Нормативная система международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть понятие и структуру норм международного права, рассмотреть создание и механизм реализации норм международного права, показать и обозначить специфику классификации норм международного права.
Задачи исследования:
1.Изучить нормы международного права.
2.Рассмотреть классификации норм международного права.
3.Выявить и анализировать проблемы, связанные с особенностями создания и механизмом реализации норм международного права.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 79.42 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.

     Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают равным правом на участие в решении международных проблем, и прежде всего тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие, добиваться гармонизации этих интересов. Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка.

     И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах.

     Нормы международного права содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающего из этого задач. Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.

     Актуальность темы исследования определяется тем, что норма является первичным элементом системы международного права. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права – нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии.

     Объект исследования – нормы международного права.

     Предмет исследования – сущность норм международного права и их роль в регулировании общественных отношений.

     Цель исследования – раскрыть понятие и структуру норм международного права, рассмотреть создание и механизм реализации норм международного права, показать и обозначить специфику классификации норм международного права.

     Задачи исследования:

1.Изучить нормы международного права.

2.Рассмотреть классификации норм международного права.

3.Выявить и анализировать проблемы, связанные с особенностями создания и механизмом реализации норм международного права.

     Методы сбора и обработки информации:

1. Метод системного  подхода. 

2. Изучение и обобщение научной литературы.

3. Динамические и статистические методы.

     Работа состоит из двух глав. Глава первая посвящена общей характеристике норм международного права. Глава вторая рассматривает классификацию норм международного права.

     Теоретической  основой для написания курсовой работы послужили работы таких авторов, как Барыкин И.С., Игнатенко Г.В., Лукашук И.И., Талалаев А.Н., Тиунов О.И. и другие. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО  ПРАВА 

      1.1 Понятие и структура норм международного права 
       

      Международное право, как и национальное право, представляет прежде всего совокупность норм. Норма права согласно общей теории права определяется как правило поведения, предписание, которому свойственна всеобщая обязательность. При применимости таких характеристик, как «правило поведения», «обязательность» нормы международного права имеют свою специфику.

     Норма внутреннего права является властным предписанием государственного органа, уполномоченного на принятие норм, выполнение которой обеспечивается государством. Норма международного права в силу специфики его субъектов (государства и их образования) и объекта (международные отношения) является результатом согласования позиций равных по своему юридическому статусу субъектов относительно модели поведения в сфере международного сотрудничества, которую они признают для себя обязательной.

     Таким образом, норма международного права - это правило поведения, созданное в результате согласования позиций государств и иных субъектов международного права, устанавливающее их права и обязанности в сфере международного сотрудничества, обязательность соблюдения которых обеспечивается самими субъектами индивидуально или коллективно, включая в случае необходимости применение согласованных принудительных мер.

     Специфика норм международного права проявляется и в их структуре. Норма национального права имеет трехзвенную структуру, включающую гипотезу, диспозицию и санкцию. Причем в силу приказного, повелительного характера нормы национального права санкция конкретизирована указанием на вид и меры ответственности.

     Нормы международного права отличаются структурной неполнотой. Это объясняется их координационно-согласительным характером, высоким уровнем обобщенности по сравнению с конкретностью национальных норм. Поэтому их обязательным элементом является диспозиция, т.е. правила поведения субъектов, создающих эту норму. Диспозиция может в некоторых случаях при согласии сторон дополняться гипотезой, т.е. условиями применения нормы.

     Что касается санкции, то она в большинстве случаев отсутствует, так как соблюдение международно-правовой нормы вытекает из основного принципа международного права «pacta sunt servanda» (договор должен соблюдаться), признанной в качестве императивной нормы. При наличии санкции она характеризуется рядом особенностей:1

     1) закреплена в отдельных статьях договора;

     2) сформулирована неопределенно и не привязана к конкретной норме, а относится ко всем обязательствам, закрепленным в договоре.

     Показательна в этом плане ст. 235 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., озаглавленная «Ответственность» и устанавливающая, что на государства возлагается выполнение их обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом. Санкции в отношении нарушителя норм, закрепленных в одной конвенции, могут детально регламентироваться в другой, дополняющей и конкретизирующей соответствующие нормативные установки первой. Таковой является Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., устанавливающая режим ответственности за пиратство, определение которого дано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 101-104).

     Санкции в форме конкретных принудительных мер обычно предусматриваются за совершенные нарушения международных норм и содержатся либо в резолюциях органов международных организаций, уполномоченных принимать решения в отношении принятия санкций (например, резолюция СБ ООН) либо в международных соглашениях, закрепляющих статус международных уголовных трибуналов, наделенных компетенцией привлекать к ответственности за серьезные нарушения норм международного права (Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.).

     Нормы международного права разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и иным признакам, позволяющим классифицировать их по различным основаниям. Однако в доктрине международного права нет единых классификационных критериев. Наиболее детальный перечень классификационных критериев предлагается ученым В.И. Кузнецовым который считает, что в классификации норм международного права должен использоваться следующий комплекс критериев: значимость норм в системе; принадлежность норм к подсистемам системы; место норм в иерархической структуре системы; содержание нормативных предписаний и свойства их регулятивных функций; организационно-целевая направленность нормативных предписаний и особенность их регулятивного воздействия; формально-юридическое признание норм; специфичность методов и способов осуществления нормативных предписаний.2

     В российском учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова даются более обобщенные классификационные критерии: форма нормы международного права; предмет регулирования; субъектно-территориальная сфера действия, функциональное назначение, характер субъективных прав и обязанностей.3

     В монографии известного российского ученого И.И. Лукашука «Нормы международного права в международной нормативной системе» приводятся следующие классификационные критерии: содержание и место в системе; сфера действия; юридическая сила; функции в механизме международного регулирования; способ создания и форма существования.

     Анализ классификаций норм международного права мы рассмотрим более подробно в следующей главе курсовой работы.4 

        1.2 Создание норм международного права 

     В сфере международных отношений  отсутствуют специальные нормотворческие  органы. Нормы международного права  создаются самими субъектами, прежде  всего государствами. Создание  норм международного права представляет  процесс согласования воль (позиций)  государств, включающий две стадии:

     1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;

      2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

     Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить (удовлетворить) их с помощью других государств или совместно с ними. 
Термин "позиция" может иметь два значения: во-первых, это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).

     В процессе создания норм международного права согласовываются позиции - требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к достижению конечной цели. Позиции государств могут совпадать полностью или в главном. Они могут не совпадать в деталях или в своей основе.

     Позиции государств относительно удовлетворения их потребностей и защиты интересов путем заключения международного соглашения всегда совпадают, иначе они избрали бы какой-то другой путь решения своих проблем.

     Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании - уступках, компромиссах - нет необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны. 
     Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государствами - залог успеха формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально противоположные позиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены для согласования.

     Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако если оно будет настаивать на своей и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредством данного конкретного соглашения. Это - отказ ради достижения соглашения. Общий же подход к решению проблемы может оставаться неизменным.

     В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств - участников соглашения, баланс - в виде сочетания их прав и обязанностей. В последнем случае происходит своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) - другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.

     Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, предусмотренный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие в Договоре.

     Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора - предотвращение распространения ядерного оружия.

Информация о работе Нормативная система международного права