Задачи по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:23, задача

Описание работы

Задача 1. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютерных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанности сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это соглашение международным договором? Являются ли международными договорами следующие акты:
договор между государством и иностранной компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным нравом;
договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН;

Файлы: 1 файл

Tema_3_Zadachi.docx

— 27.93 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Задачи.

Задача 1. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютерных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанности сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это соглашение международным договором?

Являются ли международными договорами следующие акты:

договор между государством и иностранной  компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права  и обязанности сторон будут регулироваться международным нравом;

договор между США и ООН о  размещении на территории США штаб-квартиры ООН;

договор о приобретении правительством Великобритании тысячи тонн мяса у  правительства Аргентины;

договор между муниципальными образованиями  разных государств о побратимских связях;

договор между двумя государствами, согласно которому они «обязуются поддерживать дружественные отношения и свидетельствуют  о приверженности принципам международного права».

Решение: «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п.а ст. 2 ФЗ «О международ договорах РФ»)

 

Задача 2. В 1999 г. государство А. подписало с государством В. генеральный пакт о торговом сотрудничестве, в 2000 г. был подписан договор о торговле и мореплавании. Некоторые положения этих договоров противоречат друг другу. Государство В. настаивает на применении генерального пакта 1999 г., ссылаясь на то, что более высокая юридическая сила этого документа вытекает из его названия.

Дайте оценку доводам государства  В.

Решение: Статья 30. Применение последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу (ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ о праве международных договоров 23 мая 1969 года) 3. Если  все участники предыдущего договора  являются  также участниками последующего договора,  но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии  со  статьей  59, предыдущий  договор  применяется  только  в  той  мере,  в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

 

Задача 3. Утрехтский мирный договор 1713 г. (ст. 9) устанавливал в интересах Англии, что порт и укрепления Дюнкерка (Франция) должны быть разрушены и никогда не подлежат восстановлению. Франция согласилась с этим условием, но одновременно начала строить в Мардеке, на расстоянии одной мили от Дюнкерка, еще более крупный порт. Англия заявила протест на том основании, что Франция нарушает Утрехтский мирный договор.

Действительно ли нарушение договора имело место (оцените с точки  зрения современного международного права)?

Решение: Если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

 

Задача 4. Государства А, В и С заключили договор о создании организации, финансируемой в равной мере всеми участниками. Государство С сделало оговорку следующего содержания: «Государство С обязуется в случае недостаточного финансирования деятельности организации со стороны государств А и В восполнять недостающую сумму из своего бюджета».

Допустима ли такая оговорка?

Решение: Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ о праве международных договоров 23 мая 1969 года

4. с) акт,  выражающий согласие государства  на обязательность для него  договора и содержащий оговорку, приобретает силу, как только по крайней мере одно из других договаривающихся государств примет эту оговорку.

 

Задача 5.  При подписании Конвенции 1994 г. об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Азербайджанская Республика записала свое особое мнение, в соответствии с которым «Азербайджанская Республика принимает участие в Конвенции «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам» в том объеме и в тех пределах, которые не противоречат Конституции и национальному законодательству Азербайджанской Республики». Украина также сделала оговорку, что будет применять Конвенцию «с учетом законодательства Украины».

Соответствуют ли такие оговорки действующему международному праву?

Решение: Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них Венская Конвенция о праве международных договоров.

2. Если из  ограниченного числа участвовавших  в переговорах государств и  из объекта и целей договора  явствует, что применение договора  в целом между всеми его  участниками является существенным  условием для согласия каждого  участника на обязательность  для него договора, то оговорка  требует принятия ее всеми  участниками.

 

 

 

 

6. Австралия  и Новая Зеландия подали жалобу  в Международный суд ООН на  действия Франции, осуществлявшей  испытания ядерного оружия в  атмосфере. Истцы ссылались на  следующие обстоятельства:

1) существует  Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой;

2)  его  участниками являются более чем  100 государств, а также принято  несколько резолюций Генеральной  Ассамблеи ООН по этому вопросу, что свидетельствует об общепризнанном характере Договора, несмотря на то, что некоторые государства не являются его участниками.

Истцы просили  Суд признать действия Франции противоправными.

Франция возражала, мотивируя тем, что она  не присоединилась к Договору и с  самого начала отказалась стать его  участницей.

Распространяются ли обязательства, вытекающие из международного договора, на не участвующие в нем государства? Распространяются ли обязательства  по данному Договору на Францию?

Дополнительный нормативный  материал: Договор 1963 г. «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой».

Решение: Вопрос ввобще о поставке регулируется КОНВЕНЦИей ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ .

Торгово-экономическое эмбарго (запрет) в отношении Кубы действует в  США с 1961 года. - блокирование торговли с определенными странами по решению  Организации Объединенных Наций  в качестве репрессивной меры по отношению  к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные  действия.

УСТАВ ООН Статья 39 Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Статья 40 Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, предусмотренных статьей 39, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

Статья 41 Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений

 

7. В апреле 1997 г. во время визита в Россию Председателя КНР был подписан международный договор (Российская Федерации, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) о пограничной безопасности.

Участники договорились не публиковать текст  договора. Представитель МИД РФ заверил  лишь, что «документ будет полностью  соответствовать российским интересам» и «будут полностью учтены военно-стратегические интересы России».

Возможно ли заключение секретных  договоров, которые не подлежат опубликованию?

Регулируется ли этот вопрос в международном  праве и законодательстве Российской Федерации?

Решение: В соответствии с Законом о международных договорах (ст.30) ратифицированные и вступившие в силу для Российской Федерации договоры публикуются в Собрании законодательства, а иные вступившие в силу договоры - в Бюллетене международных договоров. Исключение составляют соглашения межведомственного характера, которые публикуются в специальных изданиях. 
Официальная публикация договора имеет юридическое значение. С этого момента его положения становятся частью правовой системы России и подлежат применению всеми органами государства.

Аналогичное положение и в ряде других государств. Например, в Конституции Нидерландов 1983 г. сказано: "Положения международных  договоров и актов международных  организаций, которые являются общенормативными и обязательными к исполнению всеми лицами, подлежат применению только после их опубликования" (ст. 93)

Регистрация - это средство ограничения возможности  использования тайных договоров. Устав  ООН ст. 102 требует, чтобы всякое международное соглашение члена Организации было зарегистрировано в Секретариате и им опубликовано. На случай нерегистрации предусмотрена санкция: стороны в таком договоре не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Иными словами, для ООН незарегистрированный договор юридически не существует. Однако это не влияет на обязательную силу договора в отношении сторон. Последнее положение было подтверждено Международным судом. В решении о юрисдикции в отношении спора между Катаром и Бахрейном Международный суд определил, что нерегистрация «не имеет никаких последствий для действительности соглашения, которое не становится менее обязательным для сторон.»

 

8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), в числе прочего, фиксирует целый ряд международных правил поведения императивного порядка – норм «jus cogens». В то же время его составители не посчитали необходимым включить в него указание на то, что он подлежит регистрации в Секретариате ООН, как это предусматривается ст. 102 Устава ООН в отношении международных договоров, заключенных членами этой организации. Это же имеет место и применительно к другим итоговым документам СБСЕ, в том числе к Венскому итоговому документу 1989 г., Будапештским документам 1994 г., включая Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности.

Можно ли с учетом сказанного о  нерегистрации названных документов в Секретариате ООН считать их полноформатными международными договорами?

Можно ли считать основательной  позицию, согласно которой поименованные  и подобные им международные акты должны рассматриваться в качестве источников международного права?(см. задачу 7)

 

9. 5 ноября 1997 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении», принятой в Париже 13 января 1993 г. Согласно ст. 4 данного Закона:

«1. В случае возникновения споров относительно права использования права проверки в отношении Российской Федерации, отказов со стороны Организации по запрещению химического оружия по заявкам Российской Федерации относительно конверсии объектов или в случае принятия других мер, наносящих ущерб Российской Федерации, Российская Федерация в целях защиты своих интересов применяет процедуры в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. В случае  если чрезвычайные события, в  том числе экономического или  техногенного характера, касающиеся  предмета Конвенции, поставят  под угрозу высшие интересы  Российской Федерации, используются  процедуры, установленные разделом V "Прекращение или приостановление  действующих международных договоров  Российской Федерации" Федерального  закона «О международных договорах  Российской Федерации».

Какое заключение может быть дано на основе сравнительного анализа положений  применимых международных и внутригосударственных  актов относительно легитимности данной статьи приведенного закона о ратификации?

Дополнительный нормативный  материал: Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года; Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года.


Информация о работе Задачи по "Международному праву"