Согласование норм международного права с национальным законодательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 01:38, доклад

Описание работы

Успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений в настоящее время становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом, что, в свою очередь, также диктуется целым рядом глобальных факторов:
1) осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей, уважением прав человека и основных свобод, необходимостью поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии;
2) интернационализацией производства, науки и обмена техникой;

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 17.09 Кб (Скачать файл)

Успешное правовое регулирование  внутригосударственных отношений  в настоящее время становится все в большей мере зависимым  от согласованности норм национального  права с международным правом, что, в свою очередь, также диктуется  целым рядом глобальных факторов:

1) осознанием приоритетности  общечеловеческих ценностей, уважением  прав человека и основных свобод, необходимостью поддержания международного  мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии;

2) интернационализацией  производства, науки и обмена  техникой;

3) задачей сохранения  окружающей среды;

4) культурным сотрудничеством;

5) задачей выживания человеческой  цивилизации.

По своей правовой природе  согласование внутригосударственного права с международным правом представляет собой упорядочение национально-правовых систем исходя из сущности права вообще и общепризнанных общечеловеческих ценностей.

Юридическая обязанность  государственной власти согласовывать  свое национальное законодательство с  международным правом закреплена в  многочисленных двусторонних и многосторонних международно-правовых актах.

Согласно Уставу ООН, государства  приняли на себя обязательство «создать условия, при которых могут соблюдаться  справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров указывает, что участник соглашения не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Наличие самих норм национального законодательства, нарушающих международные обязательства, составляет существенную угрозу нарушению мирового правопорядка.

Согласование внутригосударственного права с международным происходит как на нормотворческой стадии, так и на стадии реализации права.

В разных странах по-разному  решают вопросы согласования норм национального  законодательства с нормами международного права. Так, в Бельгии, Голландии, Франции, США, Швейцарии национальное законодательство объявляет международные договоры частью права страны.  По конституции этих стран международные договоры могут действовать внутри страны, в сфере действия национального права.

Основная роль по осуществлению  согласования национального права  с международным возложена на органы полномочные издавать внутригосударственные правовые акты и органы обладающие правом законодательной инициативы.

Согласование внутригосударственных  правовых актов осуществляется со всеми источниками международного права. В первую очередь – это согласование национального законодательства с принципами международного права.

Способами согласования, которые сложились в практике разных государств, являются отсылка; рецепция; инкорпорация; унификация; преобразование; создание специального правового режима; отмена внутригосударственных актов, противоречащих международным обязательствам.

Как известно, до принятия Конституции  РФ 1993 года в законодательстве России отсутствовала общая материальная отсылка, объявляющая международные  договоры частью правовой системы страны. Отсутствие такой нормы всегда требовало  осуществления инкорпорации международно-правовых норм в законодательство Российского  государства.  Однако, в связи с принятием в 1993 году общей отсылочной нормы, отпала необходимость в инкорпорации детализированных норм. Применение именно отсылки, как способа согласования международных и национальных норм, к конкретным, четким международно-правовым правилам ведет к более эффективной реализации международных обязательств России.

Представляется, что в  соответствии со статьей 15 Конституции  РФ следует признать приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров  РФ в отношении национального  закона. Конституция РФ одновременно ставит международные договоры выше закона, в том числе конституционного. Поэтому законодатель, принимающий  федеральный конституционный закон, обязан соотнести его с международными нормами, составляющим часть правовой системы РФ.

Конституция Российской Федерации  наделила важным полномочием Конституционный  Суд РФ – проверкой не вступившего  в силу международного договора, и  определила круг субъектов по реализации данного полномочия.

Конституция Российской Федерации  наделила полномочием обязательного  рассмотрения Советом Федерации  Федерального Собрания РФ федеральных  законов о ратификации и денонсации международных договоров после  принятия их Государственной Думой  Федерального Собрания РФ.

Четко сформулированные в  Конституции Российской Федерации  принципы и порядок осуществления  международной деятельности Российской Федерации позволили укрепить позиции  нашего государства на международной  арене, расширить ее участие в  международных организациях, выступить  инициатором создания международных  организаций нового типа.

Новая роль международного права, как основы для развития внутригосударственного права на современном этапе требует  включения в процесс реализации внешнеполитического курса Российской Федерации органов государственной  власти, наделенных Конституцией РФ полномочиями участия в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, но играющих на сегодняшний день малозначительную роль. Это - Федеральное Собрание РФ и Конституционный Суд РФ.

Именно этим органам государственной  власти предначертано Конституцией РФ быть имплементационными органами в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, осуществлять обеспечение всего правореализационного процесса норм международного права.

Заключение

В данной работе были рассмотрены  основные признаки и основные направления  такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства, а также значимость соотношения внутригосударственного права с международным. Хотелось бы отметить ещё раз, что систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. И в каждом государстве должен быть создан достаточно четкий механизм согласования национального права с международно-правовой системой. Это обеспечит в конечном счете наиболее полное соблюдение и охрану прав и свобод человека, а также общесоциальную безопасность.


Информация о работе Согласование норм международного права с национальным законодательством