Защита трудовых прав работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав

Содержание работы

Введение ………………………………………...…………………………..…...3
1Понятие и формы защиты трудовых прав работников ……………..….4
2Правовая грамотность населения в трудовой сфере……………………9
3Квалификация самозащиты трудовых прав работников………………11
4Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников12
4.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами13
4.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства 24
5Наущение трудовых прав работника…………………………………….32
5.1Невыплата заработной платы…………………………………………….32
5.2Невыплата пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременного пособия при рождении ребенка…............34
5.3Принуждение к увольнению «по собственному желанию»……………35
5.4Незаконное увольнение…………………………………………………..36
5.5Механизмы защиты нарушенных прав………………………………….38
Заключение ………………………………………………………………………42
Библиографический список ………………………………………………….....43
Приложения …………………………………………………………….………45

Файлы: 1 файл

курсовая трудовое право.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в орга низациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Анализируя указанные права  профсоюзных инспекторов труда  и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвержденное высшим профсоюзным органом) предоставил  им существенные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использовали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.

Дополнительные гарантии выборным профсоюзным работникам

Трудовой кодекс устанавливает  дополнительные гарантии: работникам, входящим в состав выборных профсоюзных  коллегиальных органов и не освобожденным  от основной работы; освобожденным  профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы; гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Это выражается в следующем:

1. Увольнение по инициативе работодателей  руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных  органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), т. е. руководителей профкомов организации, цехкомов, не освобожденных от основной работы, по п. 2 (сокращение численности или штата), подпункт «б» п. 3 (недостаточная квалификация) и п. 5 (неоднократное нарушение трудовых обязанностей) ст. 81 ТК допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. То есть кроме мнения профсоюзного органа при увольнении названных работников требуется еще предварительное согласие вышестоящего профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего органа увольнение этих работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т. е. с учетом мнения профсоюзного органа.

2. Члены выборных профсоюзных  органов (всех уровней), не освобожденные  от основной работы в данной  организации, освобождаются от  нее для участия в качестве  делегатов профсоюзных съездов,  конференций, а также для участия  в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты такого времени определяются коллективным договором, соглашением.

Таким образом, по сравнению с Кодексом законов о труде (ст. 235) круг профсоюзных  активистов, наделенных ранее двумя  указанными гарантиями, значительно сузился. Ограничен и перечень оснований для указанных гарантий при увольнении этих работников по инициативе работодателя лишь тремя основаниями.

Статья 28 Европейской социальной хартии от 3 мая 1995 г. (пересмотренной), которую Россия ратифицировала постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. № 333, предусматривает, что государства обязуются добиться, чтобы на предприятиях представители работников пользовались эффективной защитой от действий, направленных против них, включая увольнение на основании их статуса или деятельности в качестве представителей работников на данном предприятии. Поэтому не было никаких оснований исключать из Трудового кодекса указанные гарантии при увольнении других членов профкома.

3. В Трудовом кодексе (ст. 375) сохранена гарантия, содержащаяся ранее в Кодексе законов о труде, для освобожденных профсоюзных работников. После окончания срока полномочий избранного профсоюзного деятеля в профсоюзный орган данной организации ему должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с его согласия другая равноценная работа в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) он увольняется по п. 7 ст. 77 ТК (за отказ от предложенной работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).

При невозможности предоставления работы по прежнему месту работы из-за ликвидации или реорганизации организации  общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его  средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

4. Трудовой кодекс сохранил также  гарантию, содержащуюся ранее в  Кодексе законов о труде, для  руководителей (и его заместителей) и профсоюзной организации, что увольнение их по инициативе работодателя в течение двух лет после окончания срока полномочии по п. 2 (сокращение численности или штата), подп. «б» п. 3 (недостаточная квалификация) и п. 5 (неоднократное нарушение трудовых обязанностей) ст. 81 ТК допускается только с соблюдением ст. 374 ТК, т. е. с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.

5. Статья 375 ТК предусматривает,  что время работы освобожденных  профсоюзных работников на выборной  профсоюзной должности засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж. Такой работник обладает теми же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором.

Обязанности работодателя по созданию условий для деятельности профкома организации. Ответственность за нарушение прав профсоюзов.

Все три российских Кодекса законов  о труде обязывали работодателя создавать необходимые условия  для осуществления защитной Деятельности профсоюзных комитетов организаций.

Трудовой кодекс воспринял эту демократическую традицию и в ст. 377 закрепил обязанности работодателей в данной сфере. Он предусмотрел, что работодатель обязан:

- безвозмездно предоставить профсоюзному  органу организации помещение  для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте;

- в организациях численностью 100 человек работодатель безвозмездно  предоставляет профсоюзному органу  в пользование как минимум  одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые правовые документы;

- в соответствии с коллективным  договором работодатель может  предоставить профсоюзному органу  принадлежащие работодателю либо  арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отды ха, ведения культурно-массовой, физкультурно - оздоровительной работы с работниками и членами их семей. За пользование этими объектами профсоюзы не имеют права устанавливать плату для работников, не являющихся членами данного профсоюза, выше установленной для работников - членов этого профсоюза;

- работодатель отчисляет профсоюзному  органу организации культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в случаях, предусмотренных коллективным договором, денежные средства;

- при наличии письменных заявлений  работников - членов профсоюза работодатель  ежемесячно бесплатно перечисляет  на счет профсоюзной организации  членские профсоюзные взносы из заработной платы работников;

- оплата труда руководителя  профсоюзного органа организации  может производиться за счет  средств организации в размерах, установленных коллективным договором.

Указанные материальные права профсоюзного органа организации и обязанности работодателя по их предоставлению соответствуют Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. (ст. 28). Следует принимать во внимание также Конвенцию МОТ № 135 (1971 г.) «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (не ратифицирована Россией) и одноименную Рекомендацию МОТ № ИЗ (1971 г.).

Указанные в ст. 377 ТК обязанности  работодателя воспроизводят положение  ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Как видно из перечня обязанностей работодателя по обеспечению материальных прав профсоюзного органа организации, ряд из них (см. п. 3 - 6 ст. 377 ТК) стимулируют  профсоюзный орган к заключению с работодателем коллективного договора, чтобы предусмотреть в нем не только такие обязанности, но и другие, не предусмотренные Кодексом.

Ответственность за нарушение прав профсоюзов (ст. 378 ТК) установлена федеральными законами, и она такая же, как  за нарушение трудового законодательства, т. с. дисциплинарная, административная, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом, и уголовная. Статья 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. гарантирует судебную защиту прав профсоюзов.

Статья 30 Федерального закона о профсоюзах (п. 2) предусматривает, что органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств по коллективным договорам, соглашениям.

По требованию указанных профсоюзных  органов работодатель обязан расторгнуть  трудовой договор с должностным  лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашениям. К сожалению, такое эффективное право в борьбе с трудовыми правонарушениями профсоюзы почти не используют.

4.2. Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней СЗ РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1698., Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях.

В развитие указанного международного документа в Российской Федерации  был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» СЗ РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3702., постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных  органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной организации  труда № 81 об инспекции труда, Положение  о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов  федеральной инспекции труда. К  их числу относятся:

- обеспечение соблюде ния и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и  работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих  органов государственной власти  фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда  реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ:

1) осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) осуществляют в соответствии с законодательством Российской 
Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

Информация о работе Защита трудовых прав работников