Конституционно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:06, доклад

Описание работы

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

Файлы: 1 файл

Конституционное.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

3.   Негосударственные объединения: общности людей — народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан — политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и другое.

 

Конституционно-правовые институты.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института  характерны два признака:

  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.

Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права:

  • суверенитет народа;
  • естественное право;
  • приоритет охраны прав и свобод;
  • разделение властей;
  • независимое правосудие;
  • правовое государство.

Первичное и самое общее  деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

  1. основы конституционного строя;
  2. права и свободы человека и гражданина;
  3. федеративное устройство;
  4. избирательная система (избирательное право);
  5. президентская власть;
  6. законодательная власть;
  7. исполнительная власть;
  8. судебная власть;
  9. государственная власть в субъектах РФ;
  10. местное самоуправление;
  11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

В конституционном праве  выделяются три разновидности конституционных институтов:

  • головные;
  • сложные;
  • одноэлементные (простые).

Характеризуются высокой  степенью обобщения, в большинстве  своём широким охватом норм. К  ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной  системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные  институты могут входить в  состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например:  институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

Понятие конституционализма.

Конституционализм – это форма правового государства, при которой сферы деятельности государства и гражданского общества разграничены конституцией, но правительство не зависит от воли парламента. Так, в конституционной (дуалистической) монархии министры назначаются монархом и несут ответственность перед ним.

В более формализованном (юридическом) толковании под конституционализмом понимается наличие в обществе основного закона (конституции), который определяет народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан, исполнение законов признается обязательным и для управляющих, и для управляемых. Верховенство права над произвольными решениями управляющих обеспечивается:

- разделением властей;

- высоким положением законодательной власти;

- зависимостью законодательной  власти (через механизм выборов)  от народа;

- равным и доступным  для всех граждан судом.

Конституция – это форма соглашения общества и государства о разграничении сфер их деятельности:гражданское общество – сфера индивидуальных свобод и частных интересов; государство – сфера публичной власти и общих интересов.

Конституционализм может  быть действительным и мнимым.

Действительный (реальный) конституционализм имел место в тех странах, где гражданское общество было достаточно сильным и сумело на практике ограничить произвол абсолютистского государства, начав с расширения прав парламента и постепенно осуществив переход к демократии.

Мнимый (фиктивный) конституционализм имел место в странах со слабо развитым гражданским обществом. В этих странах абсолютная монархия в союзе с бюрократией и верхушкой буржуазии, не требовавшей ограничения абсолютизма, сумела сохранить всю полноту власти даже после создания представительных органов. Так, российское самодержавие после создания Государственной Думы как законосовещательного органа (6 августа 1905 г.) и даже после придания Думе частичных законодательных функций (17 октября 1905 г.) полностью сохранило незыблемость монархического начала в стране. Немецкий социолог М. Вебер назвал государственный строй России 1906 года «псевдоконституционализмом», «конституционной ловушкой» и констатировал отсутствие в тогдашней России предпосылок для утверждения либеральной демократии.

 

Список использованных источников:

  1. http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/konstitucionalizm-rezhim-vzaimootnoshenij-grazhdanskogo-obshestva-i-gosudarstva-modeli-konstitucionalizma-i-formi-pravleniya
  2. http://jurkom74.ru/konstitutsionnoe-pravo/konstitutsionno-pravovie-instituti-ponyatie-osobennosti-i-vidi
  3. http://www.shpora.su/konstitucionno-pravovye-otnosheniya-ponyatiya-subekty-osnovaniya-vozniknoveniya-i-prekrashheniya/
  4. http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/4.htm

Информация о работе Конституционно-правовые нормы