Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный теоретический анализ проблем, связанных с реализацией прав работников. В процессе достижения этой цели решены следующие задачи: выявлена юридическая природа трудовых прав; уточнен понятийный аппарат; построена теоретическая модель системы защиты трудовых прав, установлены основные факторы, влияющие на эффективность функционирования этой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ 5
1.1 Защита трудовых прав работников: понятие и способы 5
1.2 Источники, реализация и защита трудовых прав работников 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ 16
2.1 Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Механизм реализации прав работника.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, государственный контроль органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права. В соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Следовательно, органы прокуратуры могут быть субъектами отношений по соблюдению норм трудового права. В рамках этих отношений они могут выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. Так, например, деятельность органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права может быть оформлена в виде протеста либо представления. Данные акты следует признать правоприменительными, они обязательны для исполнения.

Во-вторых, формой государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права должна быть признана деятельность органов Федеральной инспекции труда.

На основании статей 356-357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В частности, государственный инспектор труда может предъявить работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников. Такие предписания также являются правоприменительным актом, обязательным для исполнения.

В-третьих, формой государственного надзора и контроля в части 3 статьи 353 ТК РФ назван внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных Федеральными законами и законами субъектов РФ. Данный вид деятельности также может быть оформлен в виде приказа, обязательного для исполнения нижестоящими организациями и должностными лицами.

В-четвертых, формой государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и его территориальных органов. Данный вид надзора осуществляется в отдельных отраслях промышленности на отдельных объектах. При его осуществлении должностные лица также могут не только выявлять нарушения норм трудового права, но и выдавать обязательные для исполнения указания (предписание).

В-пятых, формой государственного надзора и контроля может быть признана деятельность федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора, который осуществляет функцию по надзору и контролю в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. В этих отношениях должностные лица также вправе выдавать предписания об устранении нарушений эксплуатации указанных установок и сетей, что позволяет устранить нарушение трудовых прав работников, выполняющих трудовую функцию.

В-шестых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В рамках указанных отношений должностные лица данного органа вправе выдавать предписания в пределах имеющихся у них полномочий по устранению нарушений норм трудового права, что может повлечь за собой восстановление нарушенных прав работников. Такие предписания являются обязательными для исполнения, то есть их следует признать правоприменительными актами.

В-седьмых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере безопасности при использовании атомной энергии. При осуществлении данного вида деятельности лица, осуществляющие надзор в сфере безопасности при использовании атомной энергии, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Осуществление данного надзора влечет возникновение отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях должностные лица вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, что влечет возникновение у работодателя обязанности по их исполнению.

Следовательно, государственный надзор и контроль является одним из способов защиты трудовых прав работников, использование которого приводит к возникновению отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях может получить процессуальное оформление устранение допущенных работодателем нарушений трудовых прав работников. Однако функцию по защите трудовых прав государственный надзор и контроль выполняет только после реального восстановления трудовых прав, что предполагает принудительное исполнение решений органов государственного надзора и контроля по устранению выявленных ими нарушений трудовых прав и законных интересов работников11.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой вид государственной деятельности за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, что, в свою очередь, является одним из направлений выполнения государством социальных функций. Кроме того, характеризуя надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как выполнение данной функции всеми органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников, необходимо, на наш взгляд, говорить о существующем взаимодействии органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права с целью соблюдения работодателем установленных государством социальных стандартов в сфере труда.

В связи с изложенным государственный контроль и надзор за соблюдением норм трудового права следует рассматривать как совокупность следующих особенностей:

осуществление деятельности полномочными государственными органами;

возможность осуществления этой деятельности исключительно в рамках отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;

наличие самостоятельных оснований возникновения, изменения и прекращения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;

достижение самостоятельной правовой цели - обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников.

Подчеркнем еще раз, что защитой трудовых прав данный вид деятельности может быть признан только после реального устранения допущенных работодателем нарушений прав и законных интересов работников.

Очевидно, что судебной защитой трудовых прав могут воспользоваться работники и работодатели. Тогда как государственный надзор и контроль осуществляется за деятельностью работодателя с целью исключения из нее нарушенных трудовых прав и законных интересов работников. Поэтому самостоятельной целью этой деятельности является обеспечение полномочными государственными органами соблюдения трудовых прав и законных интересов работников12.

 

Заключение

 

Защита прав человека, в том числе в сфере трудовых отношений является важнейшей задачей демократического общества. Наиболее сильно в защите нуждается работник, как более слабая сторона трудовых отношений.

Главная проблема заключается в том, что законодательно права работника защищены. Последний имеет право на самозащиту, на защиту со стороны государства и общественных организаций. Однако в связи с обстановкой на рынке труда, работник зависит от работодателя. И боясь потерять работу, позволяет работодателю нарушать свои трудовые права.

Одним из самых популярных и действенных способов защиты, даже в России является суд. Причем более половины рассматриваемых дел решается в пользу работника, как более слабой стороны. Вместе с тем количество обратившихся в суд работников ничтожно мало по сравнению с числом нарушенных прав. Это объясняется и российским менталитетом, и сложившимся отношением к судебной защите. Но принимать меры по защите прав человека и работника необходимо. И основную функцию в защите должно взять на себя государство. Прежде всего, необходимо реформирование судебной системы, используя опыт развитых стран. Нужно создать специальные суды по трудовым вопросам, которые в короткие сроки смогут рассмотреть трудовые споры между работниками и работодателями. Кроме того необходима активизация деятельности контрольно-надзорных органов, которые должны надлежащим образом предотвратить нарушение или своевременно выступить в защиту прав работников, тем самым обеспечив интересы работника, не создав угрозы последнему. Соответствующие государственные органы обязаны реагировать на любые обращения работников, связанные с нарушениями их прав, и принимать своевременные действенные меры.

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [электронный ресурс]: Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года // КонсультантПлюс: Высшая школа.–2012.–Вып.17.
  2. . Трудовой кодекс Российской Федерации [электронный ресурс]: Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года // КонсультантПлюс: Высшая школа.–2012.–Вып.17.

3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа.–2012.–Вып.17

  1. О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации[электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 // КонсультантПлюс: Высшая школа.–2012.–Вып.17.

.

Специальная литература

:

  1. Орловский, Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации [Текст]: / Ю.П. Орловский – М.: Юридическая фирма «Контракт», «ИНФРА-М», 2010. – 726 с.
  2. Лукашева, Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты. Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. [Текст]: / Е.А. Лукашева– М.: НОРМА, 2010. – 178 с.
  3. Солдаткин, Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях[Текст]: Диссертация кандидата юридических наук/ Д.В.Солдаткин – М.: ПРОФИ, 2011. – 123 с.
  4. Власов, А. А. Трудовое право [Текст] /  А. А. Власов  –М.: Юрайт, 2011.– 192с.
  5. Косаренко, Н. Н. Трудовое право [Текст] / Н. Н. Косаренко –М.: Волтерс Клувер, 2010.–168с.
  6. Миронов, В.И. Трудовое право [Текст]: учебник для вузов / В.И. Миронов– СПб.: Питер, 2011г. – 864с.

 

Периодические издания:

 

14. Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников [Текст]: // Трудовое право. 2010.– № 7. – С.14-16.

15. Ершов В.А. Применение трудового права [Текст]: // Законность. 2011. – № 6.– С.9-10.

17. Репринцев Д.Д. Источники, реализация и защита трудовых прав работников [Текст]: // Трудовое право. 2010.– № 7.– С.8-12.

18. Степанова Т.Н. Защита трудовых прав работников[Текст]: // Вестник ТИСБИ. 2012.– № 2. –С.11-12.

1 Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты. Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 2010. 18 с.

 

2 Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях М., 2011.  33 с.

 

3 Степанова Т.Н. Защита трудовых прав работников // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2. С. 11.

4 Репринцев Д.Д. Источники, реализация и защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2010. № 7. С. 8.

5 Власов, А. А. Трудовое право М., 2011. 82с.

 

6 Косаренко Н. Н. Трудовое право М., 2010. 78с.

 

7 Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации М., 2010.  318 с.

 

8 Власов, А. А. Трудовое право М., 2011. 82с.

 

9 Косаренко Н. Н. Трудовое право М., 2010. 78с.

10 Миронов В.И. Трудовое право  СПб., 2011г.  164с.

11 Ершов В.А. Применение трудового права // Законность. 2011. № 6. С. 10.

12 Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2010. № 7. С. 14.

 


 



Информация о работе Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав