Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

Файлы: 1 файл

уполномоченный по правам человека.docx

— 56.03 Кб (Скачать файл)

-принятие  по собственной инициативе соответствующих  мер в пределах своей компетенции  при наличии информации о массовых  или грубых нарушениях прав  и свобод граждан либо в  случаях, имеющих особое общественное  значение или связанных с необходимостью  защиты интересов лиц, не способных  самостоятельно использовать правовые  средства защиты;

-анализ  правоприменительной практики в  области прав человека и гражданина  и выработка предложений по  ее совершенствованию;

-информирование  органов государственной власти  и общественности о положении  дел с соблюдением прав и  свобод граждан в Российской  Федерации;

-направление  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам замечаний и предложений  общего характера, относящихся к  обеспечению прав и свобод  человека и гражданина, совершенствованию  административных процедур5.    

 

3.1. Дополнительные полномочия

 

Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее. 
    Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

 Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации были направлены также специальные доклады Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека:

- о нарушениях  прав граждан, страдающих психическими  расстройствами;

- о нарушении  уставных правил взаимоотношений  между военнослужащими при отсутствии  между ними отношений подчиненности;

- о конституционном  праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания  и жительства в Российской  Федерации;

- о нарушениях  прав граждан сотрудниками Министерства  внутренних дел Российской Федерации  и уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Российской  Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти. 

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по «горячей телефонной линии» и получить необходимые консультации. 
    Важной формой работы, позволяющей получить «из первых рук» представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы «выездных приемных» в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил многие регионы Российской Федерации, в том числе Чеченскую Республику и другие районы Северного Кавказа, непосредственно примыкающие к зоне вооруженных столкновений в Чечне, отдаленные северные территории, включая Чукотский автономный округ.

С начала деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (с мая 1998 года) к нему поступило свыше 52 тыс. жалоб и обращений граждан6.

Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно в группу приема заявителей в г. Москве. Во время выездов в субъекты Российской Федерации Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата были проведены беседы с более чем 2500 гражданами, принято 1200 заявления7. 
    Уполномоченному поступает корреспонденция практически из всех субъектов Российской Федерации, из государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, из государств дальнего зарубежья.

Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Наибольшее число жалоб (более 40 процентов) связано с уголовной проблематикой. Около 12 процентов обращений касаются вопросов гражданского права и жилищного законодательства, 9 процентов -трудовых отношений, 6 процентов - социальных и пенсионных проблем, около 5 процентов - нарушений в области конституционных процедур и административного права. Письма военнослужащих, а также членов их семей составляют чуть более 4 процентов, жалобы от беженцев и вынужденных переселенцев - около 2 процентов, 1 процент обращений посвящен вопросам международного права, 7 процентов - другим проблемам8.

Жалобы и обращения рассматриваются либо непосредственно Уполномоченным, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Удалось добиться восстановления нарушенных прав примерно одного из шести обратившихся. Достичь этого было бы невозможно без заинтересованной помощи со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций.

Те заявления, по которым не удается сразу добиться положительного результата, берутся на контроль работниками аппарата Уполномоченного. Работа в отношении этих документов ведется до достижения конкретного результата в восстановлении нарушенных прав заявителей.

 

3.2. Итоги деятельности  института Уполномоченного

 

Первые итоги работы института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях.

Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений. Права граждан удается восстановить примерно по каждой шестой принятой к производству жалобе. Это коснулось в основном вопросов трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях жилья, социальных льгот и пособий, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной сферах.

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации были9:

-восстановлены  права более 1,5 млн. военнослужащих  на бесплатный проезд в пригородном  железнодорожном транспорте; 
     -восстановлены права более 20 тыс. прапорщиков (мичманов) запаса на выплату ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение;

-восстановлены  права более 1100 вдов военнослужащих  на получение второй пенсии - за  мужа, погибшего в войне с Финляндией  или в войне с Японией.

- более 1 млн. пенсионеров-»северян», пенсии которых исчисляются с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). На основании заявления Уполномоченного о нарушениях законодательства Российской Федерации о социальной защите ветеранов, инвалидов, пенсионеров и других граждан, Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2000 года № 1762 с 1 ноября 2000 года им увеличены ежемесячные размеры пенсий на 100-200 рублей;

- более 100 тыс. участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания получили право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны Федеральным законом «О ветеранах». Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании обращения Уполномоченного 13 ноября 2000 года направил разъяснения органам социальной защиты субъектов Российской Федерации о распространении этих льгот на всех участников войны, ставших впоследствии инвалидами10.

По результатам анализа информации о типичных нарушениях прав человека и гражданина в России, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченным готовятся соответствующие документы. Они направляются должностным лицам, государственным органам и органам местного самоуправления. Обращения, заключения и ходатайства Уполномоченного в защиту прав и свобод граждан направляются Президенту Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к министрам юстиции и внутренних дел Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации, к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации.  

В министерства и ведомства, к чьей компетенции отнесены вопросы защиты прав граждан, направляется аналитическая информация о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массового и грубого нарушения прав граждан, а также свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к проблеме обеспечения прав и свобод, совершенствования законодательства и административных процедур.

В рабочем аппарате Уполномоченного проводится анализ и обобщение корреспонденции на предмет выявления наиболее типичных случаев нарушения прав человека.

Результаты таких обобщений, в свою очередь, обнаруживают необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации и ее субъектов. Отслеживаются также ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав граждан. В этом случае, а также в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (инвалиды, престарелые, несовершеннолетние, лица, находящиеся в местах лишения свободы), Уполномоченный принимает активные меры в пределах своей компетенции, закрепленной Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

 

 

3.3. Учреждение института  Уполномоченного по правам человека  в субъектах РФ

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время в 29 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в Москве и Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях11. В 6 субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

     Положение  дел  с правами человека в  стране продолжает оставаться  сложным. По-прежнему  происходят  серьезные нарушения  гражданских, политических,   социально-экономических   прав  и  свобод.  Проблемой, непосредственно  затрагивающей  интересы  человека,  права  на  охрану здоровья  и на жизнь, является состояние  окружающей среды.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации