Субъекты международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:49, реферат

Описание работы

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает "свои" нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правовых отношениях участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Виды субъектов международного частного права……………………………………...4
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП…………6
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан…………………………6
2.2. Правовое положение российских граждан за рубежом……………………………….9
2.3. Правовое положение юридических лиц……………………………………………….10
3. Государство как субъект МЧП……………………………………………………………14
4. Международная межправительственная организация как субъект МЧП……………..18
Заключение……………………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Субъекты МЧП.docx

— 42.16 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, по российскому  праву будет определяться гражданская  дееспособность иностранцев (лиц без  гражданства) в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российскому  праву решение вопросов о признании  в РФ иностранцев или лиц без  гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Правовое положение российских граждан за рубежом

Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан  в иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан (и, соответственно, иностранных граждан в России), закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и других.

Учитывая, что некоторые  государства имеют более развитые экономическую, социальную, правовую системы  по сравнению с РФ, российским гражданам  в иностранном государстве предоставляется  возможность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому  законодательству. В то же время, в  иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены  изъятия из принципа национального  режима, ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может  касаться каких-либо льгот при получении  образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных  прав.

Защиту российских граждан  в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических  представительств и консульских  учреждений Российской Федерации в  соответствии с международными конвенциями  о дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношениях 1963г., а также Консульским Уставом СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность в обеспечении мер защиты российских граждан и гарантированности в осуществлении ими полного объема прав, предоставленных законодательством государства пребывания, возлагается на консула. В случае нарушения прав консул незамедлительно обязан принять меры к их восстановлению.

На практике встречаются  случаи ущемления иностранными государствами  прав российских граждан, большинство  из которых носит политический характер. Как правило, эти случаи связаны  с ограничением административных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве собственности). В подобных случаях российское государство  устанавливает реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена численность британских служащих в дипломатических учреждениях  Москвы. Это было реторсией СССР в ответ на решение МИД Великобритании о выезде из Великобритании одиннадцати  советских сотрудников.

В следующем пункте своей  работы, я опишу правовое положение  юридических лиц, которые играют не маловажную роль в раскрытии субъектов МЧП.

 

 

 

 

 

2.3. Правовое положение юридических лиц

Правовое положение юридических  лиц в МЧП раскрывается через  категории "личного статута" и "национальности". Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распределения  прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе  личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических  лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В  Основах закрепляется положение  о выборе правопорядка для регламентации  личного статуса иностранных  юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических  лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем "заполнен" статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву  соответствующего иностранного государства.

"Национальность" юридического  лица - это принадлежность юридического  лица к определенному государству.  Этот термин используется для  определения правовой связи юридического  лица с государством: отчисления  налогов; создания ее стороны  государства правового регулирования  в отношении тех вопросов, которые  составляют содержание личного  статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского - применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин "национальность" является условным и не показывает наличия  в данном юридическом лице иностранного капитала или вхождения иностранцев  в состав учредителей. Подобные "осложнения" юридического лица иностранным элементом  не изменяют его национальности.

Понятия "личного статуса" и "национальности" взаимосвязаны  и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса  зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения  национальности (или часто именуемые  в юридической литературе - доктрины определения национальности):

* критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность  государства, в котором оно  зарегистрировано;

* критерий оседлости:  юридическое лицо имеет национальность  государства, где находятся правление  или главные органы управления  юридическою лица;

* критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность  того государства, в котором  оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает  доходы, делает налоговые отчисления);

* критерий контроля: юридическое  лицо имеет национальность того  государства, где проживают (или  имеют гражданство) учредители  данного юридического лица.

На практике возможно сочетание  различных критериев для определения  вопросов, связанных с деятельностью  юридического лица. Как правило, подобные вопросы получают юридическое закрепление  в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

В Российской Федерации применяется  принцип инкорпорации: любое юридическое  лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет "российскую" национальность. При  этом встречающееся в настоящее  время в обиходе, а ранее в  нормативных актах такое понятие, как "совместное предприятие", означает лишь учреждение данного предприятия  российскими и иностранными лицами и наличие в уставном фонде  такого предприятия иностранного капитала. Национальность "совместного предприятия", так же, как и любого предприятия, учрежденного только иностранцами (или  имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории РФ, будет российской, поскольку  данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в  ст.161 ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская  правоспособность иностранных юридических  лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридическое лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность.

Разные принципы определения  национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических  лиц. Эта проблема в МЧП именуется "коллизией коллизий".

"Коллизия коллизий" - это понятие, используемое в  МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические  обстоятельства в разных правовых  системах имеют различное регулирование.

Существование "коллизии коллизий" обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые  имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизионные нормы, определяющие выбор права для  установления правоспособности юридических  лиц. Однако, как было показано ранее, сами коллизионные принципы (соответствующие  правила выбора права) имеют различное  содержание. 
"Коллизия коллизий" проявляется как в виде "положительной" коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде "отрицательной" (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является "компетентной" для регулирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица "претендуют" две правовые системы. Например, в условиях, когда  юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип "инкорпорации") осуществляет свою деятельность на территории Франции (где  существует принцип "оседлости").

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.

Преодоление "коллизии коллизий" в большинстве случаев осуществляется путем заключения международных  договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и т.п.).

Иногда бывает недостаточным  указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда  стороны указывают, что договор  заключается между российским и  французским (или другим иностранным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или французским, необходимо дать дополнительные характеристики относительно национальности (в частности, указать, какое правило стороны избрали для определения национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридических  лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто называют "международные  юридические лица". При этом к  ним относят транснациональные  корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п.3 В связи с этим необходимо заметить, что само понятие "международные юридические лица" является условным и его использование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что "международность" - это категория, показывающая наличие "иностранного элемента". В транснациональных корпорациях, компаниях "международность" означает деятельность предприятии, имеющих общую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине инкорпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учитывая это, терминологическая нагрузка в виде понятия "международное" применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительственными организациями. Созданные на территории определенного государства, они  подчиняются правовому регулированию, установленному законодательством  этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций  носит международный характер, так  как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества "Безопасность предпринимательства  и личности" включает организации  и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организационно-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского  агентства коммерческой безопасности "Альтернатива-М", созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством  Российской Федерации.

Большую роль в развитии международных экономических отношений  играют иностранные юридические  лица, осуществляющие хозяйственную  деятельность на территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государство как субъект международного частного права

В отличие от физических и юридических лиц ("полноправных" субъектов МЧП), государство, как  уже было отмечено, будет субъектом  МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического  или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи  или любые другие договоры. Важно  понимать, что межгосударственное общение  определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения  спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН  в Международном Суде ООН, который  рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное  публичное право, при этом сам  вопрос о выборе "компетентной" национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в  отношениях, регулируемых МЧП, имеет  свою специфику. Это связано с  особой природой и сущностью государства - обладанием государственным суверенитетом  как признаком, характеризующим  государство. Государственный суверенитет  означает верховенство государства  в решении всех внутренних и внешних  вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит  в основе принципа суверенного равенства  государств, который закреплен в  Уставе ООН и ряде других международных  соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

Информация о работе Субъекты международного частного права