Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 06:56, реферат

Описание работы

На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине (мире), самодержавии и православии. Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.

Файлы: 1 файл

Власть и управление в России в период сословно.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

Боярская дума была главным  правительственным учреждением  в России XVI—XVII вв. Возникшая в XV в. из совета при князе, она являлась совещательным органом при царе. Советоваться и решать с Боярской думой вопросы государственного управления было для царя не формальной обязанностью, а практической необходимостью.

Боярская дума осуществляла законодательную власть совместно  с царем и на протяжении большей  части своего существования играла важную роль в делах государства. Соотношение власти монарха и Думы выражалось сложившейся юридической формулой — великий князь (царь) указал, а бояре приговорили. В большинстве законов XVI в. имеется такая формулировка: «уложил царь со своими бояры».

Участие Боярской думы в  законодательной деятельности —  характерное явление для периода  сословно-представительной монархии. Будучи высшим органом управления, Боярская дума осуществляла общее руководство  приказами, надзирала за местным  управлением, принимала решения  по вопросам организации армии. Особенно усилилась связь Думы с приказами  в XVII в., когда многие ее члены одновременно являлись начальниками приказов или  выполняли в них какие-либо важные обязанности. Боярская дума была высшей судебной инстанцией в государстве. Она рассматривала политические и местнические дела, преступления по должности и являлась высшей апелляционной  инстанцией. Решения Думы, утвержденные царем, имели силу закона и служили  прецедентом при разборе в  приказах аналогичных дел.

Таким образом, Боярская дума принимала участие в решения  всех вопросов внешней и внутренней политики Московского государства, была одновременно и законодательным  органом, и органом управления, и  судебным органом. Особое значение она  приобретала в периоды междуцарствования, когда становилась единственным постоянным органом власти, законодательствовала, управляла, назначала на высшие административные должности и сносилась от имени государства с другими странами.

На протяжении большей  части своего существования Боярская дума играла значительную роль в государстве. Не обладая твердо определенной, отдельной  от царской власти компетенцией, она  совместно с царем или по его  уполномочению решала все важнейшие государственные вопросы и осуществляла функции верховного управления. Дума была необходима царю, так как в нее входили наиболее влиятельные представители класса феодалов, она являлась его коллегиальным советником и помощником в управления государством.

В 1547-1560 гг. при Иване IV существовал  неофициальный совет — Избранная  рада. Она была создана царем с  целью ограничить Боярскую думу. Избранная рада объединяет в своем ведении две важнейшие отрасли управления — финансы и внешнюю политику, решает местнические споры. С помощью этой «Избранной рады», Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.

Однако компромиссный  характер политики Избранной рады скорее перестал удовлетворять дворян, заинтересованных в более решительной борьбе с  экономическими и политическими  привилегиями крупных феодалов. Возникли разногласия Избранной рады с  царем по вопросам внешней политики. Избранная рада прекратила свое существование.

После свержения Шуйского в 1610 г. к власти пришла Боярская дума, однако все управление государством фактически осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных ее членов (Ф.И. Мстиславского, И.М. Воротынского, А.В. Трубецкого и др.). Это боярское правление современники называли «семибоярщиной».

Несмотря на возросшее  к началу XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.

По мере усиления царской  власти, зарождения абсолютизма политическое значение Боярской думы уменьшалось. Вместо употреблявшейся ранее формулировки совместных решений царя и Боярской думы («царь указал, а бояре приговорили») со второй половины XVII в. чаще стала употребляться другая, подчеркивавшая возросшую власть царя: «по указу великого государя бояре приговорили». Возрастало количество именных указов. При Алексее Михайловиче из 618 указов и грамот именных было принято 588. К концу XVII в. политическая роль Боярской думы окончательно упала. Дума как сословно-представительный орган стала отмирать.

1.3 Земские соборы

С появлением новых слоёв  в среде господствующего класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно  связано возникновение земских  соборов - эпизодически созываемых совещаний  для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и  внешней политики. Земские соборы XVI—XVII вв. были общегосударственными органами, решали общегосударственные вопросы, которые требовали согласованного решения сословных представителей.

Появление земских соборов  означало установление в России сословно- представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха.

Земские соборы не были представительными органами всех сословий, а носили узкоклассовый характер. Ведущая роль в них принадлежала дворянству.

Созыв земского собора юридически был необязателен для царя, но в  отдельные периоды он был необходим. В условиях больших внутренних перемен, когда правительство не могло  обойтись без прямой поддержки влиятельных  социальных групп, прежде всего дворянства и посадской верхушки, оно созывало собор. Примером такого созыва является Собор 1566 г., когда ввиду сложности внутренней и внешней политики царь созвал земский собор.

Более заметную роль земские  соборы начинают играть с конца XVI —  начала XVII вв. когда имело место  ослабление царской власти государство, испытывая большие трудности, стремилось усилить значение земского собора как  органа, который должен содействовать  укреплению централизованной власти.

Земский собор 1613 г. имел огромное значение. Им открывается новый период в деятельности соборов, активно участвующих в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

В правление Михаила Романова (особенно 1613—1622 гг.) земский собор  получил значение постоянного представительного  органа. В условиях общей хозяйственной  разрухи и тяжелого финансового  положения государства, обусловленных  социальными потрясениями и польско-шведской войной, власть особенно нуждалась  в поддержке основных социальных группировок, прежде всего дворянства и верхушки города. Соборы того времени, многочисленные по составу, были дворянскими по своему характеру и привлекались к рассмотрению важнейших государственных вопросов.

С 20-х годов XVII века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже.

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов  самодержавной монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки.

Проект «Соборного Уложения»  обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и  был окончательно утверждён 29 января 1649 года. Соборное уложение 1649 года существенно изменило правовое положение основных слоев русского общества и отличалось ярко выраженным крепостническим характером.

Расцвет соборной деятельности приходится на первую половину XVII в., затем  земские соборы созывались все реже. Ко второй половине XVII в. царская власть укрепилась, на местах сложилась развитая система воеводского управления, улучшилось финансовое положение страны, упрочилось и внешнеполитическое положение Русского государства.

Поэтому монарх больше не нуждался в постоянно действующем органе. Отмирание земских соборов было обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями, происшедшими в России во второй половине XVII в. Восстановление экономики, дальнейшее развитие феодального  хозяйства, усиление экономических  связей позволили укрепить государственный  строй, царскую власть, бюрократический  аппарат. Усилилось руководство  со стороны царя важнейшими государственными делами. Он решал их по совету с доверенными людьми минуя Боярскую думу. В этих условиях земские соборы для царской власти были уже не нужны.

Утратили они значение и для дворянства, добившегося  закрепощения крестьян и расширения своих прав на поместья. В новых  условиях классовым интересам дворянства соответствовала новая форма  политического господства — абсолютная монархия.

2. Развитие системы приказов

Создание централизованного  государства вызвало необходимость  и перестройки органов управления. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также отдельных учреждений приказного типа к середине XVI в. заменила новая система центрального управления – приказная. Система приказов складывалась постепенно.

Осуществление отдельных  функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения («приказа»), получали постоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр, вассалов великого князя московского, а также служилых людей – дворян и детей боярских.

Кроме военных функций, разряд имел чисто административные функции  по делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников  и волостелей, воевод, послов, судей приказов, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во второй половине 16 века Разрядный приказ приобрёл значение важнейшего приказа Русского государства.

Возрастание в XVII веке роли и значения помещиков-дворян в армии и гражданском государственном аппарате (приказы и воеводы), увеличение размеров поместного землевладения, постепенное сближение поместного и вотчинного землевладения делало Поместный приказ одним из важнейших приказов государства.

Поместный приказ вёл активную борьбу с возросшими побегами феодально-зависимых  крестьян, посылая на места с широкими полномочиями специальных сыщиков.

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду стрельцов осуществлял  Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна  и часть казаков.

В конце XV века возникла Оружейная палата - арсенал Русского государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. Для заведования Оружейной палатой был создан Оружейный приказ.

Развитие артиллерии в  Русском государстве в Ливонскую  войну привело к образованию  Пушкарского приказа (известен с 1577 года), который стал главным артиллерийским управлением.

Деятельность Пушкарского  приказа переплеталась с приказом Каменных дел, или Каменным. В его  ведении находились каменоломни  и кирпичные сараи. Приказ руководил  постройкой укреплений.

Иноземный приказ ведал не только иноземцами находящимися на службе Русского государства, но и русскими людьми, служащими в полках нового («иноземного») строя.

Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые  приказы, заведовавшие отдельными отраслями  великокняжеского, а затем и царского хозяйства. Так как вопросы дворцового хозяйства не подлежали рассмотрению в Боярской думе, то у великих князей рано появилась потребность в создании специального аппарата дворцового управления.

В конце XV - начале XVI века сложился Конюшенный приказ, ведавший царской конюшней и конюшенными слободами.

С образованием Русского централизованного  государства возросли и его международные  связи. Это повлекло за собой появление  должности посольского дьяка (1486 год).

Все важнейшие решения  по вопросам внешней политики по-прежнему принимали царь, местом общего руководства  внешней политикой была Боярская дума.

Недовольство широких  масс усилением феодального гнёта, возрастание значения в государстве  поместного служилого дворянства повлекло за собой создание группы судебно-полицейских  приказов: Разбойного, Земского, Холопьего  и Судных.

Со времени введения повсеместно  губных учреждений Судебником 1550 года возникла необходимость постоянного  центрального государственного учреждения, осуществлявшего руководство губными  органами и надзор за их деятельностью. В 1555 году была составлена Уставная книга  Разбойного приказа.

Земский приказ в Москве осуществлял полицейские функции: наблюдал за безопасностью и порядком, вёл борьбу с корчемством и  пожарами, следил за содержанием в  чистоте улиц и за городским благоустройством, собирал налоги с московского  тяглового населения и судил  его. Земский приказ проводил переписи дворов и церквей. В конце XVII века он был объединён со Стрелецким приказом, с которым разделял полицейские функции по Москве.

Информация о работе Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии