Территориальные воды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Жизнь человека и развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки и техники человеческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению «моря разъединяют народы», пришло новое — «моря соединяют народы». Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разграничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Общие положения о территориальных водах в международном морском праве……………………………………………………………………………5
Правовой режим территориальных вод (моря) Российской Федерации……………………………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы и источников………………………………13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Общие положения о территориальных водах в международном морском праве……………………………………………………………………………5
  2. Правовой режим территориальных вод (моря) Российской Федерации……………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы и источников………………………………13

 

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека и  развитие общества с древнейших времен были связаны  с морем. Первоначально эти связи  ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки и техники человеческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению «моря разъединяют народы», пришло новое — «моря соединяют народы». Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разграничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.

Таким образом, появилась  необходимость в правовых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распространения суверенитета государств на морские пространства, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой стороны.

Международное морское  право является одной из старейших  отраслей международного права и  представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм. Однако в середине XX в. была проведена его кодификация. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций:

    • об открытом море;
    • о территориальном море и прилежащей зоне;
    • о континентальном шельфе;
    • о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

II Конференция, проходившая  в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г.

Таким образом, международное  морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения о территориальных  водах в международном морском  праве.

Территориальные воды (море) — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.1

Территориальное море, его  дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима, которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные пользуются правом мирного прохода через территориальное море согласно ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).2

Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды,

б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает стоянку и остановку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН  по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства, и, следовательно, такой проход не является мирным:

  • угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права;
  • любые маневры или учения с оружием любого вида;
  • сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства;
  • подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства;
  • погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства;
  • рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу;
  • создание помех системам связи.3

Прибрежное государство  может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Иностранные суда, осуществляя  право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут, быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 — в  Норвегии и 3 морских мили — в США, ФРГ и ряде других стран.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива;

2) от условной линии внутренних  вод; 

3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих  выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).4

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения.

2. Правовой  режим территориальных вод (моря) Российской Федерации

Согласно ст. 71 Конституции  РФ определение статуса территориального моря РФ относится к ведению РФ. Поэтому документом, который подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России является Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Географические  координаты точек, через которые  проходят прямые исходные линии для  отсчета территориального моря России, утверждаются правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).5

Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одновременно проходящих через территориальное море с целью захода в морской порт РФ, до трех. Иное количество может быть предусмотрено международным договором или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знаменательной даты.

Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море РФ, должны соблюдать ее законодательство и правила, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасности судоходства и регулирования движения судов, защиты навигационных средств и оборудования, защиты подводных кабелей сохранения живых ресурсов и др.).

Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право:

  • предложить показать свой флаг, если он не поднят;
  • произвести опрос судна о целях захода в эти воды;
  • предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район;
  • остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс.

Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Немаловажное значение также имеет вопрос касательно уголовной  юрисдикции прибрежного государства  на борту иностранного судна. Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

г) такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.6 Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» включает в этот перечень также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.

Таким образом, российское законодательство в отношении определения и обеспечения правового статуса территориальных вод Российской Федерации опирается на международные документы и соглашения в данной отрасли международного морского права и имеет свои собственные тщательно проработанные законы в этой непростой для регулирования сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из ряда рассмотренных  выше документов о правовом статусе  территориальных вод в целом  и территориальных вод Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Территориальные воды РФ