Суверенитет в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Термин «суверенитет» употребляется в разных значениях. В философской литературе иногда говорят о суверенитете личности как об автономии воли человека, о его свободе выбирать линию своего поведения и т. п. В отечественной литературе по теории государства и права, международному и конституционному праву встречаются рассуждения о народном и национальном суверенитете. Несмотря на «живучесть» таких рассуждений, они скорее относятся к политической публицистике и не слишком вписываются в строго правовую аргументацию.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие суверенитета.
2. Юридические признаки государственного суверенитета.
3.Суверенитет как категория международного права.
Заключение.

Файлы: 1 файл

междун.пр.docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

 

                             ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

                                                            Кафедра МП

                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                           по дисциплине

                         «Международное право»

             Тема: «Суверенитет в международном праве».

                                                                        Студентки 4 курса

группы _

заочной формы обучения

 

Проверил (а): 

_________________

( ученая степень, должность преподавателя)

___________________________

(ФИО преподавателя)

 

 

 

                                                                                

 

 

 

  Оглавление:

Введение.

1. Понятие суверенитета.

2. Юридические признаки  государственного суверенитета.

3.Суверенитет как категория международного права.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

 

 

       Термин «суверенитет»  употребляется в разных значениях. В философской литературе иногда  говорят о суверенитете личности  как об автономии воли человека, о его свободе выбирать линию  своего поведения и т. п. В отечественной  литературе по теории государства  и права, международному и конституционному  праву встречаются рассуждения  о народном и национальном суверенитете. Несмотря на «живучесть» таких рассуждений, они скорее относятся к политической публицистике и не слишком вписываются в строго правовую аргументацию. Впрочем, в какой-то степени это получило отражение даже в Конституции России, в статье 1 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Закономерен вопрос: если носителем суверенитета в России является ее народ, то каким образом тогда следует рассматривать суверенитет Российской Федерации как государства, как нечто отдельное от суверенитета ее народа или же несуществующее помимо суверенитета народа? Устав ООН ведь основан, в частности, на суверенном равенстве государств, а не народов. Однако доктринальная «шлифовка» формулировок Конституции не входит в задачу краткой характеристики эволюции понятия «государственный суверенитет». Уместно отметить другое. Понятие «государственный суверенитет» с исторической точки зрения сравнительно молодое. Ни греческие города-государства, ни Римская империя не знали такого понятия. Только на последнем этапе феодализма в Европе появляется термин «суверенитет» как своего рода противовес, выдвигавшийся абсолютными монархами в борьбе против крупных феодалов.  
             Приблизительно с конца XVIII века суверенитет государства постепенно обретает современную трактовку. На него начинают смотреть как на качество или свойство государства. В теоретическом плане дискуссия в значительной степени переключается на обсуждение проблемы о том, что может себе позволить государство в сфере отношений с другими государствами. Практически речь идет о возможности государств претендовать на неограниченность своего суверенитета в межгосударственных отношениях, что логически ведет к отрицанию международного права. Суть такого подхода подчеркнул Г.Радбрух: «…государство провозглашается суверенным, то есть высшим и единственным правопорядком, и, как следствие этого, суверенитет одного государства исключает суверенитет каждого другого государства…».

 

1. Понятие суверенитета.

Существование государств и необходимость их взаимодействия друг с другом обусловили объективную потребность регулировать отношения между ними правовыми средствами. Длительный период в истории человеческой цивилизации государства были единственными участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. субъектами международного права. В основе международной правосубъект-ности государств лежит присущее им особое политико-правовое свойство — суверенитет. Под суверенитетом государств следует понимать верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Это свойство определяет характер прав и обязанностей государств как субъектов международного права.

Понятие «суверенитет» на разных исторических этапах получало и соответствовавшее этим этапам толкование. Так, французский ученый Ж. Бодэн в 1577 г. опубликовал работу «О республике», в которой отождествлял суверенитет с неограниченной властью монарха (суверена). В этот период теоретическое обоснование суверенитета выполняло роль идейного оружия в борьбе с феодальной раздробленностью и создавало необходимые предпосылки для образования мощных централизованных государств.

В период Великой французской революции в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г. впервые был закреплен принцип принадлежности суверенитета народу. Впоследствии этот принцип стал непременным элементом большинства конституций государств мира. Из принципа народного суверенитета непосредственно вытекают принципы невмешательства и равенства.

Вышеизложенное позволяет сделать заключение, что на самом деле существует полный суверенитет государства, который присущ любому государству с момента его возникновения. Будучи суверенным образованием, государство ipso facto (в силу факта своего существования) является субъектом международного права. При этом международная правоспособность государства не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

 

 2. Юридические признаки государственного суверенитета

 

 Сущность суверенитета воплощается в праве — национальном (внутригосударственном) и международном, определяет их основу, главное содержание.

Достаточно общепризнанным в отечественной литературе, особенно международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Следовательно, «суверенитет» — это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независимость) выражают подлинные качественные особенности любого государства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существует как реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.

Присущие государству признаки суверенитета — верховенство и независимость — неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.

 Верховенство государства  на своей территории (территориальное  верховенство) означает, что государство  осуществляет высшую, верховную  власть (юрисдикцию) в отношении  всех лиц и их объединений, находящихся на его территории. Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Отдельные изъятия из такого полновластия (установление иммунитета от юрисдикции государства) возможны лишь при условии согласия на то и соответствующего волеизъявления данного государства. Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.

Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе.

Верховенство государства выражается также в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение.

Территориальное верховенство государства, проявляющееся в деятельности государственной власти, проистекает, в частности, из двух качественных особенностей последней — ее единства и юридической неограниченности.

Международное право, безусловно, исходит из единства государственной власти. Так, согласно одному из положений разрабатываемого Комиссией международного права Проекта статей об ответственности государств, поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние такого государства (ст. 5). Поведение органа государства, административно-территориального подразделения или организма, управомоченного осуществлять определенные прерогативы государственной власти, при тех же условиях должно в соответствии с международным правом рассматриваться как деяние государства, даже если в данном случае этот орган превысил свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушил инструкции, касающиеся его деятельности (ст. 10).

Другой качественной особенностью государственной власти является ее юридическая неограниченность. Действительно, из самого территориального верховенства государства следует неограниченность государственной власти какими-либо внешними правовыми предписаниями, иначе верховной была бы такая предписывающая власть. Иными словами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то, что над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения. Но юридическая неограниченность власти государства не может означать возможности произвола в деле установления или изменения национального права.

 Независимость государства  в международных отношениях есть признак государственного суверенитета, имеющий в виду, прежде всего и главным образом его независимость во взаимоотношениях с другими государствами — основными субъектами международного права.

Если во внутригосударственных общественных отношениях государство выступает как обладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории, то в противоположность этому для международных отношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведения в международном общении. Тем самым они взаимно независимы.

Естественно, речь идет о независимости государств как юридической категории, устанавливаемой и регламентируемой международным   правом с добровольного на то согласия заинтересованных государств. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость государств в разрешении все обостряющихся глобальных проблем современности, порождающая необходимость их сотрудничества и регулирование их взаимоотношений международным правом как совокупностью и системой юридически обязательных норм общего и локального характера. Альтернативы такому регулированию по взаимному согласию государств путем учреждения некой стоящей над государствами мировой власти нет, по крайней мере, государства и народы мира пока к тому явно не готовы.

Поэтому в основе современного международного права лежит выраженное в его основополагающих нормах требование строгого уважения государствами суверенитета друг друга. Основными такими нормами являются нормы-принципы о суверенном равенстве государств;  неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; мирном разрешении межгосударственных споров; межгосударственном сотрудничестве.

 

   В частности, понятие  суверенного равенства включает в себя ряд элементов: 
  a) государства юридически равны; 
  б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; 
  в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 
   г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; 
   д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; 
   е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.  
      В соответствии с принципом государственного иммунитета, вытекающим из принципа суверенного равенства государств, государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика иначе, как в случае своего прямого согласия. Так, юрисдикция международного суда распространяется на стороны конфликта или спора только в том случае, если государство предварительно заявило о своем признании юрисдикции этого суда. 
         В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах: в независимости государства в его внутренних делах (внутренняя независимость) и в его независимости во внешних делах (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.

Государства могут брать и действительно берут международные обязательства об определенном обращении с находящимися на их территории юридическими и физическими лицами любой или иностранной принадлежности, подлежащие исполнению в их внутреннем порядке или правопорядке. Однако такие обязательства не могут затрагивать и не затрагивают основного существа их компетенции во внутренних делах (внутренней независимости) — сферы их общественно-политического устройства. Каждое государство свободно и независимо от других государств устанавливает такой общественный и государственный строй и правопорядок, которые отвечают уровню развития, потребностям и интересам организованного в данное государство общества.

Именно поэтому государства различают в прошлом и настоящем по их социальному устройству (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические или иные) и по форме правления:  монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные), республики (парламентские и президентские), деспотии, диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительные и непосредственные) и т.д. Иначе говоря, соответствующие характеристики выявляют те или иные различия между государствами. Единственной общей характеристикой государств является присущий любому из них суверенитет.

Внешняя же независимость государства, его независимость во внешних делах, во взаимоотношениях с другими государствами — это сфера международно-правового регулирования. Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государств осуществляет свои внешние функции и определяет свою внешнюю политику в рамках установленного с его согласия международно-правового регулирования его взаимоотношений с другими государствами и иными субъектами современного международного права.

Свобода внешнеполитической деятельности государства при условии соблюдения его международных обязательств есть, однако, не ограничение его независимости в международных отношениях, а ее утверждение и обеспечение, поскольку нормы международного права направлены именно на обеспечение независимости всех государств в международном общении. Иными словами, свобода и независимость деятельности государства во взаимоотношениях с другими государствами обусловлена, согласно международному праву, его обязанностью не посягать такой деятельностью на свободу и независимость во внешних делах любого другого государства.

Информация о работе Суверенитет в международном праве