Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 15:01, курсовая работа
Целью исследования: рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового права и их классификацией. Задачи исследования:
1. Определить. как понятие источников представлено в литературе и в новом ТК, с выражением своего понимания источников трудового права;
2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
3. Рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.
2.4.3 Акты министерств и ведомств.
Акты министерств и ведомств так же являются одним из источников трудового права подзаконного характера. Главным образом к этим актам относятся акты Министерства труда и социального развития РФ, в меньшей степени – акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и др. В этих актах дается дальнейшая конкретизация норм трудового права, а так же разъяснения по вопросам трудового законодательства. В прежние годы, когда преобладало централизованное регулирование трудовых отношений, многие частные, детальные вопросы регулировались постановлениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. И тогда акты Госкомтруда (и ВЦСПС) составляли крупную, наиболее объемную часть правового регулирования труда. В настоящее время многие вопросы из тех, которые раньше регулировал Госкомтруд, организации решают сами в актах локального регулирования. За Минтрудом РФ, как нормотворческим органом, сохранились два важных направления деятельности: Во-первых, в отношении государственных организаций сохранилось централизованное регулирование труда, которое главным образом в отношении заработной платы, осуществляет Минтруд РФ. В качестве примера можно привести разъяснение Минтруда РФ от 20.01.1994г. «О порядке установления стимулирующих надбавок руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», разъяснение Минтруда РФ от 23.12.1994г. «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенных к государственной тайне». Во-вторых, остается значительное число вопросов, требующих разъяснения и единого решения во всех организациях, независимо от формы собственности. Эти вопросы Минтруд РФ решает по собственной инициативе, а так же по запросам с мест и по поручениям Правительства РФ. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые Минтрудом РФ постановления об исчислении среднего заработка или разъяснение Минтруда РФ от 27.06.1996г. «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя». С принятием нового ТК, согласно ст.422 ТК, ряд подзаконных актов утратили свою силу с 01.02.2002г., а другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК. Вместе с тем, в ст.423 ТК регламентируется применение законов и иных нормативных правовых актов действовавших до принятия нового ТК. В ст.423 ТК указывается, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-I "О ратификации Соглашения о создании СНГ", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. В ст.15 Конституции РФ говорится, что все подзаконные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, согласно ст.5 ТК, подзаконный акт, низший по иерархии, должен соответствовать высшему по иерархии подзаконному акту.
2.5. Судебная практика.
С принятием в 1993г. Конституции РФ российская правовая действительность претерпела существенные изменения. К числу важнейших изменений относятся: закрепление в Конституции РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10); признание высокого статуса суда и судебной власти (Гл.7 Конституции РФ). Для всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной характерно одно и то же средство осуществления власти – принятие правовых норм. Судебная система, являясь самостоятельной ветвью власти, предусматривает возможность принятия судами правовых норм. Для законодательной и исполнительной власти такая возможность не вызывала и не вызывает сомнения. Для судебной власти такую возможность стоит признать сейчас. Акты судебных органов в современном обществе являются типичным средством управления. Разрешение конкретной спорной жизненной ситуации производится судом в виде судебного решения, являющегося правилом поведения принудительной силы. В этом смысле судебное решение схоже с правовой нормой. Отличие нормы от конкретного судебного решения в том, что норма имеет всеобщее применение, а судебное решение относится только в конкретной жизненной ситуации.
В последние годы, с признанием
суда ветвью государственной власти, многие
судебные решения приняли всеобщий характер,
что обусловлено следующим: во-первых судам
предоставлено право проверять нормативные
акты и признавать их недействительными
(ч.2 ст.46 Конституции РФ), т.е. суд, признавая
норму незаконной, создает новую норму; во-вторых, Верховный
Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной
практики (ст.126 Конституции РФ); в-третьих, судам
было предоставлено право непосредственного
применения Конституции (постановление
пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г.),
т.е. суд может не применять закон, если
этот закон по мнению суда противоречит
Конституции,[11] в-четвертых,
2.6. Соглашения о труде.
Соглашения от труде – новый источник трудового права, появившийся в последние годы. До принятия нового ТК, законодательной основой для соглашений о труде являлся Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В ТК положения о соглашениях о труде так же нашли свое отражение (Глава 7.). Соглашения о труде, в отличие от других источников исходящих от государственных органов, являются актами социального партнерства.
Согласно ст.45 ТК, соглашение - правовой
акт, устанавливающий общие принципы регулирования
социально-трудовых отношений и связанных
с ними экономических отношений, заключаемый
между полномочными представителями работников
и работодателей на федеральном, региональном,
отраслевом (межотраслевом) и территориальном
уровнях в пределах их компетенции. Соглашения
по договоренности сторон, участвующих
в коллективных переговорах, могут быть двусторонними
(между представителями работодателей
и трудящихся) и трехсторонними (принимает
участие компетентный орган государственного
управления). Содержание и структура соглашения
определяются по договоренности между
представителями сторон, которые свободны
в выборе круга вопросов для обсуждения
и включения в соглашение. В соглашение
могут включаться взаимные обязательства
сторон по следующим вопросам: оплата
труда, условия и охрана труда, режимы
труда и отдыха, развитие социального
партнерства, иные вопросы, определенные
сторонами. В зависимости от сферы регулируемых
социально-трудовых отношений могут заключаться
соглашения: генеральное - устанавливает
общие принципы регулирования социально-трудовых
отношений на федеральном уровне; региональное -
устанавливает общие принципы регулирования
социально-трудовых отношений на уровне
субъекта Российской Федерации; отраслевое
(межотраслевое) - определяет общие условия
оплаты труда, трудовые гарантии и льготы
работникам отрасли (отраслей), может заключаться
на федеральном, региональном, территориальном
уровнях социального партнерства; территориальное -
устанавливает общие условия труда, трудовые
гарантии и льготы работникам на территории
соответствующего муниципального образования;
иные соглашения - соглашения, которые
могут заключаться сторонами на любом
уровне социального партнерства по отдельным
направлениям регулирования социально-трудовых
отношений и иных непосредственно связанных
с ними отношений. Соглашения о труде по
юридической силе занимают промежуточное
положение между централизованными и
локальными актами о труде.
2.7. Локальные акты о труде.
Локальные нормы занимают низшую ступень в иерархии источников трудового права и применяются непосредственно в организациях. Действие локальных актов распространяется на работников в той организации, в которой это акт принят. Многие локальные акты принимаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, и как правило, сводятся в коллективный договор. Согласно ст.40 ТК, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами. Так же в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Следует заметить, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Заключение
В процессе работы было определено понятие источников трудового права, рассмотрена классификация источников трудового права по различным основаниям, а так же дана общая характеристика основным источникам трудового права. Итак, источники трудового права – это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Источники трудового права можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.
В настоящее время классификацию
источников трудового права по юридической
силе большинство ученых юристов представляют
так:
акты международного правового регулирования; Конституция
РФ;
федеральные конституционные законы; Трудовой
кодекс РФ; иные федеральные законы; указы
Президента РФ; постановления Правительства
РФ и нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти; конституции
(уставы), законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ; судебная практика; акты
органов местного самоуправления (соглашения
о труде) и локальные нормативные акты
(коллективные договоры).
Список используемой литературы
Нормативные документы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 31.12.2014).
3.Полный сборник кодексов РФ. - М.: Информэкспо, 2001.
4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
5. Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 (ред. от 29.06.2004) "О коллективных договорах и соглашениях".
6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации".
7.Основы законодательства РФ об охране труда. – М.: Ось-89, 2001.
8.Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» – М.: Ось-89, 2001.
9.Закон РФ «Об основах государственной службы РФ» – М.: Ось-89, 2001.
Учебно-методическая литература
1.Горбачева Ж.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (вводный). – М.: Книжный мир, 2002.
2.Лившиц Р.З., Орловский Ю.П.
Трудовое право России – М.: Статут, 2001.
3.Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право
(конспект лекций). – М.: Приор, 2001.
1 Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. – М.: Ифра-М-НОРМА, 1998. – С.48
2 Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. – М.: Ифра-М-НОРМА, 1998. – С.48
3 Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право (конспект лекций). – М.: Приор, 2001. – С.9
4 Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для вузов. – М.: Ифра-М-НОРМА, 1998. – С.58
Информация о работе Источники трудового права России: понятия, классификация, виды, система