Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежно-стью к конституционному праву.

Файлы: 1 файл

кузя исправлено.docx

— 61.94 Кб (Скачать файл)

4.Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.

 

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права  содержат в себе свойства, характерные  для любой правовой нормы, и специфические  качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится, прежде всего, нормативность, то есть норма  представляет собой правило, образец  поведения лиц, выступающий в  качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает - что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется -  в необходимости  подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает - что нормы  содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1 круг общественных отношений  - предмет регулирования конституционно-правовых  норм;

2 источники, в которых  содержатся конституционно-правовые  нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3 учредительный характер  предписаний - это специфический  признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4 разнообразие норм конституционного  права. Конституционно-правовые  нормы отличаются многообразием  своих видов, среди которых  большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

 

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

 По содержанию, то есть  объекту конституционно-правового  регулирования нормы делятся  в соответствии с выделяемыми  блоками общественных отношений,  составляющих предмет конституционного  права. 

Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

 По функциям, которые  выполняют правовые нормы, их, подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

 Регулятивные (их еще  называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников.

Охранительные нормы - закрепляют меры юридической ответственности  и меры защиты, субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных  норм - состоит в том, что непосредственно  на основе них правоотношения не возникают.

Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор.

К специализированным нормам относятся - с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные  нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы - направлены  на  фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции  РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»).

Дефинитивные нормы - в  обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»).

Декларативные нормы - отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы - изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»).

Коллизионные нормы - определяют какие нормы из совокупности возможных  применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

По характеру прав и  обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, управомочмающие нормы.

Обязывающие и запрещающие.

Управомочмающие нормы - устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

К ним относится большое  количество норм, определяющих права  человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»).

Обязывающие   нормы  устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»).

Запрещающие нормы - устанавливают  обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать  их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции  РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

В императивных нормах - содержатся категорические предписания, которые  не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»).

Диспозитивные нормы - определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

По роли в механизме  правового регулирования различают  материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы.

 Материальные нормы - определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»).

Процессуальные нормы -  закрепляют порядок реализации предписаний  материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые  действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование).

В данной классификации приведены  основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

 

 

 

 

 

2.Основные (конституционные)  обязанности человека и гражданина  в

Российской Федерации.

Основные конституционные  обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне.

При этом одни конституционные  обязанности возлагаются на каждого  человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством.

Осуществление конституционных  обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и  жизнедеятельность общества.

Несоблюдение конституционных  обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции  и юридической литературы позволяет  сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

· Защита Отечества

· Получение основного  общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и  культурного наследия

· Обязанность сохранять  природу и окружающую среду

· Обязанность платить  законно установленные налоги и  сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать  Конституцию РФ и законы

Обязанность соблюдать Конституцию  РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы.

Обязанность граждан соблюдать  Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства.

Несоблюдение Конституции  РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную  законами.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных.

Информация о работе Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация