Понятие и виды дисциплинарной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

По мнению М.В. Лушниковой и А.М. Лушникова, к которому мы присоединяемся, в Трудовой кодекс РФ в отношении определения понятия дисциплинарной ответственности следует внести уточнения, к которым можно отнести:
1) наступление ответственности за совершение дисциплинарного проступка;
2) властное осуждение противоправного поведения работника;
3) обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные меры личностного характера2.

Содержание работы

1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности 3
2. Понятие, виды, правовой статус профсоюзов 7
3. Задача 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

труд право.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Понятие и виды дисциплинарной  ответственности 3

2. Понятие, виды, правовой статус  профсоюзов 7

3. Задача 12

Список использованной литературы 14

 

 

1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности

 

В ТК РФ1 не дано легального определения понятия дисциплинарной ответственности. В ст. 192 ТК РФ лишь указывается на то, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

По мнению М.В. Лушниковой и А.М. Лушникова, к которому мы присоединяемся, в Трудовой кодекс РФ в отношении  определения понятия дисциплинарной ответственности следует внести уточнения, к которым можно отнести:

1) наступление ответственности  за совершение дисциплинарного  проступка;

2) властное осуждение противоправного  поведения работника;

3) обязанность правонарушителя  претерпеть неблагоприятные меры  личностного характера2.

В большинстве современных  научных трудов, учебниках и учебных  пособиях по трудовому праву дисциплинарная ответственность определяется как обязанность работника ответить перед работодателем за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права3.

Несколько иное определение  дисциплинарной ответственности предлагают другие ученые. Например, М.В. Лушникова и А.М. Лушников дисциплинарную ответственность определяют "как обязанность работников претерпеть юридически неблагоприятные последствия в форме лишений личностного характера за совершение дисциплинарного проступка в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством"4. Как нам представляется, и такое определение имеет право на существование, поскольку не меняет общую сущность и смысл дисциплинарной ответственности в сфере труда.

Итак, в совокупности общих  черт дисциплинарная ответственность  представляет собой одну из форм государственного принуждения (дисциплинарное принуждение, применяемое должностными лицами к  работникам, совершившим правонарушения, и влекущее неблагоприятные для  них последствия). Она всегда связана  с официальной отрицательной  оценкой и осуждением поведения  виновного лица.

Дисциплинарная ответственность  наступает при наличии правовых и фактических оснований. Под  правовым основанием понимается совокупность нормативных актов, в которых: во-первых, выражены предъявляемые к субъектам  дисциплинарной ответственности требования; во-вторых, устанавливаются меры дисциплинарной ответственности за их нарушение (несоблюдение, неисполнение).

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок - виновное нарушение правил дисциплины и других обязанностей, возложенных на лицо в связи с  его работой, учебой и иной трудовой (служебной) деятельностью в данной организации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине трудовых обязанностей может быть квалифицировано  как дисциплинарный проступок при  условии, если будет установлена  противоправность его действий или  бездействия.

Противоправность действий или бездействия работника означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным актам, в том  числе правилам внутреннего трудового  распорядка, положениям и уставам  о дисциплине, должностным инструкциям  и др., а также условиям трудового  договора. Противоправными являются, например, прогулы без уважительных причин, появления на работе в нетрезвом состоянии, опоздания на работу и др.

Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется  в рамках охранительных правоотношений. С учетом характера установленных  государством санкций, а также субъектов, которые несут ответственность, в трудовом праве различают общую  и специальную дисциплинарную ответственность.

Общая регулируется ТК РФ и распространяется на всех работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Виды дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применять  за нарушение дисциплины труда, указаны  в ст. 192 ТК РФ. К ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнения по соответствующим основаниям. Перечень этих взысканий является исчерпывающим. Это означает, что применение другого  дисциплинарного взыскания, не указанного в Трудовом кодексе РФ, является незаконным.

Специальная дисциплинарная ответственность установлена главным  образом уставами и положениями  о дисциплине работников в отдельных  отраслях российской экономики, а также  отдельными федеральными законами.

Соответственно, и законодательство различает общего субъекта дисциплинарной ответственности и специального. Общим считается каждый работник, совершивший дисциплинарный проступок, за исключением тех, кто в силу специальных нормативных правовых актов является специальным субъектом.

Как те, так и другие субъекты трудового договора должны обладать трудовой праводееспособностью - общей предпосылкой ответственности, но вторые, кроме того, имеют еще и специальную предпосылку, то есть выполняют трудовые обязанности (трудовую функцию) особого характера.

Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом  причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в  результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения ими возложенных трудовых обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается  не для всех работников, а только тех из них, которые указаны в  соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а также федеральных  законах.

Среди ученых в области  трудового права нет единого  мнения по поводу критериев отличия  специальной дисциплинарной ответственности  от общей дисциплинарной ответственности  в сфере труда.

Анализ специального законодательства о дисциплине труда позволяет  прийти к выводу, что более правильной является позиция по этому вопросу  К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой, которые считают, что специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности в основном:

1) по кругу лиц, подпадающих  под действие соответствующих  норм;

2) по мерам дисциплинарного  взыскания;

3) кругом лиц и органов,  наделенных дисциплинарной властью;

4) по установленному порядку  обжалования взысканий5.

Таким образом, под специальной  дисциплинарной ответственностью следует  понимать совокупность правовых норм, определяющих обязанность специальных  субъектов трудового права понести  меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные  соответствующими федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине отдельных категорий работников при определенных условиях и в  предусмотренных законом случаях.

Специальная дисциплинарная ответственность предусматривает  ряд более строгих по сравнению  с общей дисциплинарной ответственностью мер дисциплинарного взыскания. В некоторых случаях такая  ответственность расширяет понятие дисциплинарного проступка.

2. Понятие, виды, правовой статус профсоюзов

 

Понятие термина "профсоюз" дается в ч. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах6. В соответствии с ним профсоюзом является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Как видим, профсоюзы представляют собой объединение граждан. В качестве общественной организации профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей.

Во-первых, акцентируем внимание на том, что профсоюз является формой общественного объединения. Из этого  следует, что правовое регулирование  деятельности профсоюзов также осуществляется положениями Федерального закона "Об общественных объединениях"7.

Общественные объединения  могут создаваться в одной  из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Закон о профсоюзах строго не предусматривает, в какой именно форме общественного объединения  должен создаваться профсоюз. В то же время логическое толкование норм законодательства позволяет говорить о том, что в данном случае будут  приемлемы только те формы общественного  объединения, которые основаны на членстве. Проанализировав организационно-правовые формы общественного объединения, мы приходим к выводу, что единственной формой общественного объединения, в которой является возможным создание профсоюза, может быть общественная организация.

Также отметим, что профсоюз - это некоммерческая организация. В  соответствии со ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"8 некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Вторым признаком профсоюза  является цель его создания. В соответствии с определением ч. 1 ст. 2 Закона о  профсоюзах у профсоюза может  быть только одна цель, состоящая в  представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов.

Третий признак состоит  в добровольности объединения граждан. Суть данного признака состоит в  том, что профсоюз как форма объединения  граждан, его структура и организационно-правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении9.

Четвертый признак профсоюза  состоит в объединении граждан - его членов общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности.

Итак, из определения, данного  в ст. 2 Закона о профсоюзах и анализа  признаков профсоюза следует, что  основной функцией профсоюза является защитная функция, выражающаяся в деятельности по защите социально-трудовых интересов  работников, являющихся ее членами.

В целях создания необходимых  организационно-правовых условий для  беспрепятственного выполнения защитной функции ТК РФ закрепляет в ст. 370 право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В данной статье дается весьма подробная характеристика содержания этого права и тех полномочий, которыми наделены профсоюзы для реализации защитной функции.

Одним из основных элементов  этого права является предоставление профсоюзам возможности создавать  соответствующие контрольные органы в лице правовых и технических  инспекций труда профсоюзов. Для  осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Помимо этого межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Федерации, могут создавать  правовые и технические инспекции  труда профсоюзов, которые действуют  на основании принимаемых ими  положений в соответствии с типовым  положением соответствующего общероссийского  объединения профессиональных союзов.

Кроме того, Трудовым кодексом впервые определены основы правового  статуса профсоюзных инспекторов  труда, что создает необходимые  предпосылки для предупреждения ранее достаточно распространенных споров по поводу правомочности тех  или иных действий профсоюзных инспекторов10.

Для выполнения защитной функции  в случаях нарушения трудовых прав отдельных работников (особенно при расторжении трудового договора по инициативе работодателя) ст. 373 ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Так, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора по п. 2, п. 3 или п. 5 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной  профсоюзной организации в течение  семи рабочих дней со дня получения  проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной  процедуры не лишает работника или  представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной  организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право  расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения  мотивированного мнения выборного  органа первичной профсоюзной организации.

Информация о работе Понятие и виды дисциплинарной ответственности