей хартии. Данное право, именуемое правом на гомруль, закрепляется в настоящее время непосредственно в конституциях штатов.

Местное самоуправление в США базируется на таких началах, как выборность органов местного самоуправления. Помимо выборных местных представительных органов, законами штатов определен достаточно широкий круг должностных лиц, избираемых непосредственно населением. Например, Конституция штата Иллинойс предусматривает избрание атторнея, председателя совета графства, шерифа, клерка графства, казначея, а также возможность избрания коронера, регистратора, налогового инспектора, аудитора (разд. 19 ст. 6 и разд. 4 ст. 7).

Материальной  основой функционирования местного самоуправления является муниципальная собственность и муниципальный бюджет. Муниципальные органы имеют право устанавливать и взимать местные налоги. Они имеют собственный аппарат власти, право издавать нормативные правовые акты местного значения.

Организационно  местное самоуправление действует в пределах административно-территориальных единиц, определение которых относится к исключительному ведению штатов и характеризуется большим разнообразием. В самом общем виде можно выделить такие территориальные структуры, как графства, существующие во всех штатах, кроме Коннектикута и Род-Айленда. Всего насчитывается 3042 графства, которые в свою очередь делятся на более мелкие территории, именуемые в разных штатах по-разному – «виллиджами», «бороу», «таунами» (или «тауншипами»). В каждой из названных территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, порядок формирования и статус которых определяются законами штатов.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"