Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 06:56, реферат

Описание работы

На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине (мире), самодержавии и православии. Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.

Файлы: 1 файл

Власть и управление в России в период сословно.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных  основах: общине (мире), самодержавии и  православии. Безусловным лидером  в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать  самодержавие с его национальными  особенностями и закономерностями складывания.

В системе представлений  о монархической власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и  споров у историков вызывает дополнительный элемент политической системы России XVI века - институт земского сословного представительства и других органов  государственной власти русского централизованного  государства.

В политическом развитии государства  большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую  мощь бывших удельных князей, увеличились  земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось  столкновениями, какие возникали  между государством и боярством. Государь и боярство не расходились  друг с другом непримиримо в своих  политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже  государственном порядке,  которой  не знали что делать. Это была абсолютная монархия, но с аристократическим  управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Органы власти и управления сословно-представительной монархии

 

По форме правления  Русское государство середины XVI — середины XVII вв. являлось сословно-представительной монархией. Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения  важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий [Прил. 1]. В России функции  сословно-представительного органа выполняли земские соборы. Сословно-представительная монархия в России ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее и крепнущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Иными словами, сословно-представительная монархия была порождена соотношением классовых сил в стране, сложившимся к середине XVI в. и отражавшим выход на политическую арену двух новых социальных сил — дворянства и горожан, а также вытеснением боярской знати из органов управления, усилением царской власти и превращением царизма в относительно самостоятельную политическую силу1.

1.1 Царская власть

Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования  сословно-представительной монархии, ибо она зависела от воли и характера  каждого конкретного правителя, а также от различных внутриполитических ситуаций.

Переход к сословно –  представительной монархии ознаменовался  принятием великим князем московским царского титула. 16 января 1547 года Иван IV официально «венчался» на царство. Из рук московского митрополита  Макария он принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти.2. Отныне «государь всея Руси» стал именоваться не только великим князем, но и царем. В специальном «чине венчания», составленном Макарием, подчеркивалось божественное происхождение власти московского царя. Тем самым авторитет «царя и великого князя всея Руси возводился на небывалую высоту. Венчание на царство не только содействовало укреплению власти самодержавца и означало его политическую независимость, но также способствовало росту международного престижа Русского государства.

В венчании Ивана IV на царство  был и другой смысл. Царскую корону он получал из рук главы церкви, что подчеркивало особое положение  церкви в государстве. Укрепляя власть царя, церковь преследовала и собственные  интересы.

Царь и его окружение  приступили к осуществлению реформ, направленных на укрепление государства  и его главной опоры – дворянства. Созывы Соборов свидетельствовали  о складывании в России сословно-представительной монархии, опиравшейся на дворянские и торговые слои населения и противопоставивший Боярской Думе более широкий сословный  орган.

Иван IV сам принимал решения  о войне и мире, о походах  и строительстве крепостей, продолжал  оставаться последней инстанцией в  поземельных спорах, много внимания уделил местническим спорам.3 Большое значение Иван IV придавал внешнеполитическим делам. Распоряжения Иван IV отдавал через Боярскую думу и следил за точностью их исполнения. Решения царя носили безаппеляционный характер. Иван IV отстаивал принцип безграничности царской власти и был против коллегиальных методов управления.

С помощью Избранной рады Иван IV произвел судебную, военную и  земскую реформы, имевшие важное значение для укрепления центральной власти и ослабления княжеско-боярской знати. В 1550 году был издан новый «Судебник», ограничивший судебные функции наместников. Дела дворян изымались из судов наместников. Вводилась смертная казнь за разбой, к которому причислялись и антифеодальные выступления. «Судебник» был дополнен статьями, предусматривающими ответственность за судебные злоупотребления и взяточничество.

В 1550-1556 годах были проведены  реформы в армии, направленные на организацию единых боеспособных вооружённых  сил и ослабление командных позиций  боярства за счёт усиления в армии  роли дворянского сословия.

Реформы государственного управления пятидесятых годов значительно  подорвали политическую власть боярства и способствовали укреплению царской  власти и центрального аппарата.

Однако боярство, имея огромные вотчины, сохранило за собой экономическую  независимость. Подрыв политического  могущества бояре рассматривали  как ущемление своих законных прав, а в возвышении дворянства видели угрозу для своего привилегированного положения. Всё это вызывало озлобление родовитой феодальной знати против царской власти.

Иван Грозный последовательно  проводил политику подавления боярского  сопротивления. Он выдвинул задачу подрыва  экономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширного вотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства. Эту цель преследовало введение опричнины (1565). Царь «...в гневе своем разделил единый народ на две части»: «земщину» и «опричнину»4. Земщина была оставлена в управлении старых государственных учреждений — Боярской думы и приказов, деятельность которых находилась под постоянным наблюдением опричников и самого царя. Обширная территория, вошедшая в опричнину, поступала в распоряжение царя. Значительная часть реакционной княжеско-боярской знати была истреблена.

Политическое значение опричнины  состояло в том. Что путем террора  в отношении княжеско-боярской феодальной аристократии Иван IV предпринял попытку государственного переворота с целью установления абсолютной монархии. Царю мешала, прежде всего, Боярская дума, он хотел избавиться от её опеки и стать неограниченным монархом.

Использовав обстановку обострения классовой борьбы в стране и антибоярские настроения в народе, Иван IV добился права судить и казнить бояр без получения согласия на то со стороны Боярской думы. Последней пришлось принять эти условия, поскольку бояре боялись роста народного движения.

После введения опричнины  государственный строй временно претерпел некоторые изменения. Образовались две системы власти и управления. В земщине все оставалось по-прежнему – там функционировала Боярская дума - высший орган государственной власти, деливший власть с царем. В опричнине фактически неограниченная власть принадлежала царю. Там была особая система государственных органов: опричная дума, специальные опричные приказы, опричное войско, опричная казна. Опричная дума контролировала Боярскую думу, ограничивая существенно её права.

Попытка государственного переворота все же не удалась. Террор привел к  тому, что пришлось казнить не только оппозиционных бояр, но также и  многих дворян.

Опричнина имела цель «утвердить принципы самодержавного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристократического боярства, непосредственно участвовавшего в управлении государством»5. В этом отношении опричнина достигла своей цели и имела прогрессивное значение. После нее в Русском государстве сохранились лишь незначительные остатки старинного княжеско-боярского землевладения. Позиции старого боярства как в экономическом, так и в политическом отношении были подорваны, а центральная власть и ее опора — дворянство — укреплены. В период опричнины заметно возрос политический вес дворянства, оно получило доступ к управлению.

Вместе с тем опричнина  имела и отрицательную сторону. Она явилась одной из причин хозяйственного кризиса, опричнина сопровождалась излишними жестокостями и злоупотреблениями, причинила значительный ущерб хозяйственной жизни страны. Опричная система и тирания сильно подорвали производительные силы страны, усилилось феодально-крепостническое угнетение крестьянства.

После смерти Грозного наступает  известное ослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовые смуты. Господствующие сословия стремятся поднять роль земского собора как органа, который должен содействовать укреплению центральной власти в стране, в частности, участвовать в решении вопроса о престолонаследии.

С установлением династии Романовых начался процесс усиления царской власти. С этого времени  окончательно утвердился порядок замещения  царского престола по принципу первородства и единонаследия. Царю принадлежали все функции высшей государственной  власти, право законодательства, верховного управления и суда. Царь обладал  верховной военной властью, все  важнейшие государственные дела решались от его имени. Усилилась  власть царя над церковью.

Соборное уложение 1649 года закрепившее социально-экономические  сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. Соборное уложение учло требования дворян, посадского населения и усиленно защищало жизнь, здоровье, честь и достоинство, собственность царя, что является показателем развития государства от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган  приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков) всё это не могло  не ослаблять самостоятельность  Боярской думы.

Итак, несмотря на внешнюю  устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства  во второй половине XVII века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Другим важным мероприятием правительства на пути дальнейшего  укрепления единодержавия было создание центрального органа финансового контроля.

Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру I совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.

1.2 Боярская дума

В осуществлении своей  власти великие князья, а затем  цари опирались на крупных феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны  собственные вооружённые силы. Выражением их политической самостоятельности  в централизованном государстве  являлся, прежде всего, феодальный иммунитет (право осуществлять в своих владениях  некоторые государственные функции: сбор налогов, суд без вмешательства  великокняжеской или царской  администрации).

Информация о работе Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии