Средства мирного разрешения международного спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие принципа мирного разрешения международных споров;
- описать становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве;
- охарактеризовать непосредственные переговоры как ведущее средство мирного решения международных разногласий;
- дать понятие и изложить добрые услуги и посредничество в международных спорах;
- описать международную следственную процедуру и международную согласительную процедуру;
- проанализировать разрешение споров международными организациями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАниЕ ПРИНЦИПА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1 Понятие принципа мирного разрешения международных споров
1.2 Становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
2.1. Непосредственные переговоры - ведущее средство мирного решения международных разногласий
2.2. Добрые услуги и посредничество
2.3. Международная следственная процедура (обследование) и международная согласительная процедура
3. РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1. Организация Объединенных Наций
3.2. Мирное разрешение споров в международных региональных Организациях
3.3. Международный коммерческий арбитраж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Средства мирного разрешения международных споров.docx

— 185.91 Кб (Скачать файл)

При этом следует иметь  в виду, что термин "местные  споры", о котором идет речь в  ст. 52 Устава ООН, не тождествен понятию "региональный спор". Региональный спор может не иметь характера  спора, указанного в ст. 33 Устава, и  тогда он является местным по своему значению и может подлежать урегулированию в рамках регионального соглашения. Но он может перерасти в спор, угрожающий поддержанию всеобщего, а не только регионального, мира, и  тогда для его урегулирования одних региональных мер может  оказаться недостаточно, вследствие чего его разрешение подлежит компетенции Совета Безопасности. В этом случае Совет может действовать на основании ст. 34 Устава по собственной инициативе и в зависимости от квалификации характера спора рекомендовать меры мирного урегулирования, предусмотренные ст. с г. 36 и 37 Устава. С другой стороны, любой член Организации в соответствии со ст. 35 Устава, а при определенных условиях и не член ООН может довести до сведения Совета Безопасности о любом споре или ситуации, продолжение которых может угрожать международному миру и безопасности. Несомненно, что этим правом обладают и члены региональных объединений в отношении региональных споров или ситуаций, имеющих характер, указанный в ст. 33 Устава ООН. В этом случае их урегулирование целиком подпадает под действие положений главы VI Устава ООН. На это прямо указывается в п. 4 ст. 52 Устава, которая предусматривает, что настоящая статья ни в коей мере не затрагивает применения статей 34 и 35.

Все это убедительно подтверждает тесное взаимодействие и взаимную связь  положений глав VI и VIII Устава ООН.

Отмечая взаимодействие положений  глав VI и VIII Устава (ст. 52), положения  ст. 52 и гл. VI о порядке разрешения споров, угрожающих миру, в сущности, идентичны. И в том и в другом случае речь идет о том, что члены  ООН должны, прежде всего, стараться ("приложить все свои усилия") разрешить такие споры самостоятельно. Обязанность членов ООН передать спор в Совет возникает и в  том и в другом случае после  неудачи самостоятельного разрешения. Наконец, положения как ст. 52, так  и гл. VI предусматривают, что Совет  Безопасности требует применения самостоятельных  средств разрешения споров и принимает  во внимание, когда они избраны  самими сторонами". Но, глава VI "не только не содержит запрещение членам Совета Безопасности немедленно обращаться в Совет Безопасности, но прямо  предусматривает в ст. 35 такое  право для всех членов ООН и, при  определенных условиях, для не членов Организации. Точно так же ст. 52 прямо предусматривает, что участие в региональной организации не может затронуть использования этого права ее членами.

Право государств-членов региональных организаций непосредственно обращаться для урегулирования своих международных  разногласий в Совет Безопасности вытекает также из смысла ст. 38 и  особенно из ст. 103 Устава ООН, которая  предусматривает, что в случае противоречия обязательств членов Организации по Уставу обязательствам, но какому-либо другому международному соглашению преимущественную силу имеют обязательства  по Уставу ООН. Следовательно, никакие  региональные соглашения не могут противоречить  основополагающим положениям Устава ООН  о мирном разрешении международных  споров и обязывать стороны разрешать  свои споры исключительно на региональном уровне, запрещая им обращаться в Совет  Безопасности или в Генеральную  Ассамблею. На сессии Специального комитета ООН по принципам международного права в проекте резолюции  Чили по принципу мирного разрешения международных споров прямо предусматривалось, что "в силу положений последнего пункта ст. ст. 52 и 103 Устава Организации  Объединенных Наций право прибегать  к помощи регионального органа в  поисках мирного разрешения спора  не исключает и не ограничивает права  любого государства непосредственно  прибегать к помощи Организации  Объединенных Наций в целях защиты своих прав".

Итак, изложенное позволяет  сделать общий вывод: региональные организации обладают достаточно широкой  самостоятельностью по урегулированию чисто местных споров. В то же время наряду с другими мирными  средствами они могут быть использованы и для урегулирования споров и  улаживания ситуаций, продолжение которых  может быть чревато угрозой международному миру и безопасности, но их компетенция  по отношению к этой категории  споров и ситуаций имеет субсидиарный, вспомогательный характер. Решающие полномочия здесь принадлежат Совету Безопасности ООН. Рассмотрим процедуру мирного урегулирования в некоторых существующих международных региональных организациях. Лига арабских государств (ЛАГ). Лига арабских государств, созданная в соответствии со своим Пактом от 22 марта 1945 г. и включающая все независимые арабские государства Ближнего и Среднего Востока, является хронологически первой региональной политической организацией. В этом качестве она официально признана 11 сессией Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 1947 г.

Хотя Пакт ЛАГ принимался до подписания Устава ООН, его положения  соответствуют Уставу ООН - как его целям и принципам, так н постановлениям о региональных органах и соглашениях и о мирном разрешении споров.

Общие обязательства членов ЛАГ по мирному урегулированию споров предусмотрены в ст. V Пакта Лиги, в ст. I Договора о совместной обороне  и экономическом сотрудничестве стран - членов ЛАГ от 13 апреля 1950 г., а также в многочисленных двусторонних договорах между государствами - членами ЛАГ.

Статья V Пакта ЛАГ определяет: "Запрещается прибегать к силе для урегулирования споров, которые  могут возникнуть между двумя  государствами - членами Лиги...". Статья I Договора от 13 апреля 1950 г. устанавливает, что "договаривающиеся государства, заботясь о поддержании и упрочении  безопасности и мира, подтверждают свое желание разрешать мирными  средствами все международные споры  как во взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с другими  государствами".

Из смысла цитируемых статей следует, что споры между членами  Лиги арабских государств подлежат урегулированию как путем традиционной процедуры, предусмотренной в ст. 33 Устава ООН, так и путем рассмотрения спора  в Совете Лиги - высшем органе организации.

Сами споры, которые должны быть урегулированы мирным путем, Пакт ЛАГ подразделяет на две группы. Первая-это споры, "не затрагивающие  независимости, суверенитета и территориальной  целостности государств". Очевидно, что по своему характеру эта категория  споров соответствует спорам, определенным в ст. ст. 38 и 52 Устава ООН. Ко второй группе Пакт ЛАГ относит любой спор, который может привести к войне между двумя государствами - членами Лиги или между государством - членом Лиги и третьей стороной. Очевидно, здесь имеются в виду споры, которые по своему характеру близки к спорам, указанным в ст. 33 Устава ООН. И та и другая категории споров могут быть урегулированы путем региональной процедуры в Совете Лиги. Однако процедура разрешения их в Совете различна.

Рассмотрение в Совете споров, не затрагивающих независимости, суверенитета и территориальной  целостности государств, может иметь  место в соответствии с п. 1 ст. V Пакта ЛАГ только после обращения  в Совет обеих спорящих сторон. В этом случае решение Совета, принимаемое  большинством голосов, будет являться обязательным и окончательным, то есть Совет будет выполнять роль международной  арбитражной или судебной инстанции.

В этом случае стороны спора  не имеют права участвовать в  обсуждении и решении его в  Совете. Урегулирование споров второй категории может последовать по инициативе Совета Лиги, который, говорится в ст. V Пакта, "предложит свои услуги в любом споре, который может привести к войне между двумя государствами-членами Лиги или между государством-членом Лиги и третьей стороной". Из смысла п. п. 3 и 4 ст. V Пакта следует, что решения Совета по урегулированию споров данной категории не имеют для сторон обязательного значения, то есть что в данном случае Совет выступает в качестве примирительной инстанции, осуществляя функции добрых услуг, посредничества, следственной или согласительной процедуры. Именно эти функции Совет осуществлял во всех случаях урегулирования конфликтов между арабскими государствами. Практика разрешения споров между государствами - членами Лиги показывает, что их рассмотрение в большинстве случаев происходило в соответствии с принципами Устава ООН и положениями Пакта ЛАГ и нередко приводило к положительным результатам. В этом плане следует особенно отметить успешную деятельность посреднической миссии ЛАГ, возглавляемой помощником Генерального секретаря Лиги Салимо аль-Яфи (Ливан) и состоящей из представителей Египта, Сирии, Алжира и Кувейта, по урегулированию вооруженного конфликта, спровоцированного реакционными силами на Аравийском полуострове, связанными с Саудовской Аравией и западными государствами, между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемен в сентябре - октябре 1972 года. Миссия ЛАГ провела десятидневные переговоры в столицах обоих конфликтующих государств, а также в Каире в целях прекращения вооруженных столкновений на границах и политического урегулирования конфликта. В результате между сторонами было подписано соглашение о прекращении огня, и открылись переговоры по всем спорным вопросам, которые успешно были завершены.

Организация африканского единства (ОАЕ), созданная 25 мая 1963 г., - это общеконтинентальная межгосударственная организация независимой Африки, крупнейшая среди современных региональных организаций мира. В нее входят 42 независимых государства, то есть все государства континента.

Организация африканского единства полностью соответствует положениям Устава ООН о региональных организациях и соглашениях, поскольку входящая в нее группа государств решила достичь  общих (отвечающих целям и принципам  ООН) задач в определенном географическом районе мира.

Среди главных принципов  Организации, закрепленных в ст. 3 Хартии ОАЕ, особо выделены "уважение суверенитета и территориальной целостности  каждого государства" и "мирное урегулирование спорных вопросов путем  переговоров, посредничества, примирения и арбитража"105. Эти принципы полностью  соответствуют известным положениям, содержащимся в ст. ст. 33 и 34 Устава ООН.

Выделение этих принципов  для африканских государств имеет  особое значение. Дело в том, что  на африканском континенте существует наибольшее количество пограничных  районов, принадлежность которых оспаривается теми или иными государствами, и в этих районах нередко возникают сложные конфликты.

Система методов мирного  разрешения споров, установленная в  ст. 4 Хартии ОАЕ, в принципе соответствует  системе, закрепленной в ст. 33 Устава ООН. Но, в отличие от Устава ООН, который перечисляет семь мирных средств с оговоркой "и иными  мирными средствами по своему выбору". Хартия ОАЕ круг средств мирного  урегулирования ограничивает лишь четырьмя - переговоры, посредничество, примирение и арбитраж. Все эти средства (за исключением арбитража) представляют собой дипломатические методы. Арбитраж до сих пор не нашел практического  применения между африканскими государствами. А судебная процедура и вовсе  не нашла закрепления в Хартии ОАЕ, поскольку развивающиеся странны  Африки весьма настороженно относятся  к обязательной международной судебной процедуре. Следовательно, Хартия ОАЕ, подтверждая основные, принципиальные положения Устава ООН, учитывает, и специфические условия межгосударственных отношении в Африке и содержит конкретные нормы, направленные на решение жгучих проблем этого континента. Важным новшеством, внесенным африканскими государствами в межгосударственную практику урегулирования конфликтов, является создание согласно ст. ст. 7 и 19 Хартии ОАЕ Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу. Очень важным и пока что единственным в международной договорной практике уставного характера прецедентом следует признать институирование этой комиссии и качестве постоянного и одного из главных органов Организации африканского единства наряду с Конференцией глав государств и правительств, Советом министров иностранных дел и Генеральным секретариатом ОАЕ.

Состав, структура и полномочия Комиссии определены специальным Протоколом, который был подписан на первой Конференции  глав государств и правительств стран-членов ОАЕ в Каире 21 июля 1964 г.

В соответствии со ст. ст. 2 и 3 Протокола Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу состоит  из 21 члена, избираемого Конференцией глав государств и правительств сроком на пять лет и могущих быть переизбранными. При этом никакие два члена  Комиссии не могут быть гражданами одного государства. Членами Комиссии могут быть лица с признанной профессиональной квалификацией. Конференция глав государств и правительств ОАЕ из числа членов Комиссии избирает ее председателя и  двух заместителей, которые образуют Бюро Комиссии и несут ответственность  за консультации со сторонами относительно изыскания способов урегулирования спора в соответствии с Протоколом Комиссии. Кроме того, предусмотрено, что Комиссия назначает Секретаря-регистратора и может назначить "таких других должностных лиц, каких она считает  необходимым" (ст. 9).

В полном соответствии с  принципами регионализма ст. 12 Протокола  оговаривает, что Комиссии подведомственны  только споры между государствами - членами ОАЕ. Статья 13 Протокола  устанавливает, что спор может быть передан в Комиссию заинтересованными  сторонами, Советом министров или  Конференцией глав государств и правительств [38. с. 18].

В Протоколе четко отграничены  друг от друга процедуры посредничества, примирения и арбитража.

Посредничество. Регламентируя  в ст. 20 процедуру посреднического  разбирательства, Протокол предусматривает, что, когда спор между государствами - членами ОАЕ передан в Комиссию для посредничества, Председатель, с согласия сторон, назначает одного или более членов Комиссии посредничать в споре. Статья 21 определяет процедуру  и окончание посреднической миссии: "1. Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий  сторон. 2. Посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в  письменной форме. 3. Если меры, предложенные посредником, приняты, они становятся основой протокола о соглашении между сторонами".

Примирение. Основанном для  процедуры примирения служит в соответствии со ст. 22 Протокола поданная на имя  председателя Комиссии в виде петиции  просьба одной или обеих спорящих сторон. Петиция должна включать краткое  объяснение причин спора.

По получении петиции  с согласия сторон создается Совет  примирителей, из которых трое назначаются  председателем Комиссии из числа  ее членов и по одному - каждой стороной спора. Председатель Совета примирителей назначается председателем Комиссии из числа ее членов.

Обязанностью Совета примирителей, как это установлено в ст. 24 Протокола, являются "выяснение проблем  спора и предпринятие усилий для  обеспечения согласия между сторонами  на взаимоприемлемых условиях".

В результате разбирательства  спора Совет примирителей должен представить доклад, констатирующий либо то, что стороны пришли к  соглашению, и, если имеется необходимость, условия соглашения и любые рекомендации для урегулирования спора, данные Советом, либо, что урегулирования достичь  было невозможно (ст. 26). Следовательно, как по своему составу, так и по задачам и характеру правового  воздействия на стороны Совет  примирителей играет роль международной  согласительной комиссии.

Арбитраж. Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу  предусматривает, что в определенных случаях спор может (на основе заключаемого между сторонами компромисса) стать  предметом арбитражного разбирательства.

Создание постоянной Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу  позволяет спорящим сторонам обойтись без образования в каждом конкретном случае специальных комиссий для  изучения и дачи рекомендаций по спорам, требующим быстрого и оперативного разрешения. Наряду с использованием механизма ОАЕ государствами - членами этой организации применяются также традиционные международно-правовые средства мирного разрешения.

Информация о работе Средства мирного разрешения международного спора