Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Дайте определение и поясните смысл термина «референдум», указав его отличия от всенародного обсуждения, опроса общественного мнения. Назовите виды референдума. Каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов в конституциях Франции и Италии?

Файлы: 1 файл

кпзс.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Задание 1.  Дайте определение и поясните  смысл термина «референдум»,  указав  его отличия от всенародного обсуждения, опроса общественного мнения. Назовите виды референдума. Каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов в конституциях Франции и Италии?

       Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

 

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Наряду со свободными выборами референдум является высшим непосредственным выражением власти народа,  представляет собой непосредственное правотворчество народа.

 

Виды референдума1.

Конституционное право предусматривает  различные формы референдума  и процедуры их применения. Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной  территории, региональные и местные, проводимые в отдельных субъектах  федерации или административно-территориальных  единицах.

В Италии, Швейцарии, РФ допустимо  использование референдума на общенациональном, региональном и местном, в США и Канаде - на региональном и местном уровне. В Германии, Греции и Португалии на общегосударственном уровне референдум не проводятся.

 

________________________________

  1. Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян Конституционное право: Учебник для вузов. Москва. Юристъ, 2000 г. Стр.232-233

Общепринятым является деление  референдумов на конституционные и законодательные.

Предметом конституционного референдума является либо проект новой  конституции, либо конституционная  реформа или поправки к конституции.   

Ярким примером конституционного референдума может служить принятие на референдуме в конце 1993 г. Конституции Российской Федерации. Кроме того, примером конституционного референдума является референдум, проходивший в Республике Беларусь 14 мая 1995 г. В результате референдума в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.

Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.

      Существует две разновидности законодательного референдума - отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона, и утверждающий, ратифицирующий законопроект.

В отдельных государствах, в частности Италии и Албании, используется отклоняющий законодательный  референдум. Их конституции содержат нормы только об этом виде референдума. В Исландии, например, законопроекты выносятся на референдум как для одобрения, так и отклонения избирательным корпусом.

Кроме того, выделяют референдумы  по международно-правовым вопросам и  административные референдумы. Первые проводятся в целях выяснения  воли избирательного корпуса при  решении важных международных вопросов. На вторые выносятся вопросы управленческого  характера - изменения административно-территориального деления или границ субъектов  федерации, досрочного прекращения  полномочий должностных лиц.

Примером административного  референдума является референдум 17 апреля 2005 года по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

 В особую группу  обычно выделяют консультативный референдум. Путем голосования на данном референдуме выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, но может и не учесть. Так, в Швеции консультативные референдумы проводились по вопросу о запрете спиртных напитков (1992), реформе пенсионного обеспечения (1957), об использовании ядерной энергии (1980).

Референдумы подразделяют также  на императивные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом. Так, скажем, в Японии проект поправки к Конституции, одобренный 2/3 общего числа членов обеих палат Парламента, обязательно должен быть представлен на одобрение народа. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых зависит от воли правительства или избирательного корпуса. Изменения в Конституцию Франции могут вносится на основании референдума, однако Парламент может принимать подобные решения единолично. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

В литературе выделяют и  иные виды референдумов в зависимости  от времени их проведения и иных обязательств.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный).  В Исландии в случае применения президентом вето в отношении законопроекта, принятого Парламентом, он вступает в силу с последующей передачей на референдум для одобрения.

Однозначная оценка референдума  невозможна. Демократизм или реакционность  этого института зависят от реальных политических обстоятельств и условий, в которых референдум проводится.

      Всенародное обсуждение— одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области.

         В отличие от референдума всенародное обсуждение носит рекомендательный консультативный характер, однако его результаты учитываются при доработке соответствующего законопроекта. По сравнению с референдумом процедура проведения всенародного обсуждения более проста и экономична. Участие в обсуждении сугубо добровольная инициатива гражданина, которое может осуществляться в письменной форме, посредством отправления своих предложений в соответствующие органы, или устной форме, например обращением в средства массовой информации. Всенародное обсуждение может проводиться, как на национальном (в масштабах всей страны), так и на региональном и локальном уровнях, в зависимости от значимости конкретного вопроса.

   

    Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.       Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы.

Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и  влияние этой высказанной       ____________________

  1. Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян Конституционное право: Учебник для вузов. М.Издательство Юристъ, 2000 г.   Стр.232

вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного  мнения как особого социального института.

В отличие от референдума, всенародный  опрос может осуществляться как  в форме голосования, так и путем использования массовой печати, общественных информационных фондов и др. Считается, что всенародный опрос означает выявление мнения народа по тому или иному вопросу, а не принятие решения по нему. Если же он проводится в форме голосования и государственными органами по установленным правилам, то выступает как своего рода консультативный референдум. С этим связано и то, что результаты всенародного опроса обычно носят формально необязательный характер, хотя и обладают немалой морально обязывающей силой в демократическом государстве.

В конституциях Франции3 и Италии4 вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов решается следующим образом:

  1. В конституции Франции, как и в Конституции Италии, основополагающим является принцип равенства и свободы избирателей, независимо от пола, расы, религиозных убеждений. Для обеих стран не менее важен принцип тайного голосования. Все это подтверждается ст. 3 Конституции Франции и ст. 48 Конституции Италии.
  2. В обеих странах референдум назначается президентом. В Италии президент имеет единоличное право назначать референдум, однако, во

Франции президент назначает референдум по предложению             

           Правительства во время сессии Парламента или по совместному        

           предложению обеих палат Парламента.

____________________

       3. Н.Маслова, Н. Хомякова Конституция Французской Республики 1958 г. С последующими изменениями и дополнениями –М. 2000 г

       4. В.В. Маклаков Конституции зарубежных государств 2-е изд, исправленное и дополненное, М., издательство БЕК    

  1. В Конституции Франции более конкретизированы аспекты, по которым может быть проведен референдум: организация государственной власти, реформы, касающиеся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора. В Конституции Италии причины проведения референдума не оговорены.

 

 

 

Задание 2.  Опишите формы парламентского  контроля  за  деятельностью правительства и покажите особенности их применения в странах с различными формами правления. Как регулируется этот

процесс конституциями Бельгии  и Польши?

Формы парламентского контроля5.

Контроль над деятельностью  правительства - одно из наиболее важных полномочий парламента.

Парламентский контроль над  деятельностью правительства присущ лишь демократическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы  правления: в президентских республиках  контрольные полномочия парламентов  менее разнообразны, но эффективность  их повышается в связи с отсутствием  у правительства полномочий по роспуску парламента; в парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени  нейтрализуются принадлежащим правительству  правом роспуска парламента.

Современной парламентской  практике известны следующие основные

методы осуществления  контроля над деятельностью правительства.

____________________

        5. А.А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов 14-е изд. – М.:Юстицинформ, 2009г. Стр.114-118

1. Постановка правительством  вопроса о доверии, применяемая  лишь в парламентарных странах,  где правительство несет ответственность  перед парламентом (обычно перед  нижней палатой) за свою деятельность.

Таким способом парламентского контроля воспользовался парламент  Румынии, выдвинув 16 марта 2011 г. вотум  недоверия правительству.

2. Резолюция порицания (требование уйти в отставку), которая в отличие от вотума недоверия вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты.

Резолюция порицания - одна из форм парламентского контроля Национального  собрания Франции. Несмотря на то, что  правительство несет ответственность  перед Собранием, абзац 2 ст. 43 Конституции  Франции делает значительные оговорки в пользу правительства.

За всю историю Республики известен лишь один случай принятия резолюции порицания - правительству Ж.Помпиду в 1962 году.

3. Интерпелляция, т.е. обращенное  к правительству требование дать  объяснение по поводу проводимой  им внутренней или внешней  политики или по какому-либо  конкретному вопросу.

Интерпелляция может вызвать  отставку правительства, если его деятельность в ходе обсуждения и последующего голосования будет признана неудовлетворительной.

      Ярким примером  подобной формы контроля является  Испания. Испанское Правительство и каждый из его членов обязаны отвечать на интерпелляции и вопросы, обращаемые к ним в палатах Генеральных кортесов, а регламенты должны предусмотреть для этого минимально необходимое еженедельное время.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"