Система охраны авторских прав на международном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Все это привело к установлению неодинаковой защиты в разных странах мира, а некоторые развивающиеся страны и некоторые страны недавней индустриализации вообще не предоставляли у себя абсолютно никакой защиты прав интеллектуальной собственности, неоднозначность и динамика развития данного вопроса ещё раз подтверждает его актуальность.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Общая характеристика института авторского права

.1 Понятие и виды авторских прав

.2 Субъекты и объекты авторского права

Глава 2. Система охраны авторских прав на международном уровне

.1 Способы защиты и формы охраны авторских прав

.2 Международно-правовые акты в области защиты авторских прав

.3 Анализ участия России в международных соглашениях об охране авторских прав

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр авторское право в междун отношениях 2013-12.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

 

Примерами могут служить  включения вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности в  Соглашение о торговых отношениях между  СССР и США 1990г. или в Договор  между Россией и Польшей о  торговле и экономическом сотрудничестве 1993г. (в последнем взаимной охране прав интеллектуальной собственности  уделено особенно большое место).

 

Отдельные элементы пользования  правами интеллектуальной собственностью могут содержаться и в договорах, относящихся к специальным межгосударственным соглашениям в области экономического сотрудничества. Например, в Конвенцию  между Правительством РФ и Правительством Французской республики от 26.11.1996 «Об  избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество», включены положения о порядке налогообложения доходов от авторских вознаграждений, выплачиваемых иностранным авторам.

 

Наконец, имеются двусторонние соглашения, прямо посвященные вопросам охраны прав интеллектуальной собственности. Например, заключенные еще СССР и  перешедшие к России в силу правопреемства соглашения о взаимной охране авторских  прав с Польшей - 1974г., с Чехословакией - 1975г., с Австрией - 1981г., со Швецией - 1986г.

 

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Бернский союз) является старейшим актом в области  охраны авторских прав (заключена  в 1886 году). Неоднократно изменялась и  редактировалась (Россия присоединилась к редакции 1971 года). Это наиболее регламентированный международный  акт, обеспечивающий защиту интересов  авторов в иностранных государствах (в том числе и программ для  ЭВМ в странах, где по национальному  законодательству они защищаются авторским  правом).

 

Всемирная конвенция по охране авторского права «разработана по инициативе ЮНЕСКО, подписана в 1952 году в Париже (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 году) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 году (к  этой редакции Россия присоединилась в 1995 году».

 

Стокгольмская конвенция 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной  организации интеллектуальной собственности (ВОИС) «была заключена для обеспечения  более эффективной защиты прав авторов  и правообладателей в этой сфере. ВОИС является учреждением ООН, ответственным  за функционирование международной  системы защиты интеллектуальной собственности  и разрабатывающим соответствующие  правовые вопросы».

 

В соответствии со ст. 2 Стокгольмской  конвенции, понятие «интеллектуальная  собственность» включает права, относящиеся  к литературным, художественным и  научным произведениям; исполнительской  деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

 

«ВОИС относит к интеллектуальной собственности информацию, которая  может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий. ВОИС разработаны  Типовые положения по охране компьютерных программ (1978 год)».

 

Россия имеет также  ряд двусторонних соглашений с иностранными государствами по вопросам защиты прав авторов.

 

 

.3 Анализ участия России  в международных соглашениях  об охране авторских прав

 

 

В настоящее время уровень  авторско-правовых гарантий, требуемый  и Бернской, и Всемирной конвенциями, упоминаемыми нами в предыдущем параграфе, практически совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между  ними. Не вдаваясь в их анализ, который  достаточно тщательно проведен в  литературе, укажем лишь на то, что хотя присоединение России к Бернской конвенции и ратификация редакции 1971 года Всемирной конвенции произошли  практически одновременно, их правила  распространяются на разный круг произведений российских авторов.

 

Если Всемирная конвенция  в редакции 1971 года действует лишь в отношении произведений российских авторов, впервые выпущенных в свет после 9 марта 1995 года, то Бернская конвенция  должна применяться и к тем  российским произведениям, которые  были созданы и начали использоваться ранее 13 марта 1995 г. Данное различие вытекает из того, что в отличие от Всемирной конвенции Бернская конвенция действует с обратной силой.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бернская конвенция «Об  охране литературных и художественных произведений» применяется ко всем произведениям, которые к моменту  ее вступления в силу (для страны, присоединяющейся к Конвенции) не стали  еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения  срока охраны.

 

В практическом плане это  означает, что если произведение российского  автора еще продолжает охраняться в  России, то хотя бы оно и было выпущено в свет до 13 марта 1995 г., с даты присоединения России к Бернской конвенции оно стало охраняться во всех странах Бернского Союза. Соответственно на территории Российской Федерации с 13 марта 1995 г. стали охраняться многие произведения иностранных авторов, которые ранее правовой охраной не пользовались, при условии, однако, что они не перешли еще в разряд общественного достояния вследствие истечения срока охраны.

 

Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 года об охране интересов производителей фонограмм  от незаконного воспроизводства  их фонограмм, то он действует в отношении  России лишь с 13 марта 1995 г. Данная Конвенция  почти не содержит норм материального  характера и лишь обязывает участвующие  в ней государства принять  адекватные меры, обеспечивающие как  на законодательном, так и на правоприменительном  уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики.

 

Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие  в Конвенции «О распространении  несущих программы сигналов, передаваемых через спутники», является обязанность «принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. При этом государства-участники свободны в выборе способов исполнения принятого на себя обязательства.

 

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья  обеспечивается на основе Соглашения «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»  от 24 сентября 1993 года. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего Союза ССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

 

Иными словами, государства - участники настоящего Соглашения договорились о применении в отношениях между собой правил Всемирной  конвенции в редакции 1952 года, а  значит, согласились применять к  произведениям авторов других государств национальный режим.

 

Одновременно участники  Соглашения заявили о своем намерении  предпринять необходимые меры для  разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права  и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской  конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства  их фонограмм и Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

 

Содержание новых авторских  законов государств, входивших ранее  в СССР, свидетельствует о том, что большинством стран - участниц Соглашения принятые обязательства уже выполнены.

 

«Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве, учреждающее партнерство  между Российской Федерацией, с одной  стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», которое подписано 24 июня 1994 года и вступило в силу с 1 декабря 1997 года, содержит обязательство Российской Федерации продолжать совершенствование  механизмов охраны прав интеллектуальной собственности с целью обеспечения  к концу пятого года после вступления настоящего Соглашения в силу уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения прав.

 

Кроме того, с момента  вступления в силу настоящего Соглашения Россия должна предоставлять компаниям  и физическим лицам Сообщества в  отношении признания и охраны прав интеллектуальной собственности  режим не менее благоприятный, чем  тот, который предоставлен ею любой  третьей стране по двусторонним соглашениям. Правда, последнее правило не применяется  в отношении преимуществ, предоставленных  Россией любой третьей стране на основе эффективной взаимности, а также преимуществ, предоставленных  Россией другой стране - республике бывшего СССР.

 

Заключение

 

 

Подводя итоги проведённому исследованию по теме «Международная охрана авторских прав» можно  сделать следующие выводы.

 

Важнейшим элементом системы  авторского права является институт международной охраны авторских  прав. В существо объектов авторского права входят творческий характер создания, уникальные свойства, обеспечивающие возможность свободного перемещения  объекта в информационном пространстве (включая Интернет, средства массовой информации и другие публичные источники), художественная (эстетическая) или, в  ряде случаев, научная ценность и  т.д.

 

Юридическую основу международной  защиты объектов авторского права составляют несколько конвенционных документов, направленных, прежде всего на универсальное  урегулирование проблем, связанных  с особенностями национальных правовых систем.

 

Система международной охраны авторского права в своей основе строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская  конвенции построены по принципу национального регулирования с  гарантированием обязательного  минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав.

 

Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признание  на территории других государств стала очевидной более достаточно давно. В связи с этим унификация авторского права началась уже в 19 веке, когда в 1886 году была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.

 

Для обеспечения неприкосновенности авторских прав от всякого рода нарушений  и посягательств со стороны третьих  лиц необходима эффективная наднациональная  юридическая основа. Понимание данной идеи привело к созданию в 1886 г. Бернского  союза. С него, собственно, и началась новая эра в развитии авторских  прав. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 году. Государства-участники  основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции выполняет ВОИС.

 

Нужно отметить, что интеллектуальные права всегда порождают две группы интересов, часто противоборствующих. Это интересы творцов, создающих  интеллектуальный продукт, и интересы предпринимателей, осуществляющих его  коммерческую эксплуатацию, как правило, ими являются глобальные, всемирно известные корпорации. За счет сложившегося в мире дисбаланса и несовершенства уже существующих международных  документов, права авторов, имеющих  многочисленные интересы, как личные, так и экономические, социальные, не обладают достаточно весомым влиянием на процесс формирования законодательства, их позиция оказалась весьма слабой, незащищенной.

 

В связи с чем, необходимо постоянно совершенствовать действующее  законодательство, регламентирующее права  авторов, в соответствии с темпами  развития современных способов их нарушения. На международном уровне целесообразно  создание единого всеобщего документа  о защите прав и интересов авторов, в целях сохранения индивидуальности и ценности внутригосударственного культурного пласта.

 

 

Список использованной литературы

 

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Бернская конвенция  «Об охране литературных и  художественных произведений» от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Интернет ресурс. Правовая система Консультант  Плюс <#"justify">Учебная, научная литература, материалы периодической печати

 

1. Аглашев К.Е. Сборник международных актов и соглашений. Изд.: Статут, 2002.

 

2. Авторское право // Интернет  ресурс. Официальный сайт свободной  энциклопедии <http://ru.wikipedia.org>.

 

. Власов А.А. Гражданское  право. Учебник в 2-х частях. Изд.: Буквоед, 2011.

 

. Д. Карро, П. Жюйар. Международное экономическое право. Учебник. Изд.: Волтер Клуверс, 2002.

 

. Иванова Д.В., Федорова  Ю.А. Основы управления интеллектуальной  собственностью. Изд.: «Издательство  Гревцова», 2011.

 

. Ковалев А. Международное  право. Учебник для ВУЗов. Изд.: Омега-Л, 2008.

 

. Мерзликина Р.А. Право интеллектуальной собственности. Учебник. Изд.: Финансы и статистика, 2010.

 

. Переходов Р.О. Динамика  развития права интеллектуальной  собственности // Наука, № 1, 2011.

 

. Рассолов А. Гражданское  право. Учебник для ВУЗов. Изд: Юнити, 2010.

 

. Судариков С. Право  интеллектуальной собственности.  Изд.: Кнорус, 2011.

 

. Чаусская О.А Гражданское  право. Конспект лекций. Изд.: Дашков  и К, 2012.


Информация о работе Система охраны авторских прав на международном уровне