Специальные принципы международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Преступность стала сегодня одной из самых серьезных проблем в мире. Она создает угрозу для развития и безопасности государств. Многочисленные преступные группировки осуществляют свою деятельность на международном уровне, и рассматриваю государственные границы не как барьеры, а как коммерческие возможности. Поэтому предупреждение преступности является первоочередной задачей государств. Это нашло свое отражение в сплочении в рамках ООН ее специализированных учреждений, в международных неправительственных организаций, усилий, политической воли и ресурсов государств для совместной борьбы с транснациональной преступностью, особенно с таким ее видом, как, экономическая преступность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Правовые основы и общие принципы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью…………………………………………...5
Специальные принципы международного сотрудничества……………….….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

МПП (Борьба с преступностью).docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Правовые основы и общие принципы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью…………………………………………...5

Специальные принципы международного сотрудничества……………….….16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преступность стала сегодня  одной из самых серьезных проблем  в мире. Она создает угрозу для  развития и безопасности государств. Многочисленные преступные группировки  осуществляют свою деятельность на международном  уровне, и рассматриваю государственные  границы не как барьеры, а как  коммерческие возможности. Поэтому  предупреждение преступности является первоочередной задачей государств. Это нашло свое отражение в сплочении в рамках ООН ее специализированных учреждений, в международных неправительственных организаций, усилий, политической воли и ресурсов государств для совместной борьбы с транснациональной преступностью, особенно с таким ее видом, как, экономическая преступность.

В условиях развивающихся в мире интеграционных тенденций, результатов технологического и социального прогресса, достигнутых человечеством в последние десятилетия XX века, преступность обретает новые формы. В ее распоряжении сосредоточены огромные силовые и финансовые средства, новейшие достижения науки и техники. Возникают и быстрыми темпами развиваются новые виды преступлений, особенно в экономической сфере, такие как, компьютерные, информационные, банковские преступления, для которых не существует национальных границ, а опыт борьбы с ними у международного сообщества в целом, и у отдельного государства, еще недостаточен.

Масштабнее и более  изощренными стали и такие, ранее  известные преступления международного характера как контрабанда, коррупция, фальшивомонетничество, отмывание  средств, полученных преступным путем и др.

Преступления, совершаемые  в экономической сфере на национальном и международном уровнях, в совокупности стали занимать ведущее место (после  наркотической преступности) в общем  числе преступлений международного характера.

Если раньше, три десятилетия  назад, мы могли говорить и утверждать, что борьба с преступлениями, совершаемые  на национальном уровне в экономической  сфере в значительной мере является прерогативой национальных силовых  и правоохранительных органов, то сейчас эта борьба требует усилий международного сообщества, поскольку последствия этих преступлений" их «конечный результат» проявляется за национальными границами.

Сегодня ни одно, даже самое  могучее государство не в состоянии  эффективно противостоять транснациональной  преступности. Необходимо широкое международное сотрудничество - Важную роль в объединении и координации усилий стран в борьбе с транснациональной преступностью, в том числе и в экономической сфере, на национальном и международном уровнях, призваны играть международные организации, особенно ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы и общие принципы

международного  сотрудничества государств в борьбе с преступностью

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически  сложившихся в международном  праве основных или общих принципов  их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила  и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности.

Как высший критерий законности, они служат нормативной основой  правотворческого и правоосуществительного процесса во всех сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью. Основные принципы составляют фундамент международного правопорядка, который создается и поддерживается государством. Сам уровень правопорядка зависит от степени признания ими этих принципов, следования их указаниям.

Самыми авторитетными  международно-правовыми документами, где они были впервые собраны, стали Устав Организации Объединенных Наций, принятый в 1945 году, а также  специальный документ с пространным названием «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН», принятый в 1970 году. Декларация призвала государства «руководствоваться ими в международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения».

В обоих документах названы 7 принципов. Сейчас их больше. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в 1975 году в Хельсинки всеми странами континента тех лет, а также США и Канадой (всего 35 государств), названы десять принципов. Первые пять: неприменение силы и угрозы силой, нерушимость государственных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование конфликтов, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой - объединены в общую группу принципов, обеспечивающих мир и безопасность на Земле.

В приведенном перечне  каждый из десяти принципов силен  его взаимосвязанностью со всеми остальными: «ослабление единства основных принципов подрывает их эффективность в целом». Только в единстве, в тесном взаимодействии они могут функционировать должным образом.

Ссылки на общие принципы есть во многих таких соглашениях. Например, в преамбуле Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанной в Риме 10 марта 1988 года, ее участники призываются к строгому соблюдению общих принципов международного права. В принятой в том же году Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ указано, что «стороны осуществляют свои обязательства по настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств» (ст.2, ч.2).

Три из общих принципов, а  именно сотрудничества, невмешательства  во внутренние дела друг друга и  соблюдения основных прав и свобод человека - необходимо рассмотреть, так как они действуют в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью не только как общие, но и как специальные.

Принцип сотрудничества государств кодифицирован в упомянутой выше Декларации 1970 года, где его нормативное  содержание раскрыто следующим образом: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов».

В равной мере это касается и сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Хотя уголовная преступность не представляет фатальной угрозы безопасности государств и миру в целом, тем не менее, для каждой из них она – «огромное зло». Вспомним, например, что американские президенты, начиная с Линдона Джонсона, первым назвавшего в 1967 году в послании Конгрессу преступность проблемой №1 для Америки, ежегодно повторяют ту же самую ее оценку.

По результатам опросов  общественного мнения, в аналогичную проблему превращается преступность сейчас и в России. Тревожных масштабов достигла преступность и во многих других странах. На ее сдерживание каждая из них затрачивает много сил и средств. Но иначе и не может быть. В противном случае преступность, особенно транснациональная, может подмять или подчинить себе все государственные институты, принять вселенские масштабы и формы, установить свою власть и свои законы в мире.

Противостоять преступности государства пытаются сообща путем  постоянного и конструктивного  сотрудничества. Иной альтернативы нет. Поэтому сотрудничество государств в борьбе с преступностью и без предписаний рассматриваемого принципа давно приобрело характер непреложного императива. Это подтверждается большим количеством заключенных государствами двусторонних и многосторонних договоров по борьбе с преступностью, общее число которых сегодня уже не поддается подсчетам.

Отдельные исследователи  преступности отрицают обязательность международного сотрудничества в борьбе с нею. Действительно, за исключением  ничтожного числа видов преступлений, таких, как морское пиратство, пиратское  радиовещание из открытого моря и  некоторые другие, совершаемых, как говорят, на «ничейной» (нейтральной) территории - в международных водах, все остальные преступления совершаются в границах территориальной юрисдикции какого-либо конкретного государства. Каждое из них само, без помощи других государств, в состоянии разыскать, изобличить и наказать виновного (если, конечно, захочет это сделать и если удастся его «достать»), то есть если он не скрылся за границу. Если совершенное им деяние не представляет большой опасности, государство может вообще отказаться от преследования и наказания виновного.

Следовать или не следовать в таких случаях принципу «неотвратимости ответственности за совершенное преступление» - внутреннее дело каждого государства. Однако лиц, совершивших тяжкое преступление, государства всегда стремятся не оставлять безнаказанными, даже если для этого нужно обратиться за помощью к другим странам.

Рост числа таких случаев  в мировой практике борьбы с преступностью  превратил такое сотрудничество из необязательного в «насущную необходимость».

Подобная убежденность была выражена в преамбуле Европейской  конвенции о международной действительности приговоров по уголовным делам, подписанной  в 1970 году в Гааге государствами - участниками Европейского Совета, в которой они отметили, что «борьба с преступностью начинает вырастать в международную проблему».

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью неуклонно расширяется за счет включения в него новых проблем, требующих их совместного регулирования. Объектом такого регулирования становятся и отдельные вопросы, традиционно относимые к «внутренним делам» государств, но в решении которых все они (или их большинство) оказались крайне заинтересованы.

Исходя из собственного суверенитета, государства сами определяют, что именно из сферы своих «внутренних дел» собственной компетенции и в каких пределах можно и следует передать на международное регулирование. При этом «государства воздерживаются от того, чтобы объектом договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств»:

1. Каждое государство  само определяет для себя проблемы  и направления сотрудничества  с другими странами, правовые  и организационные формы, в  которых готово его поддерживать, объем своего участия в каждой  из форм.

2. Государства также сами  определяют объем принимаемых  на себя обязательств по каждому  заключаемому договору, фиксируя  это путем внесения в него  оговорок.

Например, СССР при подписании Гаагской конвенции 1970 года о борьбе с захватом воздушных судов сделал оговорку о непризнании обязательной для себя юрисдикции Международного суда ООН по возможным спорам между  двумя или более государствами, касающимся толкования или применения этой Конвенции (ст.12)1.

3. Даже решения, принимаемые  в борьбе с преступностью в  рамках международных организаций  - например: ООН, ИКАО, Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) или Интерпола  - не носят для государств характера  вмешательства в их внутренние  дела, так как имеют по своей  правовой силе только рекомендательный характер.

Обратимся теперь к договорам, формирующим политику и практику государств в их совместной борьбе с преступностью.

Выше было проведено разделение этих договоров на две группы:

а) договоры, а правильнее сказать, многосторонние конвенции  по борьбе с преступлениями отдельных  видов;

б) договоры, преимущественно  двусторонние (многосторонних соглашений этого типа - единицы), регламентирующие процедурные институты сотрудничества - правовую помощь по уголовным делам, экстрадицию, ведомственную (административную) помощь (о них см. ниже).

Каждый из договоров первой или второй группы по-своему воздерживается от вмешательства во внутреннюю компетенцию  стран - участниц.

Принцип невмешательства  во внутренние дела государств как  главное положение этой политики сформулирован в договорах первой группы. Так, в ст.18 Международной  конвенции по борьбе с подделкой  денежных знаков сказано, что «настоящая Конвенция оставляет незатронутым тот принцип, что действия, предусмотренные в статье 3, должны быть в каждой стране квалифицируемы, преследуемы и судимы согласно общим правилам ее внутреннего законодательства».

В каждой из конвенций первой группы есть обязательная статья, содержащая варианты той же нормы. Приведем ее так, как она подана, например, в  п.4 ст.36 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года: «Ничто содержащееся в настоящей статье не затрагивает принципа, что преступления, к которым она относится, определяются, преследуются и караются Стороной согласно внутреннему праву данной Стороны».

Информация о работе Специальные принципы международного сотрудничества