Статус мигрантов и членов их семей в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

К вопросам трудовой миграции обращались различные авторы, в частности, О.В.Абрамова, Е.В.Виноградова, В.В.Глазырин, Э.Р.Григорьев и Л.В. Труханович, Р.Ш.Давлетгильдеев, О.К.Дадаев, Е.С.Скачкова, В.В.Трубин, И.В. Халевинский и др. В последние годы были защищены диссертационные работы Н.А.Андриановой «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России» (2002); В.А.Асриян «Социальные и трудовые права мигрантов в РФ» (2004); Ю.В.Жильцовой «Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов» (2002). По глубине исследования проблемы мне хочется выделить научно-практическое пособие Г.С.Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» (2006).
Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования труда иностранных граждан в РФ, для чего поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие «трудовой миграции» и «иностранного работника»;
- проанализировать основные международно-правовые акты и национальное законодательство ряда иностранных государств в сфере трудовой миграции;
- выделить проблемы правового регулирования внешней трудовой миграции в современном российском законодательстве;
- рассмотреть особенности трудового договора с трудящимся-мигрантом;
- сформировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере труда иностранных граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников
1.2. Правовое регулирование труда трудящихся-мигрантов нормами международного права
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской Федерации
2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы
2.3. Трудовой договор с иностранным работником
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

м.у пр(статус мигрантов и членов их семей в международном праве)КР.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

Прекращение трудовых отношений  с работниками - иностранными гражданами осуществляется по таким же правилам, как и прекращение трудовых отношений с российскими гражданами. Поскольку с иностранными гражданами заключаются срочные трудовые договоры, то увольнение работников, разрешительные документы которых прекратили свое действие или были аннулированы, осуществляется по п. 2 ст. 77 ТК РФ – истечение срока трудового договора. В том случае, если трудовой договор досрочно прекращается в связи с аннулированием разрешения работодателя на привлечение и использование иностранных работников, то согласно п.13 ст.18 Закона № 115-ФЗ работник имеет право заключить новый трудовой договор с другим работодателем, если на период, оставшийся до истечения этого срока, остается не менее 3 месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Дополнительные условия  трудового договора с трудящимся-мигрантом  могут касаться: осуществления социального, медицинского и страхования работника  и членов его семьи; обеспечения  жильем; создания необходимых условий  для повышении квалификации: возмещении расходов по возвращению работника-мигранта и членов его семьи в страну жительства, а также по провозу  имущества. Эти и другие условия не должны ухудшать положения трудящегося-мигранта по сравнению с гражданами РФ, кроме тех исключений, которые предусмотрены российским законодательством и потому не считаются дискриминацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были сделаны выводы:

В сфере правового регулирования  внешней трудовой миграции большое  значение имеют нормы международного публичного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, Советом  Европы, СНГ, региональными объединениями  государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ. При  этом международные договоры и соглашения выступают для РФ ведущим международно-правовым источником в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции. На наш взгляд, первостепенной задачей для РФ является ратификация международных конвенций, касающихся вопросов трудовой миграции, что позволит привести российское законодательство в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере.

Правовой институт внешней  трудовой миграции носит комплексный  характер, поскольку составляющие его  нормы находятся в разных отраслях права: административном, гражданском, конституционном, международном, трудовом, праве социального обеспечения  и др. Основным источником правового  регулирования отношений в данной сфере является Федеральный закон  от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 11.1.2003 № 141-ФЗ, 18.97.2006) «О правовом положении иностранных  граждан в РФ». Иностранным работникам в РФ предоставляется национальный режим за некоторыми изъятиями, которые могут устанавливаться исключительно международными договорами и федеральным законом.

Процесс привлечения иностранной  рабочей силы в РФ включает: 1) получение  разрешения на привлечение и использование  иностранных работников; 2) оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления  трудовой деятельности; 3) внесение средств, необходимых для обеспечения  выезда иностранного работника соответствующим  видом транспорта из РФ; 4) получение  иностранным гражданином разрешения на работу; 5) установление трудовых отношений путем заключения трудового договора.

Трудящийся-мигрант –  это физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином  которого он не является и в котором  не имеет постоянного места жительства. Содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает. На наш взгляд, эти категории должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда).

Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Состав социальных и трудовых прав человека, которыми в равной степени  пользуются и трудящиеся-мигранты, не одинаков в актах разных международных  организаций, международных договорах  и российском законодательстве. Условия  трудового договора с иностранными работниками должны соответствовать  законодательству РФ и международным  договорам, надлежаще ратифицированным РФ.

В целях защиты прав иностранных  работников Министерству здравоохранения  и социального развития РФ необходимо разработать типовую форму трудового  договора с иностранным работником, что соответствует Рекомендации МОТ № 86 от 1949 г. о трудящихся-мигрантах, в которых содержатся основные требования к такому типовому договору. Перспективным  также является разработка и принятие специального федерального закона о правовом статусе трудящихся-мигрантов, а также дополнение ТК РФ отдельной главой, регулирующей труд иностранных работников.

Ряд авторов для решения  актуальных вопросов внешней трудовой миграции предлагают ужесточить меры ответственности в этой сфере. Но более перспективным видится  путь тщательного совершенствования  действующего законодательства о трудовой миграции, приведение его в соответствие с международными стандартами, ликвидация пробелов и противоречий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международно-правовые акты

  1. Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей». 18.12.1990. // Международное публичное право: сборник документов. М., 1996. Т.1. С. 492-512.
  2. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». 18.06.1998. // Росс. газета. 1998. 16 дек.
  3. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятости». 25.06.1958. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева, 1991. Т.2. С. 1262-1265.
  4. Конвенция МОТ № 97 «О трудящихся- мигрантах». 01.07.1949. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С.965-981.
  5. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции, обеспечении равенства в области социальных и гражданских прав труд мигрантов». 24.06.1975. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ, 1991. Т.2. С. 1779-1786.
  6. Рекомендация МОТ № 100 «О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях». 22.06.55. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С.1124-1137.
  7. Рекомендации МОТ № 151 «О трудящихся-мигрантах». 24.06.1975. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1957-1990. Женева, 1991. Т.2. С. 1787-1794
  8. Рекомендация МОТ № 86 «О трудящихся-мигрантах». 01.07.1949. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1919-1956. Женева, 1991. Т.1. С. 982-999.
  9. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. 24.11.1974. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».
  10. Соглашение между правительством Республики Молдовы и Правительством РФ о трудовой длительности и социальной защите граждан РФ и Республикой Молдовы, работающих за пределами границ своих государств. 27.05.1993. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».
  11. Соглашение между правительством РФ и Правительством Киргизской республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов. 28.03.96. // СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 5857.
  12. Соглашение между правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной граждан России и Украины, работающих за пределами границ государств 14.01.1993. // Бюллетень международных договоров. 1993. №3.
  13. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ. 19.07.1994. // Рос. газета. 1994. 6 янв.
  14. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, объединениях и организациях РФ. 29.09.92. // Росс. газета. 1996. 6 июля.
  15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в сфере выполнения договоров подряд и взаимном трудоустройстве. 13.02.1995. // СПС «КонсультантПлюс: Международные правовые акты».
  16. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории РФ. 15.03.94. // СПС «Консультант Плюс: Международные правовые акты».
  17. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан . 29.06.99. // СПС «Консультант Плюс: Международные правовые акты».
  18. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Породной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в РФ. 03.11.2000. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Рос. газета. 1993. № 237. 25 дек.
  2. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.
  3. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации». // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
  5. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" // СЗ РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 257.
  6. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 47. С. 4911.
  7. Постановление Правительства РФ от 16.01.2003 N 21 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов // СЗ РФ. 2003. № 4. Ст. 324.
  8. Постановление Правительства от 22.12.2006 N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 247.
  9. Инструкция об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда РФ по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников: утв. приказом Минтруда РФ от 15.07.2003 № 175. // Рос. газета. 2003. 22 авг.

Специальная литература

  1. Андрианова Н.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Автореф. дисс. … канд.юрид.наук. М., 2002. 22 с.
  2. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2.
  3. Асриян В.А. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. / В.А.Асриян. М., 2004. 24 с.
  4. Бондаренко А.А., Абрамова Э.В. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности // Миграционное право. 2006. N 5.
  5. Виноградова Е.В. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии. // Человек и труд. 1994. № 6.
  6. Давлетгильдеев Т.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве // Российский юридический журнал. 1997. № 4.
  7. Дадаев О.К. Международное сотрудничество в области трудовой миграции. // Труд за рубежом. 1997. № 3.
  8. Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007.
  9. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Автореф. дисс. … канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2002. 24 с.
  10. Киселев И.Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). М. 2003.
  11. Конюшева Н. Привлечение иностранной рабочей силы // ЭЖ-Юрист. 2005. № 42.
  12. Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (постатейный) // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.
  13. Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. 264 с.
  14. Труханович Л.В. Труд иностранных граждан в России. / Л.В.Труханович, Э.Р.Григорьев. М., 2004. 192 с.
  15. Храмкин Д.В. Если на работу принят иностранный гражданин... // Российский налоговый курьер. 2007. N 9.

Судебная практика

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

1 См.: Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.

1 См.: Давлетгильдеев Т.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве. // Российский юридический журнал. 1997. № 4. С.15-16.

2 См.: Указ Президента  РФ от 19.07.2004 № 928 (ред. от 27.07.2007) «Вопросы Федеральной миграционной  службы»; Постановлении Правительства  РФ от 04.11.1993 № 1127 «Об органе, обеспечивающем  осуществление международных договоров  РФ по вопросам внешней трудовой  миграции» др.

3 Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Автореф. дисс. … к.ю.н. Екатеринбург, 2002. С. 4.

1 Собрание законодательства  РФ. 2002. N 30. ст. 3032.

1 См.: Асриян В.А. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 12

1 Конвенция принята 18 декабря 1990 года Резолюцией 45/158 на 69-м пленарном заседании Генеральной  Ассамблеи ООН. Полный текст Конвенции см.: Сов. журнал международного права. 1991. № 3-4. С.135-172.

1 Международная защита  прав и свобод человека. Сборник  документов. М., 1990. С. 177-193.

1 См., например, Рекомендацию  МОТ № 100 «О защите трудящихся-мигрантов  в слаборазвитых странах и  территориях», принятую 22 июня 1955 г. // в  кн.: Конвенции и рекомендации, принятые  Международной конференцией труда.  Женева, 1991. Т.1. С.1124-1137.

2 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией  труда. Женева, 1991. Т.II. С. 1330-1337.

1 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией  труда. Женева, 1991. Т.II. С. 1779-1794.

2 Андрианова Н.А. Трудовые  отношения с участием иностранцев  в системе международного частного  и трудового права России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

1 См.: Жильцова Ю.В. Указ. соч., С.7.

2 Дадаев О.К. Международное сотрудничество в области трудовой миграции // Труд за рубежом. 1997. № 3. С.42.

3 Виноградова Е.В. Защита  прав трудящихся-мигрантов: международные  нормы и российские реалии. // Человек  и труд. 1994. № 6. С. 34-38.

1 Бюллетень международных  договоров. 1997. № 2.

Информация о работе Статус мигрантов и членов их семей в международном праве