Возникновение государства в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:24, реферат

Описание работы

Страна и население. Китай расположен на востоке Азиатского континента. Люди заселили широкие равнины, по которым протекают большие реки — Хуанхэ и Янцзы. На западе равнина переходит в плоскогорье, а далее и в скалистые горные хребты.
Наиболее плодородные земли в долине Хуанхэ. Столетиями река-труженица приносила частички желтого лёсса.

Файлы: 1 файл

Возникновение государства в Китае.docx

— 76.68 Кб (Скачать файл)

3 СТАНОВЛЕНИЕ  публичной власти  происходит в условиях  глубоко сакрализованной  культуры Отсюда - сакральный характер  власти, ее обожествления  власти правителя  является сакрализованное, они боги полубоги  и од одновременным  верховные жрецы; объектом управления, контрагентом государственной  власти является  мир объединенных  государственных  аграрных общин  Аграрная община - основная молекула  данного общества, а государственная  власть - это \"блюд  в песке \"- средство, которое объединяет  общины в этнос, нацию, общество Итак, если мы скажем, что Китай - это  древняя аграрно-общественная  деспотия, то это  будет вполне адекватная  идентификация Китая  и подиб них  ему государств (При  этом мы, конечно, не будем забывать, что \"всякое определение  хромает\" и что  оно лишь очерчивает  общие контуры  предметазагальні  контури предмета.)

Китай сегодня - это более 10 миллионов квадратных километров (третье место в мире после России и Канады), население достигает сейчас около полутора миллиардов человек Еще на рубеже новой эры населения я Китая составляло более 50 миллионов человек - больше, чем в какой-либо другой стране того времени Пограничными соседями Китая является Индия, Тибет, Россия Монголия, Корея, Вьетнам Китай - Великая держава, которая д инамично развивается, играет большую роль в современном мире Китай в отличие от многих других государств - государство с непрерывной исторической традиции, которая длится более четырех тысяч лет Древней Китай относится к так называемым \"речных цивилизаций\" (как и Египет Вавилон, Индия) Зарождение здесь цивилизации и государственности было тесно связано с освоением бассейнов крупных рек - Янцзы и Хуанхэ Куль турне герои китайской мифологии (аналоги вавилонского Гильгамеша или греческого Прометея) прославили себя укрощения год, наводнений, строительством ирригационных сооружений В отличие от великих держав - им Перри, сложившихся путем завоевания и представляли собой конгломерат разных стран и народов (империя Александра Македонского, Империя Чингисхана, Арабский халифат и др.), которые не имели органической этнической целостности и быстро распадаться на составные части в результате даже таких причин, как смерть основателя-полководца, Китай как общество, так и государство хотя и знал многочисленные периоды внутренних конфл тов, распадов на отдельные враждующие царства, опирался на собственный этнос и культуру этнической основе Китайского государства было местное, аборигенное население, принадлежащее большей частью к тихоокеанской ветви большой монголоидной расы и говорило на языках китайско-тибетской языковой семьи Собственно китайцы (хань, хань-жень) относятся к аборигенной монголоидной расы Как и все народы мира, китайский национальный ия формировалась в условиях контактов с другими народами, окружавших Китай, тюрками, монголами, киданями, тибетцами, чжерженямы, маньчжурами, хунну, которые разговаривали на языках китайско-тибетской языковой ро жидкости, в которую входили многие древние тибетских племен, Бирмы, Таиланда, Северного Вьетнама Само большого этноса, здесь сложился, - хань-жень (\"люди хань\") возник во времена династии Хань (III сто летия к не - III века не), основатели которой жили в бассейне притока Янцзы - реки Ханали у басейні притоку Янцзи - ріки Хань.

Название реки перешла в название княжества, а название княжества, когда оно стало центром империи, - в название империи и ее населения Название \"китайцы\", которую мы применяем (и которую применяют сами китайцы)), произошло от тюркского \"китай\", которым тюрки определяли народы, составлявшие в средние века на территории Северо-Западного Китая Царство киданей (Большое Ляо) В Европе с давних прижилось название \"с ина \"(лат Sinae, англ China) В формировании китайского этноса участвовали представители некитайского населения, на юге - представители негроидной-австралоидных расы Ареал ханьского этноса расширял ся за счет миграции ханьцев на юг и ассимиляции местного населения Передвижение китайцев на север было менее интенсивным, поскольку здесь жили крупные объединения тюркоязычных гуннов (хунну), мон голоидних сяньби, часть которых вошла в состав северных китайцев, передав, кстати, китайцам навыки использования лошадей для верховой езды Многовековая история Китайского государства мыслилась самими китайцами как история династий, сменяющих друг друга, - Шань-Инь, Чжоу, Цинь и др. Не отвергая вообще хронологическую и \"формационную\" морфологию китайской истории, мы, следуя китайской традиц ее, рассматривать древнюю историю государства и права Китая также в династическом порядке, потому что он дает возможность ближе подойти к конкретным обстоятельствам китайской историпідійти до конкретних обставин китайської історії.

Источники по истории государства и права Древнего Китая

В отличие от многих древних государств, оставили убогие (или вообще не оставили) письменные памятники истории, Китай - страна писаной истории, которая имеет многочисленные письменные памятники Китайцы считается али сохранения истории важным государственным делом, и, кроме того, управление большим государством с многомиллионным населением и государственным хозяйством требовало большой письменной документации Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что основным письменным материалом до изобретения бумаги в Китае служил бамбук, который хорошо хранилсяся.

До изобретения письменности китайцы применяли узелковую письменность, а также так называемые триграммы - комбинации сплошных и прерывистых черт - \"гуа\" Древнейшие надписи делались на костях животных и паночку цирах черепах Это были гадательные надписи Перед каждым важным мероприятием обязательно проводилась гадательная операция Кости или панцири черепах обработаны, полировались, потом на них записывались пита ния, обращенные к духам предков В кости делалось углубление, которое затем припикалося Трещины, образовавшиеся, - вертикальная и боковая - толковались жрецами как ответы божества или духа предков (у форме категорических \"да\" - \"нет\"), после чего принимались соответствующие решения и вопросы, и ответы тщательно записывались и хранились в государственных архивах С поставленных вопросов можно судить, какие держа вни дела беспокоили правителей странвні справи турбували правителів країни.

Обычай гадания перед принятием важных государственных решений было широко распространенным во многих древних государствах (у греков - предсказание оракула в Дельфах, гадание по внутренностям жертвенных животных, у у римлян - ауспиции - за полетом птиц и т.д.) На основе гадательных операций возникла одна из древнейших письменных памятников Китая - \"Книга перемен\" - \"И Цзин\" Первым настоящим письменным материалом в Китае были свитки записей на бамбуквої записів на бамбуку.

Узкие пластинки бамбука не позволяли писать \"в ширину\", поэтому знаки и письмена наносились прочной тушью столбцами сверху вниз, сначала это были рисунки - пиктограммы, а впоследствии - образованные от них иерогл лифы Полоски бамбука связывались по краям ремешками, образуя свитки - цзюаней, из которых состояли \"книги\", хранившиеся в специальных коробках Впоследствии, когда начали писать на шелке и бумаге, предыдущая манера письменности сохранилась У истоков китайской письменности и культуры лежат знаки, неизвестные европейцам, - это узелковое письмо (аналогичное узелковом \"письму\" далеких от Китая перуанских инков- кечуа), а также триграммы - \"гуа\", которые представляли собой комбинации из трех сплошных и прерывистых черт Впоследствии триграммы были заменены гексаграммы, состоящие из комбинаций шести сплошных и переривча стих рис языке гексограм был составлен одну из древнейших книг Китая - знаменитую \"Книгу перемен\" - \"И Цзин\" Писатель Сяо Тун, автор китайского \"Литературного сборника\", рассказывает о Фу Си (3000 г ИК до н.э), который наметил все гуа, составил письма и договоры, заменив ими управления с помощью узелков, и заложил тем самым начало письменам и книгам По китайской традиции, письменность в Кит аи было создано в XXV веке до н.э., но скорее всего она возникла на тысячу лет позже - в иньського союза племен (1711 1066 годы до н.э), который создал развитую цивилизацию в бассейне реки Ху анхе Китайские историки, философы, писатели оставили большую литературу по истории своей страны Необычной и замечательным памятником китайской истории является \"Книга песен\" - \"Шицзин\", которую относят к Найда вниших в истории человечества письменных памятников литературы Эта книга складывалась на протяжении веков, начиная с эпохи Чжоу (XI-VIII века до н.э) Тогда при дворе правителей существовала особая должность \"собирателя песен \", прежде всего - народные песни Правители рассматривали народные песни как важную информацию о настроениях народа, оценки населением деяний правителей\" Плохие \"песни были опасным предупреждением: \"Небо\" могло лишить императора своего покровительства и отнять у него свой \"мандат\" Список \"Шицзин\", сохранившийся содержит 305 произведений в стихах После суток Чжоу, в правление династии Хань, материалы \"Шицзин\" были использованы при разработке доктрины конфуцианства, стала идеологической, религиозно-философской основой китайской государственности (\"Шицзин\", помимо своего исторического значения, - прекрасная память \"Памятка культуры, свидетельство поэтического таланта китайского народаелігійно-філософською основою китайської державності. ("Шицзін", крім свого історичного значення, - чудова пам'ятка культури, свідоцтво поетичного таланту китайського народу.)

Среди многих имен, связанных с китайской историографии, следует назвать имя великого китайского историка Сыма Цяня (145-86 годы до н.э) Важнейшим источником по истории Китая, не потерявшее знач ния до сих пор, является его известный труд \"Шицзи\" (\"Исторические записки\") Будучи сыном придворного историографа Сыма Таня, Сыма Цянь уже в юности помогал отцу в его исторических поисках, много подо рожував страной, после смерти отца унаследовал его должность главного историографа, а затем был назначен начальником императорской канцелярии Главный труд Сыма Цяня \"Шицзи\" - состоит из 130 разделов и охватывает огромный период истории Китая - от легендарной древности и до начала 1 века до н.э В отличие от чисто хронологического, летописного изложения событий, присущего его впереди никам, Сыма Цянь применял комплексный подход к изложению исторических событий, сочетал хронологию с жизнеописанием исторических лиц, использовал летописи, архивы, рукописи, сопоставлял различные данные, вы представлял критический подход к источникам Историк придерживался принципа \"преподавать достоверное и пропускать сомнительноеикладати достовірне та пропускати сумнівне".

Разделяя в целом идеологию конфуцианства, Сыма Цянь высказывал идеи даосизма, важное значение придавал материальном, хозяйственном жизни общества В целом Сыма Цянь есть движение истории как замешены и круговорот Имея блестящие литературные таланты, он производил большое влияние на развитие китайской историографии О Сыма Цяня и Его труды составлен большую литературу, к его работам обращаются и к нашего времени историки, пишущие о Китаетай.

http://uchebnikionline.com/

 

Китай - страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что • происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Отсюда - гигантское, практически необозримое количество письменных источников, которые, в сочетании с обильными данными археологии, дают богатый материал для реконструкции политических событий, социальных процессов, мировоззренческих идей. Не все источники и далеко не во всем заслуживают полного доверия: стоит напомнить, что значительная часть текстов - прежде всего трактаты религиозно-этического содержания, но частично также и исторические сочинения - имеет явно дидактический характер. Одно несомненно: все древнекитайские тексты, или почти все, сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации. Канонизированные потомками такие тексты, и прежде всего те из них, в которых излагались учение древнекитайского мудреца Конфуция и связанный с этим учением взгляд на вещи, на мир, на человека, на общество и государство, сыграли в истории и культуре Китая не меньшую роль, нежели доктрины брахманизма, буддизма и индуизма в судьбах Индии. И хотя между китайским и индийским взглядами на мир было нечто общее в самом глубинном мировоззренческом аспекте - именно то, что отличало Индию и Китай в этом плане от ближневосточно-средиземноморской системы мировоззренческих ценностей,- китайская цивилизация всегда была уникальной и во многом расходилась со всеми остальными, включая и индийскую. А по некоторым пунктам разница между Китаем и Индией была огромной.

Начать с того, что если в Индии определенный кармой и пожизненно фиксированный социальный статус индивида почти не предоставлял простора для престижных устремлений и это сыграло существенную роль в устремлении людей в сторону поиска мокши и нирваны, в направлении к впечатляющим, но практически мало полезным упражнениям и ухищрениям аскезы и йоги, то в Китае, напротив, каждый всегда считался кузнецом своего счастья в земной жизни. Социально-политическая активность, едва заметная в Индии, здесь была - как, впрочем, и на Ближнем Востоке и тем более в Европе - основой стремления к улучшению жизни и личной доли каждого. При этом характерно, что если в ближневосточно-средиземноморском регионе такого рода активность со временем стала всерьез подавляться религией, призывавшей к царствию небесному либо настаивавшей на божественном предопределении (именно такого рода идеи были характеры для мировых монотеистических религий, христианства и ислама), то в Китае активный акцент на поиски земного счастья, сделанный еще Конфуцием, продолжал неизменно существовать всегда. И это далеко еще не достаточно отмеченное специалистами обстоятельство сыграло существенную роль как в истории страны, так и в жизни ее народа, социальную активность которого трудно переоценить. Можно сказать, в частности, что именно с древности ведется отсчет небывалой насыщенности китайской истории массовыми народными движениями. В этом же корни столь заметной и типичной именно для Китая социальной мобильности.

Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI-V тысячелетиях до н.э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют, наряду с некоторыми другими аналогичными факторами, ставить вопрос о ее генетической связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в частности ближневосточного, где происходила неолитическая революция и откуда шло массовое расселение неолитических земледельцев. И хотя этот взгляд на генезис китайского неолита вызывает возражения, значимость которых усилилась за последние годы в связи с открытием юго-восточного азиатского центра незернового земледельческого неолита (таро, яме, батат, бобовые), тем не менее многое, включая и некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая, по-прежнему говорит о том, что своими навыками в сфере зернового земледелия и тем более практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии.

Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере в Старом Свете. Но, несмотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно-серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (II тысячелетие до н. э.) уже хорошо известные к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.

Информация о работе Возникновение государства в Китае