Взаимодействие МОТ и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целю данной работы, является изучение и анализ международного опыта регулирования рынка труда и трудовых отношений. Для выполнения поставленной цели определены задачи:
осветить вопросы, связанные с понятием и содержанием рынка труда, его характеристиками;
безработицей, как явлением;
провести оценку положения безработицы в России, с учетом проанализированных данных с периода 2007 – 2011 гг.;
рассмотреть и изучить опыт зарубежных стран в регулировании
трудовых отношений, таких как Германия и США;

Содержание работы

Введение
1 Понятие, содержание и основные характеристики рынок труда……………………….......5
1.1 Понятие, содержание рынка труда и механизм его функционирования……………...5
1.2 Безработица, как социальное явление на рынке трудовых отношений………….......15
1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных………………20
2 Опыт зарубежных стран в регулировании трудовых отношений......................................28
2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США……………………...28
2.2 Опыт регулирования рынка труда в Германии ……………………………………......32
3 Взаимодействие МОТ и России…………………………………………..............................43
3.1 Международная организация труда и ее деятельность в регулировании
трудовых отношений…………………………………..........................................................43
3.2 Конвенции МОТ, ратифицированные Россией………………………….....................47
3.3 Перспективы взаимодействия России с международными организациями………....51
Список литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 375.91 Кб (Скачать файл)

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий  в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие  получают также и безработные  ранее не работающие, но желающие ее найти.  

Расчет уровня пособия  определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут  для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее  зарабатывать не менее 600 долларов США  в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется  указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в  месяц) за оцениваемое время.

Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые  сельскохозяйственные рабочие. Это  еще одно отличие в осуществлении  выплат в России и США.

Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье  безработного детей и иждивенцев.

Также существует финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

Блок 2 заключается в инфраструктурных проектах.

Здесь предусматривает такие проекты, как строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые не только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

Блок 3. Налоги

Президент США Барак Обама  предложил снизить налоговое  бремя на малый бизнес, в том  числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать  им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что  в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

В частности, предприятия  малого бизнеса могут списывать  с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

Кроме того, президент США  обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для  малого бизнеса с 2 млн. долларов США до 5 млн. долларов США. Налоговая инициатива помогает в создании рабочих мест (3 августа, 2010). Приблизительно 5,6 миллионов ранее безработных американцев получили постоянную работу, а работодатели сэкономили более 10 миллиардов долларов в качестве налоговых выплат в результате принятия администрацией страны в 2010 году законодательного акта «О стимулах найма для восстановления занятости».

Эти цифры были озвучены Аланом Крюгером, главным экономистом Министерства финансов США, выступившим 2 августа на пресс-конференции, посвященной подведению первых итогов применения акта «О стимулах найма для восстановления занятости». Вновь опубликованные данные значительно превосходят предварительные оценки, опубликованные несколько недель назад и предполагающие создание лишь 4,5 миллионов новых рабочих мест в первые четыре месяца.

Уточненные цифры, приводимые в отчете Министерства финансов, показывают, что наибольшее количество рабочих мест за период с февраля по июнь текущего года в количестве более 756 тысяч было создано в Калифорнии. Далее следует штаты Техас, Нью-Йорк и Флорида, в которых зафиксировано создание соответственно более 364 тысяч, 339 тысяч и 303 тысяч долговременных новых рабочих мест. Северная Дакота и федеральный округ Колумбия оказались наименее активными, и в них лишь чуть более 9 тысяч безработных получили рабочие места за тот же период. Неквалифицированные и низко квалифицированные рабочие с невысоким образовательным уровнем статистически составили основную массу занятых на новых рабочих местах.

Акт «О стимулах найма для восстановления занятости» изначально был ориентирован на оказание помощи тем слоям населения, которые оказались менее всего защищены от последствий спада в экономике США. В качестве основного стимула для создания новых рабочих мест администрация страны использовала значительное снижение уровня выплат в фонды социального страхования, которые работодатели должны делать за своих новых работников. Такая мера позволила не только обеспечить работой людей, не имеющих ее в течение продолжительного времени, но и уже сэкономила работодателям 10,4 миллиарда долларов на снижении налоговых выплат.

Чарльз Шумер, сенатор  от штата Нью-Йорк и один из инициаторов  принятия нового законодательного акта, подводя итоги первых четырех  месяцев, отметил, что акт был  принят в нужное время и стал эффективным  и направленным механизмом по созданию рабочих мест, и что он будет  добиваться продления его действия еще на полгода.

Также в Америке для  решения проблем с занятостью стали работать и над улучшением структуры рабочих мест. Разрабатываются  программы, направленные на оптимальное  использование потенциала работников. Основой таких программ в США  является индивидуальный подход к каждому  занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем  месте по индивидуальному плану  и консультирование по вопросам карьеры.

Поддержка малого бизнеса  действует и в России, однако комплекс мероприятий сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и в нашей стране.

В отличие от российских методов, политика занятости в США  подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному  члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени  развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное  вознаграждение за свой труд.

Изучение российских и  американских методов борьбы с безработицей показало, что в сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной  и местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные  органы в России для разработки и  проведения политики занятости, крайне ограничены.

Политика по борьбе с безработицей в США происходит эффективнее, поскольку  она способна не только снизить уровень  безработицы до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический  рост. Следующие направления американской политики должны быть взяты на вооружение и в нашей стране:

1) применение инфраструктурных  проектов как основного способа  снижения безработицы; 

2) снижение налогового  бремени в момент кризиса как  способ поддержания малого бизнеса; 

3) индивидуальный подход  к каждому безработному, предоставлению  каждому трудоспособному члену  общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей  степени развить и реализовать  свой потенциал, получая соответственно  достойное вознаграждение за свой труд;

4) дифференциация уровня  пособия по безработице в зависимости от наличия в семье безработного детей и иждивенцев.

Крайне важно корректировать  общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив  региональных рынков труда.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого  капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости.

 

2.2  Опыт регулирования рынка труда в Германии

Регулирование рынка труда  становится одной из наиболее сложных  и важных задач экономической  политики. Труд – это не только хозяйственный  ресурс, но и важнейший социальный институт, а требования субъектов, реализующих  трудовую функцию или продающих  свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Но рациональное, с позиций предприятия, использование данного ресурса, часто не представляется таковым с общественной и социально-политической точек зрения. Поэтому нередко предпринимаются попытки вывести рынок труда из сферы обычных рынков и применять по отношению к нему особый тип регулирования.

Однако механизмы рыночного  хозяйства очень чутко реагируют  на пренебрежение, принципом эффективности, создавая новые проблемы там, где  используемые способы регулирования, будучи, казалось бы, достаточно дееспособными  и приемлемыми для всех, не вполне соответствуют требованиям рынка. В условиях мирохозяйственной глобализации рыночное давление становится особенно жестким. Исправить же ситуацию в  сфере труда непросто, поскольку  экономической необходимости противостоят политические соображения и часто  мощные группы интересов.

Система социально-трудовых отношений, формировавшаяся в Германии с конца XIX в. (во многом усилиями тогдашнего канцлера Отто фон Бисмарка8) и получившая свое завершение в 70-х годах ХХ столетия, всегда считалась компромиссной, что в большой мере обусловливалось политическими факторами. Государство рано осознало, что без решения «социального вопроса», т.е. преодоления нищеты рабочих масс, капиталистическая система не будет устойчивой. Основными условиями, необходимыми для этого, являлись преодоление массовой безработицы и установление взаимоприемлемой для работника и работодателя заработной платы. Не полагаясь на «патернализм» предпринимателей, государство брало заботу о наемных работниках на себя. Это привязывало их к нему, и неслучайно тот же Бисмарк видел в них «государственных пенсионеров».

После долгих поисков методом  проб и ошибок была выработана система, включавшая страхование от безработицы (закон 1927 г., принятый накануне мирового экономического кризиса); государственные меры по содействию занятости; переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей, или так называемую тарифную автономию, введенную в 1948 г.. Последняя предполагала, что отраслевые профсоюзы и союзы работодателей заключали соглашения о тарифных ставках и других обязательных выплатах по категориям работников и иногда по регионам без участия государства, которое контролировало лишь соблюдение законодательных актов.

В конце 60-х – начале 70-х  годов работал (хотя не всегда удачно) механизм «согласованного действия» («концертная акция»), суть которого заключалась в том, что представители профсоюзов, союзов работодателей и государства должны были согласовывать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками в рамках страны. В последние годы некоторое подобие «согласованного действия» пытается возродить правительство Г. Шрёдера, создавшее «Союз за труд» с аналогичными участниками и близкими функциями.

Значительное влияние  на характер рынка труда оказывает  система соучастия работников в  управлении. Практически на каждой фирме существует совет предприятия, в состав которого входят представители  рабочих и служащих, задействованный  в выработке решений, касающихся персонала. В акционерных обществах  наблюдательные советы (чья важнейшая  функция – выборы членов правления, т.е. директоров компании) формируются  на паритетной основе: половина мест принадлежит  акционерам, половина наемным работникам. Входящие в состав советов предприятий  и наблюдательных советов представители  персонала своей основной задачей  считали противодействие сокращению рабочих мест, недопущение массовых увольнений в ходе реструктуризации.

Такая система регулирования  трудовых отношений, дополненная институтами  социального рыночного хозяйства, не только снизила постепенно остроту «социального вопроса», но фактически сняла его с повестки дня к началу 60-х годов. С 1963 г. индекс часовой заработной платы работников постоянно и возрастающими темпами опережает индекс стоимости жизни. В конце 50-х годов безработица была ликвидирована, более того, возник дефицит рабочей силы, заставивший прибегнуть в широких масштабах к услугам гастарбайтеров. Отлаженность тарифных переговоров давала основание для высокой оценки социального партнерства в Германии, однако это не избавило страну от забастовок.

Хотя при формировании данной системы регулирования рынка  труда эксперты не исключали наличие  в ней потенциально негативных элементов, она долгое время считалась эффективной, не противоречащей рыночным принципам  и социально приемлемой. Однако со временем ее достоинства превращались в недостатки, а политики упустили момент, когда следовало бы начать радикальное реформирование системы. В результате с середины 80-х годов  страна имеет высокую и устойчивую безработицу, уровень которой, по официальным  данным, превышает сегодня 10%, а в  течение последнего 10-летия наблюдаются  и низкие темпы экономического роста. Под влиянием глобализации, обострившей  вопросы национальной конкурентоспособности  и ухудшившей позиции Германии в  конкурентной борьбе за привлечение  капиталов, пришло осознание недостаточной  гибкости рынка труда, препятствующей быстрой адаптации к новым  требованиям.

Информация о работе Взаимодействие МОТ и России