Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам их деятельность в организации обеспечивается администрацией работодателя. [9; с 223]

Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользование здания, помещения, сооружения, сады и парки для культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников данной организации, в том числе и арендованные организацией. Их содержание и ремонт производятся за счет организации.

Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего и создании локальных норм трудового законодательства, и в первую очередь по коллективному договору, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашением. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда.

11в

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединение работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Правовое положение объединения работодателей определяется федеральным законом от 27 ноября 2002 г. "Об объединениях работодателей" и иными федеральными законами. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, региональному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Объединение работодателей создается на основании решения учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.

Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Права и обязанности объединений работодателей закреплены в федеральном законе "Об объединениях работодателей".

Так, ст. 13 указанного закона к правам объединения работодателей относит: право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению социально-партнерских соглашений; наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по разрешению коллективных трудовых споров; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить консультации (переговоры) с профсоюзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики; получать от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.

Согласно ст. 14 объединение работодателей обязано: вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профсоюзами и их объединениями; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; предоставлять профсоюзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения; исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Объединения работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке предусмотренном законодательством РФ, указанными соглашениями.

Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (ст. 15), ответственность в данном случае несут члены объединения работодателей (ст. 9).

Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями (ст. 9).

13в

. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ЕГО ФОРМЫ

 

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

• равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2) межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ); 3) региональный уровень в субъекте РФ; 4) отраслевой уровень; 5) территориальный уровень (в муниципальном образовании); 6) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

• участие работников, их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

14Понятие социального партнерства 
Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политиче¬ском, экономическом, правовом' и др.) приводит к формулирова¬нию его различных понятий. 
Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотно¬шений между работниками (представителями работников), работо¬дателями (представителями работодателей), органами государст¬венной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредствен¬но связанных с ними отношений (ч.   1  ст. 23 ТК РФ). 
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: 
1)   работники; 
2)   работодатели; 
3)   представители работников; 
4)   представители работодателей; 
5)   органы государственной (исполнительной) власти; 
6)   органы местного самоуправления. 
Формами социального партнерства являются: ,, коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив¬ных договоров, соглашений и их заключению; 
взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирова¬ния трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства и иных норма¬тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 
участие работников, их представителей в управлении органи¬зацией; 
участие представителей работников и работодателей в досудеб¬ном разрешении трудовых споров. 
Кроме того, на практике социальное партнерство осуществля¬ется и в других формах, определяемых его сторонами и их пред¬ставителями. 
Формами выражения социального партнерства и его резуль¬татом являются коллективные договоры и соглашения.

Социальное партнерство как система взаимоотношений его сторон и участников состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определя¬ют структуру системы. 
Статья 26 ТК РФ характеризует систему социального партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, межрегиональный, региональ¬ный, отраслевой, территориальный, локальный. В зависимости от уровня определяется содержание социально-правовых актов: 
на федеральном уровне устанавливаются основы регулирова¬ния отношений в сфере труда в Российской Федерации; 
на межрегиональном уровне устанавливаются основы регули¬рования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; 
на региональном уровне устанавливаются основы регулирова¬ния отношений в сфере труда в субъекте РФ; 
на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях); 
на территориальном уровне устанавливаются основы регулиро¬вания отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 
на локальном уровне устанавливаются обязательства работни¬ков и работодателей в сфере труда.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллек-тивных переговоров, подготовки проектов коллективных догово¬ров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их ос¬новная задача. 
Комиссии создаются по решению сторон на равноправной ос¬нове на всех уровнях социального партнерства из наделенных не обходимыми полномочиями представителей сторон — работников 
и работодателей. 
Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполно¬мочие представителей должно быть надлежаще оформлено — при-казом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конферен¬ции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а 
иной представитель. 
Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локаль¬ный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства. 
Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. От уровня органа со¬циального партнерства в значительной степени зависит его со¬став. На общероссийском, региональном, территориальном уров¬нях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального орга¬на. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сто¬рон и государственного (муниципального) органа либо двусторон¬ние комиссии только из представителей сторон. 
На федеральном уровне создана постоянно действующая Рос¬сийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-тру¬довых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г.1 РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Гене-рального соглашения. В нее входят представители федеральных ор¬ганов государственной власти (Правительства РФ), общероссий¬ских объединений профсоюзов, общероссийских объединений ра-ботодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулирова¬нию социально-трудовых отношений назначается Указом Прези¬дента РФ. 
Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключе¬нии Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопро¬сы, среди которых важное место занимают направления социаль¬но-экономического развития сторон, обсуждение проектов феде¬ральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (см. ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282). 
Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а так¬же практически на всех территориях. Деятельность комиссий в субъектах РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов; территориальных комиссий — в соответствии с закона¬ми этих субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утвер¬ждаемыми представительными органами местного самоуправле¬ния. Какими актами должна регламентироваться деятельность ко¬миссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает. Положения об отраслевых (межотраслевых) комиссиях на практике утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях. 
На локальном уровне из представителей сторон создаются комис¬сии для ведения .коллективных переговоров, подготовки проекта кол¬лективного договора и его заключения. В тех случаях, когда в орга¬низации помимо коллективного договора, общего для всех работни¬ков и работодателя, заключаются еще и коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве (представительствах) и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок дейст¬вия этих комиссий определяется временем, необходимым для подго-товки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др. Положение о комиссии на локальном уровне утвер¬ждается обычно также по соглашению сторон. 
Государство стремится повысить роль органов социального партнерства и для этого закрепляет за ними полномочия по уча¬стию в решении основополагающих задач социально-экономиче¬ского развития, совершенствования регулирования трудовых от¬ношений и непосредственно связанных с ними отношений. В ТК РФ включена специальная статья, посвященная участию органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 351). В целях со¬гласования интересов работников (их представителей), работода¬телей (их представителей) и государства по вопросам регулиро¬вания социально-трудовых отношений и связанных с ними эко-номических отношений органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для уча¬стия соответствующих комиссий по регулированию социаль-що-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проек¬тов законодательных и иных нормативных правовых актов, про¬грамм социально-экономического развития, других актов орга¬нов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Если такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, упомянутое выше уча¬стие должно быть обеспечено соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов) и объединением работодателей. 
Порядок обеспечения условий для участия органов социально¬го партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ (ч. 2 ст. 351) предусмотре¬но, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствую¬щие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и  объединениям   работодателей)  органами,   принимающими  эти 
акты. 
Следует участь, что в соответствии с актами, регламентирую¬щими создание и деятельность комиссий по регулированию соци¬ально-трудовых отношений (законами, положениями), эти комис¬сии рассматривают проекты не только актов исполнительной вла¬сти, но и законодательных органов. 
Решения соответствующих комиссий или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов, объединений проф¬союзов и объединений работодателей) по направленным им про¬ектам актов подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими эти акты.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"