Характеристика пенсионной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
исследовать историю развития пенсионной системы России;
проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
выявить основные проблемы и недостатки пенсионной системы;
рассмотреть концепцию оптимальной пенсионной системы;
разработать предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и история развития пенсионной системы
1.1. Понятие и значение пенсионной системы
1.2. История развития пенсионной системы России
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике
2. Анализ пенсионной системы России
2.1. Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе
2.2. Основные проблемы и недостатки пенсионной системы
3. Совершенствование пенсионной системы России
3.1. Концепция оптимальной пенсионной системы
3.2. Основные предложения по реформированию пенсионной системы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

НЕ УДАЛЯТЬ .doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Также, с 1 января 2005 года изменился возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Из их числа были исключены мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения. Для данной категории граждан, начиная с 01 января 2005 года весь объем страховых взносов (14 процентов от заработной платы) направляется на формирование страховой части трудовой пенсии, при этом пенсионные накопления указанных лиц, сформированные в период с 2002 по 2005 год сохранены.

Кроме того, в зависимости от уровня доходов, законодательством предусмотрено снижение общего размера отчислений в пенсионную систему с соответствующим снижением размеров отчислений на формирование ее отдельных частей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной.

Страховая часть трудовой пенсии зависит от стажа, а также от своевременности и полноты уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом сами страховые взносы расходуются на выплаты текущих пенсий, но их размер персонифицируется и отражается на лицевом счете гражданина, за которого эти взносы уплачены. Размер взносов на формирование страховой части трудовой пенсии, отраженный на лицевом счете, индексируется и учитывается при назначении трудовой пенсии для каждого конкретного человека.

Накопительная часть трудовой пенсии зависит от размера заработной платы работника и уплаты страховых взносов работодателем, но, в отличие от страховой части, средства, поступающие в Пенсионный фонд на формирование накопительной части, не расходуются, а подлежат накоплению и инвестированию. При этом у застрахованного лица есть возможность распорядиться этой частью трудовой пенсии путем передачи ее для инвестирования в одну из негосударственных управляющих компаний, отобранных по конкурсу, либо вообще перевести ее формирование из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд.

Как видно, теперь размер трудовой пенсии напрямую зависит от учтенных на лицевом счете каждого человека сумм пенсионного капитала и от пенсионных накоплений, сформированных за всю трудовую деятельность.

Для лиц, не имеющих необходимого для назначения трудовой пенсии стажа, а также для государственных служащих и ряда других категорий граждан пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за счет средств бюджета.

Россия стремится во всем догнать Европу. К примеру, в размере средней пенсии. Работают россияне не меньше европейцев, но к старости, в отличие от них, становятся нищими. Европейских пенсионеров сложно сравнивать с российскими прежде всего потому, что в Европе пенсионный возраст выше, чем у нас (женщины - 60–62 года, мужчины - 65 лет), но выше и продолжительность жизни (в среднем 80 лет). На Западе две трети населения не без основания считают себя средним классом, следовательно, люди «подходят» к пенсионному возрасту, имея неплохой капитал. Пенсия же за рубежом зависит не столько от государства, сколько от зарплаты, получаемой на протяжении трудоспособного возраста. Пенсионные выплаты составляют 50 - 70% месячного оклада (без учета налога). Ежемесячно 25% заработной платы отчисляется в Пенсионный фонд. При этом почти в два раза больше вносит на эти цели предприниматель. Существуют также негосударственные фонды, которыми с удовольствием пользуются. Накопленные в них деньги служат добавкой к основной пенсии.

В России все сложнее. Чтобы прожить, большинство наших пенсионеров вместо отдыха продолжают работать. Люди боятся увольняться, чтобы не остаться на копейках. А так, получаешь и зарплату и пенсию. Вроде в достатке. В Европе пожилые люди тоже работают, только пенсии им не платят. Да им и не надо. Пока работаешь - получаешь достойную зарплату, после - достойную пенсию.

Сейчас многие европейские политики подумывают о том, чтобы «поднять» пенсионный возраст своих соотечественников еще больше. Они себе могут это позволить, там уровень жизни другой. Да и после ухода с работы активность людей остается прежней, а иногда даже повышается. Одни начинают заниматься политикой, другие путешествуют. Кто-то переезжает в пансионаты для пожилых людей (только не надо путать их с нашими домами престарелых) и прекрасно живут там, предпочитая общество, соответствующее им по возрасту. Но опять-таки все упирается в деньги. В принципе и у нас можно обеспечить себе достойную старость, но только если есть достаточно обеспеченные родственники, оказывающие финансовую поддержку, либо откладывая деньги «на старость».

Проанализируем динамику пенсионных выплат и ВВП страны за 2010 – 2012 гг. (табл. 6).

Таблица 6

Динамика ВВП и пенсионных выплат

Год

2010

2011

2012

Темп роста, %

2010 к 2011

2011 к 2012

2012 к 2013

ВВП, млрд. руб.

8943

10834

13307

121,15

122,83

148,80

Выплата пенсий, млрд. руб.

445

623

769

140,00

123,43

172,81

Пенсии в % к ВВП

5

5,7

5,7

114,00

100,00

114,00


 

Рис.3. Динамика пенсионных выплат за 2010 – 2012гг.

 

Рис.4. Динамика ВВП за 2010 – 2012гг.

Итак, как показывают данные таблицы 6, с ростом ВВП произошел и рост пенсионных выплат. При этом темп роста пенсионных выплат за 2010 – 2012 гг. (172,81 %) превышает темп роста ВВП за этот же период (148,80 %) на 24,01 %. В 2011 г. по сравнению с 2010г. увеличилась доля пенсионных выплат в объеме ВВП с 5% до 5,7 % (темп роста составил 114 %). Однако в 2011г. по сравнению с 2012г. роста доли пенсионных выплат в объеме ВВП не наблюдалось.

Наиболее детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации может дать анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждаемого Федеральным Собранием Российской Федерации, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Анализ исполнения бюджета ПФР за 2012г. показал следующие результаты.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 2012 год утверждены в сумме 1000,3 млрд. руб., расходы - в сумме 946,6 млрд. руб., из них доходы и расходы бюджета в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (распределительная составляющая бюджета), утверждены соответственно в сумме 916,6 млрд. руб. и 936,4 млрд. руб., то есть с расчетным дефицитом в размере 19,8 млрд. руб., обеспечение которого предусмотрено за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда.

В целом бюджет Фонда за 2012 год исполнен по доходам в сумме 1015,8 млрд. руб., по расходам в сумме 967,5 млрд. рублей. Профицит составил 48,3 млрд. рублей.

Исполнение бюджета в части его распределительной составляющей проходило с опережением бюджетных проектировок и составило по доходам 932,0 млрд. руб., по расходам 965,9 млрд. рублей. При этом кассовый разрыв в сумме 33,9 млрд. руб. обеспечивался средствами финансового резерва, размер которого на начало 2012 года составлял 100,4 млрд. руб., а на конец года снизился до 66,5 млрд. рублей.

Доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, составили в 2012 году 83,8 млрд. руб., расходы - 1,6 млрд. рублей. Объем пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2013 г. составил 173,9 млрд рублей.

Расходная часть бюджета Фонда за 2012 год исполнена в сумме 967,54 млрд. руб., в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан и дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку направлено 927,9 млрд. руб., что составляет 96,1 проц. от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей.

Бюджет Фонда по финансированию затрат на обязательное пенсионное обеспечение исполнен за 2012 год в сумме 926,3 млрд. руб., или 103 % к годовым назначениям.

2.2. Основные проблемы  и недостатки пенсионной системы

Система пенсионного обеспечения России сегодня находится в трудном положении. Выделим основные проблемы и недостатки пенсионной системы:

1) Дефицит бюджета Пенсионного фонда. Сейчас прослеживается негативная тенденция образования дефицита в страховой части пенсии. Одной из главных причин явилось ликвидация единого социального налога. Пока налог был, денег в Пенсионном фонде хватало. В 2009 году профицит бюджета фонда составил 98,3 млрд. рублей, в 2010 году - 115,6 млрд. рублей, в 2011 году - 25,9 млрд. рублей, в 2012 году - 39 млрд. рублей. Теперь все наоборот. Уже сейчас дефицит бюджета фонда достиг 115 млрд. рублей при общих запланированных расходах в 1,176 трлн. рублей. К концу года, по оценкам экспертов ПФР, дефицит может вырасти до 255 млрд. рублей.

Деньги на пенсии придется брать из казны. Дефицитными оказались бюджеты ПФР в 2010-2011 годах и особенно бюджет -2012, потому что как раз на этот год пришлось повышение пенсий. “Хронический дефицит бюджета означает одно - мы возвращаемся к собесу, к тому самому, с которым формально распрощались, начав пенсионную реформу”, - заключил советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий.11

2) Действующий закон «О НПФ» не соответствует своему названию: он недостаточно подробно характеризует особенности НПФ как организационно-правовой формы юридического лица, а также содержит много положений, выходящих за рамки его наименования. В рамках осуществляемой пенсионной реформы роль НПФ должна возрасти, что требует более комплексного подхода к их законодательному регулированию. НПФ - центральное звено системы негосударственного пенсионного обеспечения; но наряду с ними есть и другие участники этой системы, которых было бы логичнее урегулировать не законом «О НПФ», а иными законами.

3) На данный момент повестка пенсионной реформы реализована лишь частично. Нереализованная повестка по внедрению накопительных элементов новой пенсионной системы представлена в табл. 7.

4) В течение последних полутора лет в пенсионной реформе наступила пауза. Это проявляется в следующем:

  • размывание правил индексации пенсий и нарастающая произвольность текущих решений по индексации;
  • исключение лиц средних возрастов из обязательной накопительной составляющей;
  • отсутствие ясности относительно условий назначения и индексации накопительных пенсий;
  • отсутствие необходимой информации о результатах инвестирования пенсионных накоплений;
  • неудовлетворительное информирование граждан по вопросам работы пенсионной системы;
  • ослабление влияния структур гражданского общества на ход пенсионной реформы.

 

 

 

 

 

Таблица 7

Нереализованная повестка по внедрению накопительных элементов новой пенсионной системы

№ п/п

Разрабатываемый акт

Период с момента начала разработки (лет)

1

Закон о профессиональных пенсионных системах

7  (3 после принятия в первом чтении)

2

Закон о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации

3

3

Закон о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды

2

4

Закон о дополнительном обязательном накопительном пенсионном страховании

1

5

Постановление об урегулировании конфликта интересов в государственных органах, наделенных полномочиями в системе инвестирования пенсионных накоплений

3

6

Постановление о порядке инвестирования средств пенсионных накоплений за рубежом

3

7

Изменения и дополнения в пенсионное законодательство с целью повышения заинтересованности застрахованных в более позднем добровольном выходе на пенсию

1

8

6 постановлений в развитие новой  редакции закона «О негосударственных  пенсионных фондах»

2


 

Последствия замедления реформы:

  • В условиях незавершенности реформы состояние пенсионной системы в долгосрочном плане остается неустойчивым
  • Серьезные риски существуют для развития как накопительной, так и распределительной составляющей
  • Долгосрочные приоритеты развития пенсионной системы отступают на второй план по отношению к краткосрочным приоритетам, обусловленным текущими колебаниями политической конъюнктуры
  • Непоследовательность и непредсказуемость государственной политики в пенсионной сфере, приводит к частой смене долгосрочных правил игры

5) За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.

6) Проявление кризиса доверия:

  • В течение первых трех лет существования накопительной пенсионной системы в России только 3 процента застрахованных перевели свои накопления в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. Наблюдается дальнейшее ослабление доверия населения к пенсионной политике.
  • Снижается уверенность застрахованных в устойчивости каких-либо долгосрочных правил игры в пенсионной сфере
  • Ослабляется действенность любых стимулов, заложенных в пенсионном законодательстве

7) Повышение пенсий и ежемесячных выплат федеральным льготникам, которыми занимается ПФР, приводит к увеличению дефицита бюджета фонда, а недостаток средств компенсируется за счет федерального бюджета. Между тем, постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.

Проблемы ПФР стали результатом совпадения нескольких факторов, в том числе незапланированного роста пенсий и непродуманной налоговой политики, - считает исполнительный директор научно-благотворительного фонда “Экспертный институт” Андрей Нещадин.

Другой эксперт - руководитель Сектора социальной защиты Всемирного банка (ВБ) Герман фон Герсдорф добавляет к этим причинам “внутренние микроэкономические факторы и неэффективное управление”.

Среди основных причин неудач пенсионной реформы можно выделить:

  • Из всех рассматривавшихся концепций пенсионной реформы была выбрана самая консервативная. Был опыт реформ в Чили, в Германии, в других странах. Однако мы выбрали самый консервативный вариант, цель которого по минимуму уступить в накопительной части реформы рынку, рыночным силам, рыночным институтам, и по максимуму сохранить контроль государства на этом сегменте. Для такого решения были свои идеологические основания: в 2000 году, когда задумывалась реформа, рыночные силы вызывали много подозрений у государства. Оно не могло просто так взять и броситься в радикальную реформу и рискнуть самыми социально уязвимыми деньгами – пенсиями. Потому сверхосторожный, сверхконсервативный подход разработчиков этого сценария реформы и встретил понимание в самых верхах.
  • В 2004 году только 380 тысяч россиян перевели средства из государственной пенсионной системы в частную. Частные компании, по сути, потерпели поражение. Причина здесь в том, что НПФы и УК – это молодые, только нарождающиеся компании. Для того чтобы начать развиваться, им как раз и нужен был старт такого рода, как накопительная пенсионная система. Государство, если бы хотело произвести радикальную, решительную реформу, как это сделали чилийцы, сейчас делают немцы, как будут вынуждены сделать французы, должно было организовать крупную информационно-пропагандистскую кампанию. Выбор в пользу консерватизма не позволил дать никакого импульса этому сегменту рынка. А, к примеру, в американской экономике он ежегодно приносит около 30% новых инвестиций, в Швейцарии до 70%.
  • Ситуацию еще можно исправить, этим занимается Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений. Совет составлен очень демократично – в нем половина представители профсоюзов, а другая половина – предприниматели. Этим сейчас очень активно занимается ФСФР, люди Грефа и Кудрина, Пенсионный фонд. Однако уже видна несогласованность в работе всех этих ведомств. У каждого – свое видение, у кого-то более либеральное, у кого-то более консервативное. К сожалению, до сих пор не выполнено даже то, что было прописано в консервативной реформе, – и относительно налогообложения НПФ, и относительно контроля над ними, и относительно инструментов инвестирования. Это приводит к очень большим неясностям на этом рынке. В итоге – умные, опытные люди, которые готовы были заняться этим бизнесом, уходят на другие финансовые рынки. На данном этапе заниматься пенсионными накоплениями со всеми неясностями, царящими здесь, многим просто неинтересно.
  • Основной причиной низкого уровня пенсионного страхования называют отношение людей к своему будущему, то, что у россиян еще не сформировались современные рыночные подходы к пенсионному планированию. Есть два термина, которые хорошо характеризуют ситуацию: инерция мышления и коллективное бессознательное.

Информация о работе Характеристика пенсионной системы Российской Федерации