Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Трудовые отношения являются одной из важнейшей частью жизни человечества. Регулирование трудовых отношений осуществляется государством посредством принятия соответствующих нормативных актов, реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений является социальное партнерство в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда является очень важной частью отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень важным для каждого из нас. Но, к сожалению далеко не каждый гражданин Российской Федерации знает, что социальное партнерство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.

Содержание работы

Введение

1. Понятие социального партнерства

2. Принципы социального партнерства

3. Формы социального партнерства

4. Роли государства, работодателя и работника в социальном партнерстве

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

1. Понятие социального партнерства

 

2. Принципы социального партнерства

 

3. Формы социального партнерства

 

4. Роли государства, работодателя  и работника в социальном партнерстве

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Трудовые отношения являются одной из важнейшей частью жизни человечества. Регулирование трудовых отношений осуществляется государством посредством принятия соответствующих нормативных актов, реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений является социальное партнерство в сфере труда.

 

Социальное партнерство в сфере  труда является очень важной частью отношений между работодателем  и работником. Поскольку каждый человек  на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень важным для каждого из нас. Но, к сожалению далеко не каждый гражданин Российской Федерации знает, что социальное партнерство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.

 

Задачи данной работы:

 

1. Раскрыть понятие социального  партнерства;

 

2. Рассмотреть основные принципы;

 

3. Изучить  формы и уровни социального  партнерства;

 

4. Определить роли государства,  работодателя и работника в  социальном партнерстве;

 

5. Проследить развитие социального  партнерства в РФ.

 

 

1. Понятие социального партнерства

 

Становление отношений социального  партнерства в условиях современной  российской действительности является их формирование в условиях отказа государства от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.[1]

 

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)[2] дает следующее определение  социального партнерства: социальное партнерство в сфере труда (далее  социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственного связанных с ними отношений. (ст. 23 ТК РФ) 2

 

ТК РФ – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений  социального партнерства. Ранее  действовавшее федеральное законодательство применялось в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».

 

Сторонами отношений социального  партнерства в сфере труда  являются работники, работодатели и  органы государственной власти. Отношения  по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей.

 

Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, в случае если они выступают в качестве работодателей или их представителей или в иных случаях предусмотренных федеральными законами.

 

Стороны социального партнерства  участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке.

 

ТК РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства  органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

 

2. Принципы социального партнерства

 

Социальное партнерство подчинено  определенным принципам. Принципы социального  партнерства – правила, которым  должны следовать в ходе своей деятельности стороны социального партнерства.

 

Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерства являются:

 

равноправие сторон;

 

уважение  и учет интересов сторон;

 

заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;

 

содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической  основе;

 

соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

 

полномочность представителей сторон;

 

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

 

добровольность принятия сторонами  на себя обязательств;

 

реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами;

 

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

 

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

 

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

 

Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.

 

Обеспечению равноправия сторон социального  партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,[3] которые  не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

 

Равноправие сторон социального партнерства  также достигается особой ролью  органов государственной власти, органов местного самоуправления в  отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.[4]

 

Принцип уважения и учета интересов  сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.

 

Принцип заинтересованности сторон в  участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

 

Принцип содействия государства в  укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе говорит о том, что государство  не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства  и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

 

Соответствующие органы государственной  власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Государство также содействует  сторонам социального партнерства  в разрешении разногласий, возникающих  в процессе коллективных переговоров.

 

Принцип соблюдения сторонами и  их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

 

Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие  представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих  юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.[5]

 

Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.

 

Принцип добровольности принятия сторонами  на себя обязательств говорит о том, что никакие лица, в том числе  и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые принимаются в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.

 

В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

 

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.[6]

 

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений –  один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.[7]

 

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, говорит о том, что стороны должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

 

Принципы действуют на всех уровнях  социального партнерства, начиная  уровнем Российской Федерации, и  заканчивая уровнем каждой конкретной организации. Принципы социального  партнерства обязательны для  всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации.

 

3. Формы социального партнерства

 

Формы социального партнерства  – это способы осуществления  социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в  целях согласованного регулирования  трудовых отношений.

 

Социальное партнерство осуществляется в формах:

 

1.         коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений  и их заключению;

 

2.         взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Информация о работе Социальное партнерство