Субъекты международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Субъекты международного права — самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами, а обязанностями по меж- дународному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.
Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов, гак как право существует для регулирования отношений между суверенными субъектами. для обслуживания их интересов. Существенная особенность статуса субъектов международного права состоит в том, что они непосредственно участвуют в создании и осуществлении его норм. Только образования, отвечающие указанным требованиям, способны быть субъектами международного права. Поэтому круг субъектов не может произвольно расширяться. Это следует иметь в виду, прежде всего в связи с довольно многочисленными попытками юристов придать статут субъектов международного права физическим и юридическим лица1.

Содержание работы

Задание 1. Понятие и виды субъектов международного права …….…….3
Задание 2. Характеристика государств – субъектов международного права. Виды государств.………………………………………..…………..………4
Задача………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………...17

Файлы: 1 файл

субъекты международного права.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Вариант № 1

Задание 1. Понятие и виды субъектов международного права …….…….3

Задание 2. Характеристика государств – субъектов международного права. Виды государств.………………………………………..…………..………4

Задача………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Понятие и виды субъектов международного права

Субъекты международного права — самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами, а обязанностями по меж- дународному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.

Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов, гак как право существует для регулирования отношений между суверенными субъектами. для обслуживания их интересов. Существенная особенность статуса субъектов международного права состоит в том, что они непосредственно участвуют в создании и осуществлении его норм. Только образования, отвечающие указанным требованиям, способны быть субъектами международного права. Поэтому круг субъектов не может произвольно расширяться. Это следует иметь в виду, прежде всего в связи с довольно многочисленными попытками юристов придать статут субъектов международного права физическим и юридическим лица1.

Международная правосубъектность есть юридическое выражение членства в международном сообществе. Субъект должен обладать независимым международным статусом и выть подчинен непосредственно международному праву. Если же связь с международным правом опосредована каким – либо иным политико – правовым образованием, то в лучшем случае можно говорить о какой – то особой, производной правосубъектности.

Общепризнанными субъектами международною права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъект — Ватикан, вольный город2.

 

Задание 2.  Характеристика государств – субъектов международного права. Виды государств.

Государство — необходимый субъект в социально – политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо дня организации внутренней и международной жизни. Видный советский юрист Д. Б. Левин подчеркивал, что «суверенное государство является основной формой организации жизни народов».

Благодаря присущему государствам уникальному качеству — суверенной власти они и только они способны обеспечить функционирование международного права. Суверенные государства являются источником властной энергии этого права. В силу суверенитета они создают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. В консультативном заключении о приеме государства в ООН Международный Суд подчеркнул такие качества государства, как способность принимать и осуществлять международные обязательства. Государства — наиболее могущественные и организованные субъекта. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействие на международную жизнь3.

Государство является не только основным, но также первоначальным и универсальным субъектом международного права. Первоначальный означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами. Универсальный означает, что государство вправе участвовать в любых международно – правовых отношениях.

Субъектом международного права является государство в целом, а не представляющие его органы и должностные лица. Об этом следует помнить, встречаясь с такими понятиями, как «межправительственная организация», «межправительственное соглашение». Государство несет полную ответственность и деятельность своих органов.

 В литературе существуют самые разнообразные определения государства. Что же касается между народной практики, включая судебную, то она выделяет три основных признака государства: население, территорию, суверенную власть4.

Из сказанного следует, что государства  являются необходимыми субъектами международного права. Поэтому отрицание их международной правосубъектности равносильно отрицанию самого международного права. Между тем такие отрицатели реально существуют даже среди авторитетных юристов.

В последнее время получили распространение  взгляды, согласно которым происходит снижение роли государств, идет деэтатизация международных отношений и международного права. Действительно, существенное развитие получили международные связи административно- территориальных частей государства, включая города, Едва ли можно отрицать растущую роль в международной жизни различного рола общественных, религиозных организаций и движений, политических партий. Особую роль играют транснациональные корпорации, которые в значительной мере контролируют мировую экономику и оказывают растущее влияние на политику5.

Обосновывая снижение роли государств, зачастую ссылаются на внимание, уделяемое  международным правом правам человека. Соответствующее мнение высказывают и государственные деятели, правда, в более сдержанной, чем юристы – теоретики, форме, не признавая за индивидом статуса субъекта международного права

Практика не подтверждает взгляды  о снижении роли государств, о деэтатизации международного права. Государства — главные субъекты управленческой деятельности во всей системе международных связей. Они контролируют деятельность иных участников международных связей — административно – территориальных единиц государства, неправительственных организаций, физических и юридических лиц6.

Расширение негосударственных  связей в международной жизни  усложняет задачу управлении ими. В результате роль государства не снижается, а возрастает. При этом, правда, эта роль несколько меняется. Государства уделяют вес большее внимание обеспечению интересов участников упомянутых связей, что не может не находить отражения и в международном праве. Наличие тенденции деэтатизации отрицается авторитетными юристами.

В последние  годы получили распространение концепции, авторы которых, ссылаясь на развивающийся  процесс глобализации, утверждают, будто происходит упадок роли государства, а некоторые даже констатируют конец национального государства. Пишут о том, что государства вытесняются транснациональными корпорациями, которые способны лучше обеспечить мировой порядок7.

Глобализация  действительно усложняет управление международной системой, а также национальным обществом. Государствам приходится совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними. Все больший объем общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование возможно лишь путем взаимодействия государств.

Сказанное находит  отражение в практике государств и международных организаций.

Генеральный секретарь ООН  К. Аннан пишет: «На национальном уровне мы должны управлять лучше, а  на международном уровне мы должны научиться управлять лучше совместно. Эффективным государствам принадлежит первостепенная роль в решении обеих задач, и их способности в обоих аспектах должны расширяться»8.

Учитывая, что  низкий уровень государственного управления ведет к деградации общества и служит одной из причин внутренних вооруженных конфликтов, ООН предпринимает усилия по упрочению и восстановлению государственности. О них можно судить по регулярно принимаемым Генеральной Ассамблеей ООН резолюциям о поддержке системой ООН усилий правительств по развитию, укреплению или восстановлению демократии.

В сложившихся условиях международное  сообщество берет на себя осуществление  новой функции поддержания демократической  государственности и верховенства права. Это связано с тем, что некоторые пути развития государства рассматриваются международным сообществом как патологические. Сюда относятся апартеид, крайний национализм, расизм, разжигание вооруженных конфликтов, массовые нарушения прав человека. Государство, не способное обеспечить необходимый уровень управления обществом, представляет угрозу для международного сообщества9.

Сегодня государство  несет двойную ответственность  — ответственность за положение  дел в стране и в международном  сообществе. Ни одно другое образование не в состоянии заменить государство в этом качестве. Это принципиальное положение нашло отражение во многих документах ООН.

Генеральный секретарь ООН  К. Аннан говорит, что «государства должны прочно осознать свою двойную  роль в нашем глобальном мире. В дополнение к своей самостоятельной ответственности, которую каждое государство несет в отношении своего общества, государства совместно являются гарантами нашей общей жизни на этой планете... Нет ни одного образования, способного конкурировать или заменить государство»10.

Еще недавно  были весьма популярны идеи создания сверх государств или даже мирового государства. Не забыты они и сегодня. Однако реальное развитие событий делает все более очевидной их необоснованность. Достаточно посмотреть, с каким трудом идет развитие Европейского союза, для которого, казалось бы, существуют оптимальные условия. Управление социальными процессами становится все более сложным делом по мере усложнения самого объекта управления. Выход видится в дальнейшем развитии двух тенденций. Первая состоит в расширении полномочий в международной области территориальных подразделений государства, что дает возможность полнее учитывать их особые интересы и тем самым не только повысить уровень управляемости, но и ослабить центробежные тенденции. Вторая тенденция — углубление международного взаимодействия государств, ведущее к росту роли и расширению полномочий международных организаций. Обе тенденции явно просматриваются в развитии Европейского союза11.

В наше время особое развитие получает интеграция на региональном уровне. Однако для решения глобальных проблем необходимо обеспечить достаточно высокий уровень управления мировой системой в целом. Отсюда неизбежность роста роли всеобщих международных организаций, расширения их полномочий и повышения эффективности деятельности. ООН подчеркивает, что «многосторонние механизмы должны играть уникальную роль в отношении вызовов и возможностей, порождаемых глобализацией».

Центральное положение занимает ООН и ее специализированные учреждения. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. 12выражено намерение не жалеть усилий для того, чтобы сделать ООН более эффективным инструментом решения проблем, стоящих перед народами мира. Все это определяет тенденцию к росту роли международного права как на региональном, так и на универсальном уровне.

Из сказанного следует, что развитие глобального управления идет не государственно – правовым, а международно – правовым путем. Задача состоит не в преобразовании международного права в нечто подобное праву государства, а в совершенствовании специфических международно – правовых механизмов13.

Международные (межгосударственные) организации —  производные, специальные субъекты международного права.

Их правосубъектность  производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

Взаимодействие  государств достигло такого уровня, что  оно нуждается в регулировании  на постоянной организационной основе. Для решения этой задачи государства  создают организации и наделяют их международной правосубъектностью, необходимой для выполнения ими своих функций14.

Несмотря на неизбежные противоречия между ее членами, организация является носителем определенных общих интересов  и призвана их защищать. В результате она обладает автономией воли, т.е. волей, которая отлична от суммы воль государств – членов, хотя и производна от них. Эта воля и находит выражение в процессе реализации правосубъектности.

Международная правосубъектность  межгосударственных организаций является общепризнанной. Она закреплена во многих международных актах и  стала институтом общего международного права. В преамбуле Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. говорится: «Международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей». И далее: «Практика международных организаций при заключении договоров с государствами или между собой должна соответствовать их учредительным актам»15.

Правосубъектность организаций подтверждена и решениями Международного Суда ООН. При этом были отмечены характерные черты этой правосубъектности. Будучи самостоятельным субъектом международного права, организация, тем не менее, связана обязательствами, вытекающими из норм общего международного права. Это значит, что для организации могут быть обязательны и такие нормы, которые созданы государствами без ее участия16.

Далее, Суд определил, что  ничто в характере международных  организаций не дает оснований рассматривать  их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть. Генеральная Ассамблея ООН не раз подтверждала, что сила Организации зависит от сотрудничества входящих в ее состав государств.

Информация о работе Субъекты международного права