Участие работников в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:26, статья

Описание работы

Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из основных причин этого - — отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось на предприятиях – принятие решений замкнуто на генерального директора, который наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать в процессе производства работников, раскрыть их потенциал

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы

 

Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы

 

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2007

 

Ключко В.Н.

 

канд. экон. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из основных причин этого - — отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось  на предприятиях – принятие решений  замкнуто на генерального директора, который  наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет  решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать  в процессе производства работников, раскрыть их потенциал.

 

Неэффективность отчужденности  работников от процессов управления предприятием давно усвоена большинством развитых стран, где в той или  иной форме происходит или уже  произошел переход от авторитарного  управления производством к производственной (хозяйственной, экономической) демократии. В первую очередь, здесь нужно  выделить Германию, создавшую наиболее развитую систему участия работников в управлении предприятием. Существует производственная демократия или ее элементы в Норвегии, Швеции, Франции, Японии, Дании и др. Даже в США  уже более 30 лет идут активные процессы по вовлечению большей части работников в процесс принятия управленческих решений.

 

Зарубежный опыт богат, но не нужно забывать и собственную  историю. Как известно, современные  системы производственной демократии ведут свою родословную от рабочего контроля, возникшего в Петрограде после Февральской революции 1917 года и реализованного через фабрично-заводские  комитеты.

 

Эти выборные органы рабочих  и служащих на предприятиях пришли на смену выборным же совещаниям (советам) фабричных старост, которые появились  в России по Закону «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» от 10 июня 1903 года<*>. Рабочие предприятий (в начале частных, подчиненных фабричной инспекции, а с весны 1905 года и казенных) получили право выбирать из своей среды особых старост для сношения с властями и фабричной администрацией по делам, возникающим в сфере наемных отношений. Старосты могли собираться на совещания, но с разрешения и под контролем администрации.

 

<*> Закон был принят  по инициативе С.В. Зубатова (в  1902-1903 годах начальник Особого  отдела Департамента полиции)  и при активной поддержке С.Ю.  Витте (с 1892 года министр финансов, с 1903 года председатель Кабинета  министров) и В.К. Плеве (с  1902 года министр внутренних дел). С помощью института фабричных  старост правительство намеревалось  легализовать собрания и сходки  рабочих, сделать их открытыми  и, исключив всякую самодеятельность, поставить их под контроль  полиции.

 

В начале Закон не получил  широкого применения. В Петербурге, например, в течение года после  принятия закона старосты появились  только на 5 предприятиях. Качественно  изменилась картина только к весне 1905 года, когда, вследствие подъема  революционного движения, выборы старост  стали проходить повсеместно [1, с.153-155].

 

В 1905-1907 годах рабочие коллективы, радикализуясь, стали наделять, создаваемые  явочным порядком, заводские комитеты административными правами и  стремились применять их не только в отношении рабочих, но и к  представителям администрации (требования наложения штрафов, увольнения одиозных руководителей и др.). В ряде случаев  коллективам удавалось добиваться введения рабочего самоуправления и  контроля действий администрации (например, «рабочая автономия» у петербургских  печатников) [1, с.160]. И если рабочим  хватало дальновидности ограничить свои претензии на участие в управлении теми пределами, которые позволяли  предпринимателям вести свое дело, как тем же петербургским печатникам, «рабочая автономия» не только не дезорганизовывала  производство, но и, наоборот, укрепляла  его [1, с.162].

 

Спад рабочего движения, последовавший  после поражения русской революции 1905-1907 годов, затормозил процесс развития системы выборных органов фабрично-заводского коллективного представительства.

 

Следующий его этап наступил уже после Февральской революции 1917 года. Как ответ на угрозу контрреволюции и массовой безработицы на заводах  и фабриках, сначала в Петрограде, а затем и по всей России, уже  ранней весной 1917 года стали появляться фабрично-заводские комитеты (далее  – — ФЗК, фабзавкомы). Начало этому  процессу положило принятое в марте 1917 года соглашение между Петроградским  советом рабочих депутатов и  Обществом фабрикантов и заводчиков, в соответствии с которым на всех предприятиях города учреждались ФЗК  и примирительные камеры<*>.

 

<*> Соглашение было  опубликовано в «Известиях» 11 марта 1917 года. Полностью узаконены  ФЗК были постановлением Временного  правительства от 23 апреля 1917 года, в основном воспроизведшим содержание  мартовского соглашения.

 

Задачами фабзавкомов  были: 1) представительство рабочих  в их сношениях с правительственными и общественными учреждениями; 2) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической  жизни рабочих; 3) разрешений вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений  между самими рабочими; 4) представительство  перед администрацией и владельцами  предприятий по вопросам, касающимся взаимоотношений между ними и  рабочими. Члены ФЗК избирались непосредственно  на фабриках и заводах на основе всеобщего равного избирательного права из числа рабочих.

 

Примирительные камеры, учреждаемые  на заводах и фабриках и состоящие  из равного числа выборных представителей от рабочих и от администрации, должны были разрешать споры, возникающие  из взаимоотношений между владельцами  предприятий, администрацией и рабочими.

 

Однако рабочие, не останавливаясь на экономических требованиях (8-ми часовой рабочий день и зарплата, подобающая свободному гражданину) характерных  начальному этапу, стали призывать, сначала в единичных случаях, а затем в массовом порядке, к  участию в управлении производством.

 

Процесс начался с казенных заводов, где сразу после Февральской  революции рабочие начали брать  на себя ответственность за управление производством. Это объяснялось  тем, что, по мнению рабочих, такие заводы уже принадлежат революционному народу и, соответственно, должны управляться  рабочими. Столкнувшись со сложностями, усугубленными экономической разрухой, и поняв, что для управления производством  требуются специальные знания и  подготовка, ФЗК уже к апрелю 1917 года стали отказываться от технической  и административно-экономической  ответственности за производство. Они  настаивали только на праве контроля, то есть надзора за администрацией предприятий (в том числе входить  в заводоуправление с правом совещательного голоса) вплоть до отвода ее представителей через примирительную камеру. В отличие  от казенных заводов, на частных предприятиях рабочие долго не выдвигали требований контроля над производством. Но даже в тех редких случаях, когда рабочий  контроль на частных предприятиях вводился, он чаще всего имел целью не допустить  закрытия предприятия, сокращения или  разрушения производства. Там же, где  рабочие не видели угроз заводам  и фабрикам со стороны их администрации, рабочий контроль не устанавливался. На таких предприятиях ФЗК шли  на сотрудничество с администрацией и занимались снабжением заводов  и фабрик сырьем, топливом и заказами с целью сохранения производства и рабочих мест [2].

 

Таким образом, на предприятиях Петрограда, а следом и всей России, уже весной 1917 года сформировалась система рабочего контроля, органами которой были ФЗК. О масштабах  этой системы говорят данные Всероссийской  промышленной переписи 1918 года, согласно которым в предоктябрьский период фабзавкомы действовали на 2151 предприятии, в том числе на 68,7% крупных и  средних фабрик и заводов (с числом рабочих более 300) [3, с.21].

 

Обособленные вначале, ФЗК  достаточно быстро начали налаживать связи между собой, координировать деятельность и обмениваться опытом. Стали появляться отраслевые, а затем  и территориальные советы фабзавкомов. Центральный совет (ЦС) ФЗК был  организован по решению I Петроградской  конференции фабзавкомов, состоявшейся 30 мая - — 3 июня 1917 года. ЦС, ставший, фактически всероссийским центром ФЗК, способствовал  образованию центров фабзавкомов  в других городах страны. К октябрю 1917 года в России действовало 94 объединенных центра фабзавкомов, в том числе 75 городских, районных, уездных и  губернских, 8 отраслевых и 11 производственных объединений, действовавших в 65 промышленных центрах. 36 объединений фабзавкомов  образовались в национальных районах. Кроме задач организации, советы ФЗК занимались разработкой инструкций и руководством проведения рабочего контроля на предприятиях. К этой работе привлекались активные деятели фабзавкомов  и технически подготовленные работники  с предприятий (в том числе  инженеры, признававшие роль ФЗК в  борьбе с разрухой) [3, с.21-36].

 

Система рабочего контроля повлияла и на сознание рабочих – —  они стали активно заботиться о росте производства и производительности труда на своих предприятиях, справедливо  считая, что тем самым помогают революции. Конечно, имели место  и факты падения производства (часто из-за саботажа администрации), но в целом производительность труда  на заводах, на которых действовали  ФЗК, росла. По данным С.Г. Соболева, например, на Пороховом заводе, откуда рабочие  прогнали почти всю администрацию, количество брака сократилось на 15%: с 30 до 15, на Орудийном заводе производительность выросла на 28%, на Оптическом – —  на 11% [4, с.85-87]. Отмечался рост производительности труда и на 4других заводах.

 

К октябрю 1917 года система  рабочего контроля достигла максимума  своего развития, но уже на I Всероссийской  конференции фабзавкомов (Петроград, 17-22 октября 1917 года) было признано необходимым  объединить ФЗК и профсоюзы.

 

После Октябрьской революции  коренным образом изменилось само содержание рабочего контроля: он стал осуществляться государственно организованным пролетариатом  в целях социалистического преобразования промышленности. 14 ноября 1917 года ВЦИК принял декрет «Положение о рабочем  контроле», в основу которого лег  «Проект положения о Рабочем  контроле», подготовленный В.И. Лениным  в конце октября. Органы рабочего контроля получали право наблюдения за производством, установления норм выработки  предприятия, принятия мер к выяснению  себестоимости производимых продуктов  и т.д. Также они могли контролировать всю деловую переписку предприятия (коммерческая тайна отменялась) и  проверять все книги и отчеты предприятия. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий. Кроме того, учреждались Всероссийский совет рабочего контроля и соответствующие районные советы (в городах, губерниях, промышленных районах), которым были подотчетны фабзавкомы.

 

К сожалению, декрет от 14 ноября 1917 года дал немного практических результатов. Ввести стихию рабочих  масс в русло централизованного  регулирования народного хозяйства  не удалось. Для того, чтобы преодолеть кризисные тенденции в промышленности 2 декабря 1917 года ВЦИК принял декрет «Об  учреждении Высшего совета народного  хозяйства». Этот орган, образованный при Совете народных комиссаров из Всероссийского совета рабочего контроля и представителей всех народных комиссаров и из сведущих лиц, приглашаемых с  совещательным голосом, быстро заменил  собой, поглотил и вытеснил аппарат  рабочего контроля, превратившись в  ядро централизации и управления промышленностью.

 

Начатые властями процессы национализации и централизации промышленности активно поддержали профсоюзы, к  руководству которыми к этому  времени уже пришли большевики. В  итоге на I Всероссийском съезде профсоюзов (7-14 января 1918 года) были приняты  решения, фактически превращавшие ФЗК  в низовые структуры профсоюзов. Окончательно система фабзавкомов  была ликвидирована решениями VI городской  конференции ФЗК Петрограда (22-28 января 1918 года), которая не только поддержала решения I Всероссийского съезда профсоюзов, но и выступила с инициативой  роспуска ЦС ФЗК [5, с.100-101].

 

Недолгий период действительной производственной демократии на предприятиях России закончился<*>. В условиях господства государственной собственности  и жесткой централизации управления экономикой, ни о каком рабочем  самоуправлении, конечно, не могло быть и речи. Производственная демократия превратилась в сугубо формальный, декоративный элемент хозяйственной  системы.

 

<*> Фактически процесс  слияния фабзавкомов с огосударствляемыми  профсоюзами продолжался, по меньшей  мере, до начала 1919 года. После его  завершения само понятие фабрично-заводской  комитет стало синонимом первичной  профсоюзной организации на предприятии.

 

В этой связи показательной  является история производственных кружков или, позднее, производственных совещаний 1920-х годов. Первый производственный (точнее, производственно-экономический) кружок возник по инициативе рабочих  на Балтийском заводе 9 января 1924 года. Его задачей было активное содействие заводоуправлению в совершенствовании  и удешевлении производства. Почин  рабочих-балтийцев быстро стал распространяться по предприятиям города, и к ноябрю 1924 года таких кружков было уже 153. Постепенно их участники начали претендовать на ряд полномочий администрации (например, определение норм выработки, увольнение рабочих, новый прием, повышение  ставок и др.) и профсоюзов (например, контроль выполнения коллективных договоров). Такое понимание рабочими задач кружков вошло в противоречие с политикой властей, которая уже не предусматривала их участия в управлении производством. Поэтому, сохраняя идею производственных кружков и совещаний и исключив любую самодеятельность, власти поставили их деятельность под строгий контроль, сведя ее к работе по повышению производительности труда и улучшению состояния производства под руководством директивно создаваемых производственных комиссий фабзавместкомов [6, с.72-83].

Информация о работе Участие работников в управлении организацией