Взаимодействие МОТ и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целю данной работы, является изучение и анализ международного опыта регулирования рынка труда и трудовых отношений. Для выполнения поставленной цели определены задачи:
осветить вопросы, связанные с понятием и содержанием рынка труда, его характеристиками;
безработицей, как явлением;
провести оценку положения безработицы в России, с учетом проанализированных данных с периода 2007 – 2011 гг.;
рассмотреть и изучить опыт зарубежных стран в регулировании
трудовых отношений, таких как Германия и США;

Содержание работы

Введение
1 Понятие, содержание и основные характеристики рынок труда……………………….......5
1.1 Понятие, содержание рынка труда и механизм его функционирования……………...5
1.2 Безработица, как социальное явление на рынке трудовых отношений………….......15
1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных………………20
2 Опыт зарубежных стран в регулировании трудовых отношений......................................28
2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США……………………...28
2.2 Опыт регулирования рынка труда в Германии ……………………………………......32
3 Взаимодействие МОТ и России…………………………………………..............................43
3.1 Международная организация труда и ее деятельность в регулировании
трудовых отношений…………………………………..........................................................43
3.2 Конвенции МОТ, ратифицированные Россией………………………….....................47
3.3 Перспективы взаимодействия России с международными организациями………....51
Список литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 375.91 Кб (Скачать файл)

Это положение не полностью  совпадает с определением безработных, данным международными организациями  и другими странами. Так, по определению  МОТ, безработные — это люди, не имеющие работы, готовые к ней  приступить и ищущие ее в течение  последних четырех недель, или  люди, которые уже устроились на работу, но еще не приступили к ней. В Великобритании и Японии к безработным  относятся те, кто не работал в  течение недели обследования ни одного часа. В США безработными считаются  лица, которые не были заняты в течение  недели обследования, хотя имели возможность  работать, стремились найти работу в течение предыдущих четырех  недель, обращались к услугам государственной  службы занятости или непосредственно  к работодателю.

Таким образом, те, кто желает получить статус безработного в стране с рыночной экономикой, должны удовлетворять  следующим критериям:

1) они как минимум должны  зарегистрироваться в учреждении  службы занятости;

2) чтобы считаться безработным,  человек должен активно искать  работу;

3) статус безработного  и право на пособие по безработице  может иметь только тот, кто  прежде работал. Обычно претендент  должен иметь работу в течение  зафиксированных законом трех  из предыдущих 12 месяцев; 

4) безработица не должна  начинаться добровольно, т.к. это  не позволяет трудящимся вести  себя безответственно, увольняться  без особых причин;

5) безработный не должен  отклонять предложения о трудоустройстве,  которые служба занятости находит  для него подходящими; 

6) безработные не должны  иметь других источников доходов;

7) безработный получает  пособие по безработице определенное, число месяцев, после чего его  размер сокращается либо выплата  прекращается вовсе. Предполагается, что перспектива потери пособия  по безработице заставляет безработного  сконцентрировать свои усилия  на поисках работы.

Жесткость перечисленных  критериев приводит тому, что пособие  по безработице получают не все действительно безработные. В США — 30%, во Франции— 39%, в ФРГ — 55%, Швеции—68%. Длительность выплаты пособия колеблется от 26 недель в США, 50— в Канаде и 52 — во Франции, Великобритании и ФРГ до 130 в Дании и Голландии. В России численность безработных, получающих пособие по безработице, также невысока.

Необходимо отметить, что  определение статуса безработного в России более жесткое, чем в  других странах: во-первых, необходимо быть зарегистрированным в службе занятости, во-вторых, безработными не могут считаться  лица моложе 16 лет и пенсионеры по старости, хотя они желают и могут  работать. При этом даже те, кто официально признан безработным, не всегда имеют право на получение пособия по безработице: этого права лишены те, кто уволился по собственному желанию, кто потерял работу в течение трех месяцев и получает зарплату по месту работы, пенсионеры, лица, уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, из-за участия в забастовках, отказавшиеся от работы соответствующей специальности.

 

1.3 Рынок труда и безработица в России, оценка статистических данных

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые  и безработные) в феврале 2011 г. составила 75,2 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны (На рисунке 1.5 показан уровень безработицы, по методологии МОТ, за период 1999-2010гг). В численности экономически активного населения 69,5 млн. человек классифицировались как занятые и 5,7 млн. человек - как безработные с применением критериев международной организации труда (не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы в феврале 2011г. составил 7,6% экономически активного населения.7

 

Рисунок 1.5 - Уровень безработицы в России, по методологии МОТ (без коррекции сезонных колебаний; в % от экономически активного населения)

 

В кризисный 2008 год на рынке  труда остро проявилось противоречие между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному составу, по уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы. Более 80 % вакансий на рабочие места – для мужчин, тогда как около 70 % состоящих на учете в службе занятости – женщины. Более 35 % вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума, не хватает специалистов рабочих профессий.

В этой обстановке служба занятости  должна была не только помогать адаптации граждан к рыночным условиям, быть не только флюгером, показывающим направление рыночных ветров, но и координатором, связующим элементом всех заинтересованных сторон в работе по решению проблем занятости населения.

В РФ имеется опыт взаимодействия Департамента ФГСЗН с организациями, министерствами и ведомствами. Тому пример – план совместных первоочередных мероприятий по реализации постановления  Правительства РФ № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения», подписанный в октябре 2008 года Департаментом ФГСЗН, Министерством образования и Министерством по делам молодежи и спорту. В рамках этого плана с целью оказания содействия в трудоустройстве, социальной адаптации студенческой и поствузовской молодежи проводится совместная работа по внедрению в учебных заведениях студенческих кадровых агентств, целевых программ содействия трудоустройству выпускников. Технический университет при поддержке департамента принял участие в объявленном Минобразованием России и Минтрудом России конкурсе проектов «Создание системы содействия трудоустройству и переподготовке незанятых выпускников учреждений профессионального образования». При Центре занятости молодежи совместно с Министерством по делам молодежи и спорту создано Бюро вторичной занятости студентов, которое осуществляет координационную работу, взаимодействие со студенческими кадровыми агентствами.

В настоящее время необходимо более гибкое регулирование объемов  и профилей подготовки кадров, в  первую очередь, это касается отраслевых учебных заведений. В условиях отсутствия долгосрочных прогнозов развития экономики, потребности отраслей в специалистах сделать это крайне сложно. И все  же мы должны исходить из принципа разумного  подхода. На сегодняшний день большинство  состоящих на учете в службе занятости  выпускников имеет экономическое  образование, тогда как в банке  данных вакансий для них практически  нет. По специальности службе занятости  удается трудоустраивать не более 20 % от состоящих на учете выпускников  вузов, имеющих специальность экономического профиля, до 10 % выпускников средних специальных учебных заведений и лишь 5 % выпускников профтехучилищ. Поэтому совместно с Министерством образования пришли к решению создать координационную группу по рассмотрению вопросов об упорядочении подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

В связи с реформированием  частей и соединений Вооруженных  Сил РФ возникают серьезные проблемы по трудоустройству граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей. С целью обеспечения их занятости создана система координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон.

В России активно используется институт социального партнерства. Между Правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом товаропроизводителей ежегодно заключается трехстороннее соглашение, в мероприятиях по реализации данного  соглашения отражены разделы по занятости  населения РФ. Всесторонний комплексный  подход, подключение заинтересованных структур к решению проблем занятости  населения дают положительные результаты. Все показатели активной политики занятости  населения на 2007 год выполнены  и перевыполнены. В 2008 году службой занятости в России трудоустроено на 21,3 % больше показателя прошлого года. С начала года численность регистрируемой безработицы сократилась на 20,4 %. Динамику численности безработных можно пронаблюдать на рисунке 1.6.

 

 

Рисунок 1.6 – Динамика численности экономически активного населения (без коррекции сезонных колебаний млн. человек)

 

По сравнению с 2007 годом в 2008 году количество участвующих в общественных работах возросло на 78,2 %, в программе «Молодежная практика» – на 16,7 %, в программе «Временная занятость подростков» – на 11,1 %. Число лиц, направленных на профессиональное обучение, возросло по сравнению с предыдущим годом на 14,8 %. Почти в два раза возросло количество вакансий, поступивших в службу занятости от работодателей. Напряженность на рынке труда уменьшилась за год в два раза, и коэффициент составляет на сегодняшний день 1,1. На 60 % увеличилась сумма поступления страховых взносов, что позволило в одиннадцать раз сократить в 2008 году задолженность по выплате пособий.

По данным Федерации независимых  профсоюзов России, с начала экономического кризиса, были уволены около двух миллионов россиян, сообщил председатель ФНПР Михаил Шмаков на заседании генерального совета ФНПР.

По его словам, которые приводит «Интерфакс», этот показатель вдвое превышает данные мониторинга Минздравсоцразвития, в соответствии с которыми с начала кризиса было уволено около одного миллиона человек. 
Профсоюзный лидер отметил, что уровень общей безработицы в России, рассчитываемый по методике Международной организации труда, превышает показатели 1994 года, когда в стране отмечался значительно больший спад производства. Следовательно, высвобождение рабочей силы происходит более активно, чем в 90-е годы, уверен он. 
По оценке лидера ФНПР, тенденция роста безработицы сохранится и в перспективе: «Сокращение спроса на труд в Российской Федерации продолжается, поскольку факторы, способствующие снижению безработицы, пока не действуют».

По прогнозам ФНПР, дефицит  рабочей силы в стране к 2020-2025 годам  может составить около 10 млн человек. «Через 10-15 лет в стране образуется нехватка рабочей силы в объеме около 10 млн человек, закрыть которую будет крайне сложно», - заявил он.

По данным Минздравсоцразвития  РФ, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости России, составила к 17 февраля 2,263 млн человек.

C начала 2010 года численность  зарегистрированных безработных  росла в среднем на 1,25% в неделю (в тот же период 2009 года этот  показатель составлял 4%).

Статистическое ведомство  в конце февраля также обнародовало свои данные, подведя итоги федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников. Общая численность безработных в России в январе 2010 года составила 6,841 млн человек.

В начале февраля вице-премьер  РФ Александр Жуков заявил, что  около 500 тысяч российских граждан  скоро могут лишиться работы. По его словам, не уменьшается и число  тех, кто находится в вынужденном  отпуске. На ключевых предприятиях России в системообразующих организациях готовятся уволить 30 тысяч работников, в градообразующих - 62 тысячи.

На рисунке 1.7 представлен перечень резюме и вакансий на октябрь 2010 года.

В конце февраля 2011г. в  государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс. человек. Сезонно скорректированные показатели общей и зарегистрированной безработицы по итогам февраля снова снизились. Исходные данные (без сезонной корректировки) говорят о росте числа зарегистрированных безработных более чем на 10% с середины ноября прошлого года (см. рис. 1.8).

Всего по итогам прошлого года в региональных программах дополнительных мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда приняли участие 1,92 млн. чел (данные Минздравсоцразвития). В общественных и временных работах приняли участие чуть менее полутора миллионов человек. Однако, судя по опросам руководителей предприятий, проводимых ИЭП (Институт Экономической Политики) им. Е.Т.Гайдара,

Рисунок 1.7 – Соотношение резюме и вакансий, октябрь 2010 года

 

 

Рисунок 1.8 – Диаграмма иллюстрирующая снижение безработицы (без учета сезонных факторов)

 

сезонное сжатие рынка труда вот-вот должно смениться расширением. Планы предприятий по найму рабочей силы в марте-апреле вышли на кризисный максимум - т.е. никогда с III кв. 2008 г. в промышленности не было столь значительного преобладания намерений увеличить численность занятых над намерениями сократить ее. Самый масштабный набор прогнозируется в промышленности строительных материалов, легкой и черной металлургии.

Рынок труда в России находится  пока в стадии становления. Принятие Трудового кодекса, развитие системы  социального партнерства, работа трехсторонних  комиссий – важные шаги на пути к  его формированию, однако пока они  не позволяют судить о том, будет  ли он гибким, эффективным, обеспечивающим рациональную занятость.

Разумеется, при создании механизмов регулирования рынка  труда в России необходимо знать  западные аналоги с их позитивными  и негативными сторонами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опыт некоторых стран в  регулировании трудовых отношений

2.1 Государственное регулирование трудовых отношений в США

В США общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений. В связи с чем, в 2009-2010 гг. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается в  комбинации двух методов: сокращения налогов  и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость  этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.

Блок 1в программе регулирования рынка труда  и трудовых отношений – это финансовая поддержка людям потерявшим работу.

Информация о работе Взаимодействие МОТ и России