Кадровая политика в муниципальной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ проблемы подбора и расстановки кадров в муниципальном образование и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе муниципального управления.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
- показать роль кадровой политики в деле совершенствования действующей системы муниципального управления,
- раскрыть теоретико-методологические основы кадровой работы в органах муниципального управления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …..…………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ………… ..................................................................................6
1.1.Кадровая политика: ключевые понятия и концепции. …………..….6
1.2.Кадровая политика в органах муниципального управления: особенности разработки и реализации …………….....................................8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИ……………………………………………………...13
2.1.Организационные основы местного самоуправления и муниципальная служба: понятия и общая характеристика ……………………………….13
2.2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы ………………………………….......................................................18
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ……………………………….............24
3.1.Программа развития кадрового потенциала муниципальной службы на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………....................37

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

1) местное самоуправление - самостоятельный институт гражданского общества, важнейшая форма народовластия;

2) основы местного  самоуправления;

3) формы местного  самоуправления;

4) предметы ведения  и полномочия местного самоуправления;

5) гарантии местного  самоуправления;

6) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Регулируемые  муниципально-правовыми нормами  общественные отношения, возникающие  на местном уровне в процессе организации  и функционирования местного самоуправления, образуют муниципально-правовые отношения. Субъекты таких отношений разнообразны. Это - муниципальные образования; граждане; население муниципальных образований; органы местного самоуправления; депутаты, члены выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие; органы территориального общественного самоуправления; собрания (сходы) граждан; федеральные и региональные государственные органы; суды; общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т. е. та форма, в которой они получают свою жизнеспособность.

 

Существует  три уровня источников муниципального права - федеральный, региональный, местный.

На федеральном уровне главным источником муниципального права является Конституция РФ, в которой впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается прин­ципиальное положение о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав.

Важнейшим источником являются федеральные законы, которые условно можно подразделить на две разновидности:

1) федеральные  законы, специально регулирующие  вопросы организации и функционирования  местного самоуправления. В их  числе федеральные законы от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации";

2) федеральные  законы, составляющие законодательную  основу других отраслей права  (административного, жилищного, налогового  и т. д.), но в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы местного самоуправления. Например, федеральные законы от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменения и дополнениями от 30 марта 1999 г., от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)", от 12 февраля 1998 г. "О гражданской обороне", от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г., Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 1998 г., Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. и др. К этой же разновидности относятся федеральные законы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В  ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(НА  ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ)

3.1. Программа развития кадрового потенциала муниципальной службы на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований

С принятием  Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в  Российской Федерации» и Закона Московской области (от 3 августа 2007 года №99-З) «О муниципальной службе Московской области» начался новый этап реформы местного самоуправления. Основой эффективной работы органов местного самоуправления является их кадровый состав. Формирование корпуса высокопрофессиональных, специально подготовленных муниципальных служащих, способных эффективно решать вопросы местного значения в муниципалитетах области, имеет первостепенное значение для развития института местного самоуправления в Московской области.

Планирование  и реализация мероприятий по модернизации муниципальной службы невозможны без постоянного мониторинга кадровой ситуации. Управление государственной гражданской и муниципальной службы аппарата Правительства Московской области ежегодно проводит анализ динамики изменения основных показателей по полу, возрасту, стажу, образованию, что позволяет отследить влияние проводимых реформ на кадровый потенциал муниципальной службы.

Изменения в  законодательстве о муниципальной  службе существенным образом повлияли на распределение муниципальных  служащих по группам должностей муниципальной службы. По сравнению с 2007 годом число лиц, замещающих главные должности муниципальной службы, сократилось с 18% до 8% от общего числа муниципальных служащих.

Рис 3.1 Динамика изменения распределения  муниципальных служащих Московской области по группам должностей с 2007 по 2010 год

 

Количество  муниципальных служащих, занимающих ведущие должности, сначала увеличилось  с 13% до 25% в 2008 году, сейчас сократилось  до 19%. Большую часть муниципальных  служащих составляют специалисты 1-й и 2-й категории. Доля младшей группы увеличилась с 16% до 36,5%. Раньше большинство составляли более квалифицированные кадры – главные и ведущие специалисты. Рисунок 3.1 наглядно демонстрирует, что проведенные преобразования позволили сформировать более сбалансированную структуру должностей муниципальной службы. Этому способствовал тот факт, что распределение должностей муниципальной службы по группам в реестре должностей муниципальной службы Московской области проведено в соответствии с объемом функциональных обязанностей, уровнем нагрузки и ответственности.

На муниципальной  службе Московской области, как по России в целом, сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Продолжается феминизация аппарата муниципального управления. Доля мужчин с 2007 по 2010 год снизилась с 24% до 20%. Высокий процент женщин в органах местного самоуправления объясняется преобладанием женщин на должностях муниципальной службы, отнесенных к младшей и старшей группам должностей. Характерно, что по высшей группе должностей мужчин в 5 раз больше, чем женщин, тогда как среди младших должностей доля женщин возрастает до 95%. Среди руководителей структурных подразделений администраций количество мужчин и женщин примерно одинаково.

Анализ соотношения  мужчин и женщин по видам муниципальных  образований показал, что наиболее остро проблема феминизации кадров муниципальной службы стоит в  сельских (поселковых) администрациях Московской области. Там процент муниципальных служащих – мужчин в 2 раза меньше, чем в администрациях муниципальных районов, городских округов и городских поселений.

Рис.3.2 Анализ возрастного состава кадров муниципальной  службы Московской области за 2010 год по видам муниципальных образований

В целом по Московской области сложилась достаточно сбалансированная возрастная структура кадров. Лица наиболее продуктивного возраста составляют большинство от общего числа муниципальных служащих. Данная возрастная группа широко представлена по всем группам муниципальных должностей. Доля молодежи стабильно держится в районе 14,5%. Вместе с тем, на муниципальной службе Московской области просматривается тенденция старения кадров. За последние 5 лет количество муниципальных служащих в возрасте от 30 до 50 лет снизилось с 63% до 54% за счет увеличения числа муниципальных служащих старше 50 лет. Данная тенденция особенно ярко выражена на уровне сельских (поселковых) администраций. Молодежи там в 2 раза меньше, чем в районных администрациях, а муниципальные служащие старше 50 лет составляют 36% от общего числа служащих сельских муниципалитетов.

Одним из важных факторов, характеризующих потенциал  человеческих ресурсов, является стаж работы. Распределение муниципальных  служащих по стажу работы за 2009 год дает основание полагать, что в целом кадры муниципальной службы достаточно стабильны. К сожалению, как и по России в целом, большая часть муниципальных служащих имеет стаж государственной и муниципальной службы менее 5 лет – 31,5% (по РФ в целом – 37,7%). Вместе с тем, достаточно велика доля опытных работников – 30% от общего числа муниципальных служащих имеют стаж муниципальной службы более 15 лет. Аналогичный показатель по РФ в целом составляет 26%.

 

 

Рис.3.3 Динамика изменения распределения муниципальных служащих Московской области по стажу муниципальной службы с 2007 по 2010 год

Можно утверждать, что на уровне большинства муниципальных  образований слаба или вообще отсутствует кадровая политика. Определенные законодательством конкурсные принципы формирования персонала управления развиваются очень медленно, чаще имеет место отступление от этих принципов. Сложившаяся ситуация дает все основания полагать, что процессы обновления и ротации кадров необходимо регулировать путем формирования кадрового резерва, поддержки благоприятного возрастного баланса в органах местного самоуправления, разработки целевых программ, работы с перспективными молодыми специалистами.

С принятием  нового Закона Московской области о муниципальной службе значительно улучшился кадровый состав муниципальной службы по уровню образования. Если в 2004 году высшее образование имели лишь 62% муниципальных служащих, то по данным, на начало 2009 года этот показатель составил 75,5%. На муниципальной службе Московской области специалистов с высшим образованием больше, чем по России в целом. Однако если по Российской Федерации муниципальные служащие, имеющие образование на уровне средней школы, составляют 3%, в Московской области – 4,5%.


Рис.3.4 Динамика изменения образовательного уровня муниципальных служащих Московской области с 2007 по 2010 год и в сравнении с данными по России в целом

Несмотря на определенные успехи, до сих пор  ряд муниципальных служащих Московской области не соответствует квалификационным требованиям по образованию. Лица, не имеющие высшего образования, замещают должности старшей группы, ведущей группы и даже главной группы должностей. Их доля от общего числа лиц, замещающих должности указанных групп должностей муниципальной службы, составляет 5,5%, 3,5% и 10% соответственно. Часть из них не имеет даже среднего профессионального образования, в то время как законодательство о муниципальной службе требует наличия высшего профессионального образования. Кроме того, для замещения должностей младшей группы необходимо среднее профессиональное образование, 11% служащих, замещающих должности данной группы, имеют образование на уровне средней школы.

Рис.3.5 Распределение муниципальных служащих по направлениям подготовки в 2010 году

В идеале в муниципальные структуры должны идти специалисты такой же квалификации, как и в органы государственного управления. Но этого, к сожалению, не происходит, поскольку авторитет муниципальной службы гораздо ниже, чем государственной. Доля лиц, имеющих управленческое, экономическое образование, составляет лишь 36% от общего числа муниципальных служащих. На государственной гражданской службе этот показатель составляет 58%. Кроме того, 27% государственных гражданских служащих имеют дополнительное профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», а на муниципальной службе этот показатель составляет 6,5%. Таким образом, по уровню профессионального образования муниципальная служба значительно отстает от государственной гражданской службы Московской области.

По мнению многих исследователей муниципальной сферы, с 2003 года прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было говорить о качественном переломе в кадровом составе органов МСУ. В этих управленческих структурах по-прежнему немало руководителей и служащих, не владеющих научными знаниями в области муниципального управления и правоведения, политологии, социологии, маркетинга и менеджмента, психологии и информатики, необходимыми навыками для решения сложных социально-политических и экономических задач. Однако динамика изменения основных показателей качественного состава кадров муниципальной службы носит положительный характер, что свидетельствует о положительном влиянии проводимых реформ.

И все же кадровый вопрос в муниципальных органах власти стоит достаточно остро. Проведенный анализ показал, что самая низкая квалификация у служащих сельских и поселковых муниципалитетов. А ведь от их профессионализма зависит эффективность решения жизненно важных для населения конкретных, повседневных проблем. Муниципальные служащие сельских администраций отстают от своих коллег и по уровню образования, и по возрастному и гендерному составу. Сложившаяся кадровая ситуация подтверждает необходимость проведения преобразований в виде объединения поселений.

Для решения  проблемы повышения профессионализма кадров муниципальной службы в первую очередь необходимо совершенствовать систему подбора и расстановки  кадров. Законодательство о муниципальной  службе не предусматривает проведение конкурсных процедур в обязательном порядке, но в целях обеспечения равного доступа граждан к работе на муниципальной службе муниципалитеты могут использовать как пилотный проект проведение конкурсов для замещения вакантных должностей и включения в кадровый резерв.

Информация о работе Кадровая политика в муниципальной службе