Вопросы международного культурного и образовательного сотрудничества Совета Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Вопросы международного культурного и образовательного сотрудничества Совета Европы» определяет тот факт, что Совет Европы добился признания мировым сообществом и играет все более важную роль в международных вопросах образования и культуры. Объектом исследования в курсовой работе является деятельность Совета Европы в области международного культурного и образовательного сотрудничества. Цель данной курсовой работы — изучение деятельности Совета Европы в области международного культурного и образовательного сотрудничества

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ 6
1.1. Совет Европы — ведущая организация на континенте в области прав человека……………………………………………………………………...……….6
1.2. История создания Совета Европы 7
2. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТА ЕВРОПЫ 20
2.1. Культурная политика Совета Европы. Сохранение культурных ценностей20
2.2. Политико-культурное направление Совета Европы 26
2.3. Европейская сеть культурного наследия (HEREIN) 29
3.ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТА ЕВРОПЫ 31
3.1. Деятельность Совета Европы в области международного образования 31
3.2. Содействие Совета Европы в развитии образовательных программ для стран с развивающейся демократией 32
3.3.Обучение молодежи по вопросам демократии и прав человека.Соглашение о партнерстве в области работы с молодежью между Советом Европы и Россией на период 2014-2019 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курс по Междунар праву Вопросы междунар культурного и образоват иотрудничества Совета Европы.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

26-30 апреля 2010 г. прошла  последняя сессия Парламентской  ассамблеи Совета Европы. Основными  моментами сессии стали обращения  Президента Украины Виктора Януковича  и министра иностранных дел России Сергея Лаврова, обсуждение последствий экономического кризиса, а также доклад о дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, который призывает к юридическому признанию однополых браков в Европе.

Также на заседании ПАСЕ 29 апреля 2010 г. большинством голосов была принята Резолюция относительно приостановления контактов с Беларусью на высоком уровне. Эта Резолюция являлась реакцией Совета Европы на исполнение в Беларуси в марте 2010 двух смертных приговоров, случаи нарушения прав польского национального меньшинства и отсутствие международных наблюдателей на выборах в местные советы.

Изучив исторические и общетеоретические аспекты  создания и функционирования Совета Европы, я пришла к следующим выводам:

Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация, имеющая своей основной целью большего единства между его 47 государствами-членами в деле обеспечения индивидуальных свобод, политической свободы и верховенства закона, т.е. принципов, которые лежат в основе истинной демократии и касаются всех европейцев.

После радикальных изменений  в Центральной и Восточной  Европе практически все страны этого региона вошли в Совет Европы, увеличив его состав с 10 до 47 государств-членов. Тем самым Совет Европы на деле стал общеевропейским форумом, позволяющим европейским государствам, при всем разнообразии их национальных и геополитических интересов, непосредственно участвовать в обсуждении общеевропейских проблем, входящих в его компетенцию.

С момента своего создания Совет Европы является движущей силой по обеспечению мира и осуществлению сотрудничества, в основе которого лежат общее наследие, права человека и плюралистическая демократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТА ЕВРОПЫ

2.1. Культурная политика Совета Европы. Сохранение культурных ценностей

 

По самым скромным подсчетам, в настоящее время  в рамках Совета Европы  или под его эгидой принято немногим более 150 правовых актов, регулирующих юридический статус культурных ценностей и регламентирующих культурные права коренных народов, национальных меньшинств, а также культурные права человека.

Это декларации, рекомендации, резолюции Комитета Министров (CM);  конвенции; рекомендации, резолюции, и приказы Консультативной — Парламентской Ассамблеи (PACE); декларации, резолюции, рекомендации и мнения  Конгресса местных и региональных властей (CLRAE);  резолюции и рекомендации пяти состоявшихся до сего времени конференций министров, ответственных за культурное наследие.

Все эти акты имеют  разную правовую природу, отличаются механизмом принятия, степенью юридической обязательности, порядком вступления в силу и образуют определенную иерархическую структуру.

Конвенция, будучи международным  договором, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., обладает обязательной силой для государств, являющихся ее участниками. Государства-члены Совета Европы вправе свободно решать, становиться им или нет ее участниками, даже если они принимали участие в ее разработке.

В рассматриваемой сфере необходимо выделить 10 следующих международных договоров (конвенций):

- Европейская конвенция по культуре от 19.12.1954 г. (Серия Европейских договоров, №18),

- Европейская конвенция об охране  археологического наследия от 6.05.1969 г. (Серия Европейских договоров,  №66),

- Европейская конвенция по правонарушениям,  связанным с культурными ценностями 1985 г. (Серия Европейских договоров, №119),

- Конвенция об охране архитектурного  наследия Европы от 3.10.1985 г. (Серия  Европейских договоров, №121),

- Европейская конвенция о трансграничном  телевидении (Страсбург, 5.V.1989) (Серия  Европейских договоров №132) с поправками Протокола 1988 г. (ETS №171),

- Европейская конвенция об охране  археологического наследия (пересмотренная, Валлетта, 16 января 1992 года) (Серия Европейских договоров №143),

- Европейская конвенция о совместном  кинематографическом производстве от 2.10.1992 г. (Серия Европейских договоров №147),

- Европейская хартия о региональных  языках и языках меньшинств (Страсбург, 5.11.1992 г.) (Серия Европейских договоров №148),

- Рамочная конвенция о защите  национальных меньшинств (Страсбург, 1.02.1995 г.) (Серия Европейских договоров №157),

- Европейская конвенция по ландшафтам (Флоренция, 20. X.2000) (Серия Европейских  договоров №176),

Особо следует указать на Европейскую конвенцию об охране аудиовизуального наследия и Протокол об охране телевизионных программ к Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия, которые разработаны по инициативе Совета по культурному сотрудничеству (CDCC) и его Комитета по культуре (CC-Cult). Комитет культурного наследия (Cultural Heritage Committee — CC-PAT) несет ответственность за мониторинг выполнения Европейской конвенции об охране археологического наследия 1969 г., Конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 г., пересмотренной Европейской конвенции об охране археологического наследия 1992 г., а в случае с Европейской Конвенцией по ландшафтам разделяет соответствующие полномочия с Комитетом по деятельности в области биологического и ландшафтного разнообразия (CO-DBP).

Рекомендации и резолюции Комитета Министров являются актами Совета Европы в силу его правосубъектности как международной организации согласно ст.15 Устава Совета Европы. 

Комитет Министров вправе принимать  рекомендации государствам-членам по предметам, которые отнесены к вопросам «общей политики». Они адресованы всем государствам-членам, но не обладают обязательностью.

Согласно ст.20 Устава принятие рекомендации требует:

-   единогласное голосование всех присутствующих представителей;

-   большинство, обладающих правом голоса.

Однако, на своей встрече «519 bis»  (ноябрь 1994 г.) заместители министров решили сделать процедуру своего голосования более гибкой и заключили «джентельменское соглашение»  не применять правило единогласия в отношении рекомендаций.

Некоторые резолюции принимаются  Комитетом Министров в порядке  выполнения своих функций, в частности, в соответствии с Европейской  конвенцией о правах человека (ст. ст. 32 и 54).

Другие резолюции имеют своим  предметом сугубо внутренние административные дела. Бюджет, например,  принимается как раз в форме ряда резолюций. 

Вплоть до 1979 года, и  рекомендации, и резолюции Комитета Министров назывались одним словом — «резолюции».

Декларации Комитета Министров принимаются числом не более двух в течении сессий, проходящих два раза в год. Комитетом Министров Совета Европы на 29.05.1913 года принято 3 декларации, 26 рекомендаций и 9 резолюций.

Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и

Европейского Союза

Не вдаваясь в анализ институциональных особенностей статуса  организаций, составляющих весьма сложную, разветвленную и многообразную систему правового регулирования, в которой исследователи выделяют приемы, методы и черты, присущие и межгосударственному международно-правовому регулированию, и внутреннему праву международных организаций, и носящим надгосударственный конфедеративный характер, и даже отдельные элементы внутригосударственного федеративного правопорядка, с точки зрения интересов сохранения культурного наследия народов, защиты культурных прав человека и регулирования культурной деятельности, эта сложившаяся «status quo» система представляет значительный интерес.

По предварительным оценкам, в  настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее — Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается до 70 правовых актов, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом.

Примем за методологическую основу — устоявшуюся в доктрине и на практике трехуровневую классификацию правовых актов на первичное, вторичное и дополнительное законодательство — и опишем интересующую нас сферу.

Итак, из источников первичного права  — учредительных договоров — прежде всего, следует назвать Договор об учреждении Европейского Сообщества, установивший каркас регулирования правоотношений в культурной сфере. 

В статье 151 (раздел XII Договора полностью  посвящен вопросам культуры), в частности, говорится:

1. Сообщество содействует расцвету  культур государств-членов, уважая  их национальное и региональное  разнообразие и в то же время  выдвигая на первый план общее  культурное наследие.

2. Действия Сообщества направлены  на поощрение сотрудничества  между государствами-членами и, при необходимости, на поддержку и дополнение их действий в следующих областях:

– расширение и распространение  знаний о культуре и истории европейских народов;

– сохранение и защита культурного  наследия европейской значимости;

– некоммерческий культурный обмен;

– художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный  сектор.

3. Сообщество и государства-члены  содействуют сотрудничеству с  третьими странами и международными организациями в сфере культуры, особенно с Советом Европы.

4. Предпринимая действия, основанные на других положениях  настоящего Договора, Сообщество принимает во внимание их культурные аспекты, прежде всего руководствуясь уважением и стремясь поддержать разнообразие культур. 

Необходимо также упомянуть положения ст. 30 Договора об учреждении Европейского Сообщества, устанавливающие, что положения статей 28 и 29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, «соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение».

Таким образом, положениями  этой статьи создана конституционная  основа правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и за внешние территориальные границы Сообщества при полном уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную движимую культурную ценность к национальному культурному достоянию.

Следующим основополагающим источником европейского права в  рассматриваемой сфере следует назвать Хартию Европейского Союза об основных правах, принятую в Ницце 7 декабря 2000 г.

Несмотря на то, что  дебаты о способе процессуальной инкорпорации этой Хартии в учредительные договоры до сих пор не стихают, ее фундаментальная значимость как неотъемлемой составной части именно первичного права ЕС не подлежит сомнению.

Не подлежит сомнению и глубокое понимание авторами этого  акта основополагающего значения культурного наследия для будущего развития народов Европы, о котором, пожалуй, впервые так весомо говорится в этом документе, начиная с Преамбулы:  «Народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях. Осознающий свое духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях — человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности… Союз вносит вклад в сохранение и развитие данных общих ценностей, уважая при этом разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность (самобытность) государств-членов…»

Согласно ст.22 Хартии Европейского Союза об основных правах «Союз уважает культурное, религиозное и языковое разнообразие». 

Таким образом признается юридическое равноправие различных  религиозных течений, языковых общностей и культур.

Рассматривая это положение  в связи с пунктом 3 ст.6 Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора 1992 г.) об уважении национальной самобытности государств-членов, которое, по нашему мнению, следует трактовать в широком смысле — как уважение национальной культурной самобытности народов, этнических общностей и индивидов — комментаторы совершенно справедливо подчеркивают, что принцип уважения культурного, религиозного и языкового разнообразия является предпосылкой к осуществлению культурных прав в целом. Это тот фундамент, на котором строится вся система защиты культурных прав человека, этнических меньшинств и народов в европейском праве.

Вторичное законодательство в интересующей нас сфере на данный период насчитывает около 25 нормативно-правовых актов.

К нему относятся регламенты и рекомендации Европейской Комиссии, регламенты, директивы, решения, резолюции и заключения Совета и Европарламента, а также прочие акты, в частности, организационные правила.

К актам дополнительного  законодательства в рассматриваемой сфере относятся резолюции и заключения Совета (Министров по делам культуры). К настоящему времени им принято также около 25 актов.

Информация о работе Вопросы международного культурного и образовательного сотрудничества Совета Европы