Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

Файлы: 1 файл

уполномоченный по правам человека.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)

     Проблема  прав  человека  пока  еще  не  воспринята  большинством населения    как  приоритетная.    Опросы    общественного мнения свидетельствуют  о  том,  что  подавляющее большинство  наших сограждан имеет  весьма  нечеткое  представление  о  своих  правах и тем более о формах  и методах их защиты.

     За  годы  деятельности  (1998  -  2003)  Уполномоченным  по правам человека в Российской  Федерации было рассмотрено более 155 тыс. жалоб и  обращений граждан, поступивших из всех регионов  России, стран СНГ и Балтии  и ряда других государств.

     Связано  это  прежде  всего  с  уровнем  имеющейся  информации  о существовании  и  возможностях  нового  института  внесудебной  защиты граждан,  с  уровнем  восприятия  населением  степени  нарушения своих конституционных прав, осознанием необходимости их правовой защиты.

          В  обращениях  граждан  к  Уполномоченному  отражен  весь  спектр проблем  современной жизни российского  общества.

Самое  большое  число жалоб содержат просьбы о защите гражданских(личных  прав)  граждан  -  57,8  процента от общего числа поступивших обращений.   Среди   них  жалобы  на  нарушение  права  на  жизнь,  на неприкосновенность  личности,  права  на  свободу  от пыток, жестокого обращения,   жалобы   на  действия  милиции;  на  нарушение  права  на справедливое судебное разбирательство и права на равную защиту закона; на  нарушения  прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы;  о  нарушениях прав на гражданство, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства.

     Что  касается  защиты  политических  прав (1,5 процента от общего числа  обращений),  то  заявители сообщали о нарушении прав народов на самоопределение,   реабилитацию   репрессированных  и  депортированных народов;  о нарушениях прав на участие в управлении делами государства на  федеральном  и муниципальном уровне, избирательных прав, а также о нарушении основных политических свобод - права на свободу мысли, слова и печати, совести, религии и убеждений.

     Несоблюдение  экономических  прав  заявителей  (16 процентов всех обращений)  выражается  в  нарушениях  права  собственности; нарушениях законодательства  о  предпринимательстве;  прав  трудящихся на труд, на справедливые  и благоприятные условия труда, права на равную оплату за  равный труд, на защиту от безработицы.

     Значительная   часть   обращений к Уполномоченному  по  поводу соблюдения  социальных  прав  граждан  (всего  24,2 процента от общего количества  поступивших  обращений)  посвящена защите прав человека на достойные  условия  жизни, достаточный уровень жизни, проблемам жилья, нарушениям  пенсионного законодательства, а также нарушениям прав лиц, нуждающихся  в особой социальной защите, - матерей, детей, инвалидов и умственно отсталых лиц, беженцев.

     Реализацию  культурных  прав заявители связывают  с защитой своего права  на  образование,  с  правом  на  участие  в культурной жизни, с  охраной  памятников  истории  и  культуры,  культурно-просветительских  учреждений, прав этнических меньшинств, авторских прав.

     Принято к  рассмотрению, в том  числе  совместно  с  другими государственными организациями, в соответствии с их компетенцией, 31,7 процента  жалоб. Принято к  рассмотрению с разъяснением  заявителю правовых  средств  защиты нарушенных  прав  54,4  процента обращений.

Направлено заявителю после ознакомления  мотивированный  отказ  в рассмотрении жалобы - 11,7 процента случаев.

     По жалобам, принятым к рассмотрению  Уполномоченным,  удалось восстановить нарушенные  права по каждому пятому обращению  заявителей.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать вывод, что новый для политико-правовой системы России институт Уполномоченного по правам человека состоялся. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, специализированных уполномоченных по правам человека способствует движению страны по пути формирования демократического правового государства и гражданского общества. Однако потребуется еще некоторое время, чтобы институт Уполномоченного по правам человека, сегодня еще недостаточно эффективный в силу многих обстоятельств получил достаточный уровень влияния в системе государственной власти. Для этого необходимо реализовать комплекс мероприятий по укреплению института Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях, привести в соответствие с практическими потребностями защиты прав человека правовую конструкцию формируемого государственного правозащитного органа.

Таким образом, рассмотрев в нашей работе становление и деятельность нового института по правам человека в нашей стране, мы можем сказать, что данный конституционно-правовой институт занимает важное значение в обеспечении прав и свобод личности, гарантий их государственной защиты, является одним из центральных звеньев системы внесудебных государственных учреждений.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аксенова Г.П. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека 105 и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2011, № 1 (14). - С. 105-109.
  2. Бегаева А. А. Деятельность Уполномоченною по правам человека в Российской Федерации по восстановлению прав граждан // Объединенный научный журнал, № 10, 2004 г., с. 26.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. // http://www.moskv.ru/laws/fulltext/show/id/2/
  4. Калугина О.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Борьба с преступностью в условиях глобализации: новые вызовы и поиски адекватных ответов: Сборник научных статей в двух томах. Том 2. - Нальчик: Нальчик. филиал Краснодар. унив. МВД России, 2010. - С. 55-60.
  5. Колосов А. Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Международная научно-практическая конференция (Иркутск, 11 апреля 2009). - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. - С. 70-74.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // «Парламентская газета», N 4, 23-29.01.2009.
  7. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ // http://ombudsman.gov.ru/institut/a-obrash.shtml
  8. Сержанова В. Уполномоченный по правам человека // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2010, № 2 (9). - С. 33-43.
  9. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. ФКЗ N 8-ФКЗ от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=108682

 

 

1 Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. // http://www.moskv.ru/laws/fulltext/show/id/2/

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Ст. 103. // «Парламентская газета», N 4, 23-29.01.2009.

3 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. ФКЗ N 8-ФКЗ от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Ст. 2. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108682

4 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ // http://ombudsman.gov.ru/institut/a-obrash.shtml

 

 

 

5 Бегаева А. А. Деятельность Уполномоченною по правам человека в Российской Федерации по восстановлению прав граждан // Объединенный научный журнал, № 10, 2004 г., - С. 26.

6 Сержанова В... Уполномоченный по правам человека // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2010, № 2 (9). - С. 35.

7 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ // http://ombudsman.gov.ru/institut/a-obrash.shtml

8 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ // http://ombudsman.gov.ru/institut/a-obrash.shtml

9 Калугина О.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Борьба с преступностью в условиях глобализации: новые вызовы и поиски адекватных ответов: Сборник научных статей в двух томах. Том 2. - Нальчик: Нальчик. филиал Краснодар. унив. МВД России, 2010. - С. 55-60.

10 Аксенова Г.П. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека 105 и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2011, № 1 (14). - С. 106.

11 Колосов А. Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Международная научно-практическая конференция (Иркутск, 11 апреля 2009). - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. - С. 72.

 

 


Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации