Формы защиты трудовых прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:05, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы является в том, что в настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие трудовых прав работника…………………………………….5
Глава 2. Формы защиты трудовых прав…………………………………………8
2.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами……....8
2.2. Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства………………………11
Глава 3. Система трудового права……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие трудовых прав работника…………………………………….5

Глава 2. Формы защиты трудовых прав…………………………………………8

2.1. Защита трудовых прав работников  профессиональными союзами……....8

2.2. Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства………………………11

Глава 3. Система трудового права……………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.  
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 

Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов. 

Актуальность данной темы является в том, что в настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие трудового права

 

Трудовое право – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда. Трудовое право регулирует общественную организацию труда с социальной стороны, т. е. общественные трудовые отношения на производстве. Трудовое право - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, определяющие: порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, режим и меру труда и отдыха, правила по охране труда и другие трудовые и непосредственно связанные с трудовыми отношения.

Предмет трудового права состоит из комплекса общественных отношений:

  1. отношения по содействию занятости и трудоустройству;
  2. непосредственно трудовые отношения, возникающие между субъектами при заключении трудового договора;
  3. отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;
  4. отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений;
  5. отношения по профподготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;
  6. отношения по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;
  7. отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
  8. отношения по материальной ответственности сторон;
  9. отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Человек и гражданин в России наделен большим объемом прав и свобод, среди которых важное место занимают трудовые права. Трудовой Кодекс РФ закрепляет в ст. 21 широкий круг прав работника, к числу которых относит право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров. Более того, одним из основных принципов правового регулирования трудовых правоотношений является принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке (ст.2 ТК РФ). Конституция РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В РФ труд свободен принудительный труд запрещен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая суды. Трудовой кодекс воспринял традицию Кодекса законов о труде по защите трудовых прав работников и выделил специально раздел Х111, названный «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». В наименовании ст. 352 ТК и ее текст были внесены изменения в редакции Федерального закона от 30 июня 2006г. № 90. в новой редакции она предусматривает способы защиты трудовых прав, так и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы защиты трудовых прав

2.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Профсоюзы по-прежнему остаются основными представительными органами работников в отношениях с работодателями. Главная цель их деятельности — защита социально-трудовых прав работников. Права профсоюзов в этой области определены Федеральным Законом РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», а также Трудовым кодексом РФ. Профсоюзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При выявлении каких-либо нарушений соответствующий орган профсоюзной организации вправе направить работодателю требование об их устранении. Работодатель должен сообщить о результатах рассмотрения и о принятых мерах в недельный срок с момента получения требования. Кроме того, профсоюзы могут создавать собственные правовые и технические инспекции труда. Этим правом обладают общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации.

Полномочия данных инспекций определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов наделяются следующими правами:

• осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц о состоянии условий и охраны труда, о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

• защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

• предъявлять работодателям требования о приостановке работ, если создается непосредственная угроза жизни и здоровью работников;

• направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законодательства, обязательные для рассмотрения;

• осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

• в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

• принимать участие в рассмотрении отдельных трудовых споров (например, связанных с нарушением законодательства об охране труда);

• принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, согласовывать их в порядке, предусмотренном Правительством РФ;

• обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля. При принятии соответствующего локального нормативного акта работодатель направляет проект этого акта и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган. Данный орган должен рассмотреть проект и направить работодателю в письменной форме свое мотивированное мнение в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта. В случае, если мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, а работодатель с этим не согласен, он обязан в течение 3 дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом. Если же и после консультаций согласие не достигнуто, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт. Однако этот акт может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган может начать процедуру коллективного трудового спора. Государственная инспекция труда обязана рассмотреть жалобу в течение 1 месяца, и если будут выявлены какие-либо нарушения, инспекция выдает работодателю предписание об отмене локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

 

 

 

2.2 Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней1, Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях.

В развитие указанного международного документа в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»2, постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:

Информация о работе Формы защиты трудовых прав