Шпаргалка по "Международному финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:45, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.

Содержание работы

1. Понятие и сущность МФП
2. Источники МФП
3. Система МФП и международные финансовые отношения
4. Субъекты МФП
5. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП

Файлы: 1 файл

мфп.docx

— 157.34 Кб (Скачать файл)

Коммерческие  банки США

 




Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на: а) национальные и б) штатные. Первые функционируют  согласно федеральным законам и  в обязательном порядке входят в  Федеральную резервную систему  в качестве банков-членов; последние  функционируют в соответствии с  законами отдельных штатов и по желанию  входят либо не входят в ФРС. 
Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов - «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранта траст KV». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков. 
В конце 1994 году насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд. долл., а также 9,3 тыс. штатных банков - членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС. 
В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть - до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% - это депозиты до востребования и 56% - срочные депозиты. 
Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд (в 1995 году из общей активов на ссуды приходилось 56%). Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные. 
Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 года запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Однако это отнюдь не означает, ликвидации сращивания банков с промышленными компаниями. Типичной формой такого сращивания является вхождение крупнейших банков и промышленных компаний в одни и те же финансово-промышленные группы. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки - до 8-10 лет - и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями. 
Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. Фактически, это - своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.

Сберегательные учреждения США

В США сберегательными учреждениями считаются ссудо-сберегательные ассоциации, взаимно-сберегательные банки и  кредитные союзы. Сберегательное учреждение - финансовое кредитное учреждение, привлекающие денежные средства населения  в виде сберегательных вкладов, по которым  выплачиваются проценты. 
Главной особенностью американских сберегательных учреждений является специализация на рынке сбережений населения, ориентированном на массовое обслуживание контингента лиц с невысоким и средним уровнем доходов. Депозиты этой категории вкладчиков составляют основу пассивов сберегательной системы. Сберегательное дело является особым сегментом рынка банковских услуг США, границы которого строго определены государственным регулированием. 
Развитие сберегательных институтов в США тесно увязано с использованием их активов на предоставление займов под жилищное строительство. Сберегательная система США функционирует как специализированная сеть кредитных учреждений, ведущей функцией которой является обеспечение стабильного массового притока финансовых ресурсов на жилищный рынок. 
Наличие жестких ограничений деятельности сберегательных учреждений снижало их возможности конкурировать с другими операторами финансового рынка. А преимущества, предоставляемые государством сберегательной системе, не компенсировали ей финансовые потери. В начале 1980-х годов сберегательная система оказалась в тяжелом кризисе, угрожавшем ее сохранению. В поисках способов выживания сберегательные учреждения начинают диверсифицировать свою деятельность как универсальные банки, для того чтобы выйти на новые рынки, в том числе путем объединения с более устойчивыми, мобильными и гибкими структурами, такими, как банковские холдинги. Большинство сберегательных банков по форме паевые. Их вкладчики не являются внешними кредиторами, они - совладельцы банка. 
Сберегательные учреждения США имеют самостоятельные и отдельные от Совета управляющих и федеральных резервных банков органы контроля. Но DIDMCA расширил кредитные полномочия сберегательных учреждении (в части выдачи ссуд предприятиям и потребителям) и поставил ссудо-сберегательные ассоциации под контроль резервной системы. Сейчас на сберегательные учреждения распространяются резервные требования, благодаря чему они могут получать заем Федеральной резервной системы. 
В последние годы наблюдается тенденция к изменению характера отношений собственности в связи с массовым преобразованием взаимных ассоциаций в акционерные общества. Акционерные ССА имеют больше возможностей по увеличению капиталов фондов. Помимо привлечения депозитов они могут выпускать акции. ССА стремятся максимизировать рентабельность своих операций и увеличить долю на рынке с помощью рекламы. Они предполагают более высокие ставки по сберегательным депозитам. Темпы роста их ресурсов и операционных доходов динамичнее, чем у взаимных ассоциаций. Однако в условиях дерегулирования акционерные ССА имеют тенденцию к проведению более рисковых операций. Они подвержены более высоким рискам потерь по кредитным операциям. Поэтому среди них наблюдается большее число банкротств по сравнению с взаимными ассоциациями. Вместе с тем взаимные ССА имеют более высокие операционные издержки под влиянием отделения функции владения от функции управления.

Инвестиционные банки США

Еще в середине XIX в. в банковской системе США возникло особое звено в виде инвестиционных банков, специализировавшихся на размещении и купле-продаже ценных бумаг. В дальнейшем, до кризиса 1929-1933 гг., грани между инвестиционными и коммерческими банками все более стирались, так как в XX в. коммерческие банки тоже стали принимать активное участие в эмиссии и размещении ценных бумаг и сами инвестировали крупные средства в эти бумаги. 
После кризиса 1929-1933 гг. сферы деятельности коммерческих и инвестиционных банков были юридически (по закону 1933 года) разграничены. В современных условиях инвестиции банков состоят почти на 9/10 из ценных бумаг федерального правительства США, штатов и местных органов власти. Что касается ценных бумаг промышленных и других компаний, то их выпуском и размещением занимаются инвестиционные банки. 
Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: 
1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке;  
2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги. Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно - через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам - ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции. 
По форме организации одни инвестиционные банки являются корпорациями (акционерными компаниями), другие - неакционерными фирмами или товариществами, включающими ограниченное число партнеров.

16. Международное долговое право. Внешние долги и управление ими.

Долговые ценные бумаги - все виды ценных бумаг, дающие право  их владельцу на возврат к определенному  сроку суммы, переданной им в долг, и фиксированного дохода. Долговыми  ценными бумагами являются: облигации, казначейские обязательства, сберегательные сертификаты, векселя, коммерческие бумаги, банковские депозитные сертификаты и другие долговые расписки.

Международный рынок долговых обязательств - это сфера долговых обязательств, которые гарантируют  кредитору право взыскания долга  с должника.

Международный рынок долговых обязательств состоит из двух основных сегментов: международного кредитного рынка, что по сути является рынком банковских кредитных обязательств, и международного рынка долговых ценных бумаг, который в основном является международным рынком облигаций.

Международное кредитование играет чрезвычайно важную роль в  развитии мировой экономики. Оно  обеспечивает рост мировой торговли, поддерживает прямые иностранные инвестиции ТНК, помогает правительствам получить иностранную валюту для стабилизации экономики или рефинансирование задолженности.

Банк международных расчетов выделяет виды деятельности в сфере  международных кредитных операций:

1. Займы а так же  кредиты, предоставленные банками  друг другу как в самой стране, так и за рубежом.

2. Займы и кредиты, выданные  небанковскими организациями как  внутри страны, так и вне её.

3. Межбанковское повторное  депонирование.

На международном рынке  долговых ценных бумаг вращаются  финансовые инструменты, удостоверяющих долговые отношения между заемщиком  и кредитором. За исключением типичного  инструмента - облигаций, сюда относятся  и рынки среднесрочных нот и различные ценные бумаги.

В структуру международного рынка долговых обязательств входит обращение краткосрочных долговых обязательств и долгосрочных.

Среди долгосрочных долговых обязательств выделяют следующие виды:

а) государственный долг, то есть долговые обязательства центральных  или местных органов власти;

б) гарантированный государством долг частных фирм;

в) частный долг, не гарантирован государством.

Лишь часть международного рынка ценных бумаг является сегментом  международного рынка долговых обязательств. Обращение тех ценных бумаг, которые  являются инструментами собственности, происходит на международном рынке  титулов собственности - отдельном  важном элементе мирового финансового  рынка.

Международные рынки титулов (прав) собственности является сферой, где происходит купля-продажа ценных бумаг, удостоверяющих участие инвестора  в капитале предприятий, а так  же рынка форекс с представителями парного трейдинга, свинг-трейдинга и др.

К таким ценным бумагам  относятся акции и депозитарные расписки.

15Глобализация рынка титулов  собственности еще не достигла  уровня, присущего, например, мировом  рынке валют или международном  рынке долговых обязательств. Большинство  акций, которые продаются на  национальных фондовых рынках  США и других промышленно развитых  стран, эмитированные местными  корпорациями. Хотя склонность инвесторов  держать акции "своих" национальных  компаний еще отчетливо проявляется,  количество случаев "глобальных" эмиссий акций ТНК в последние  годы значительно возросла. Точных  данных об объеме международного  рынка титулов собственности  нет. По приблизительным оценкам,  во второй половине девяностых  годов XX в. он составлял более  40 млрд долл. Процессы приватизации, которые происходят в странах с переходной экономикой, стимулируют рост этого важного сегмента финансового рынка.

Международные рынки производных  финансовых инструментов (деривативов) охватывают оборот группы новых финансовых инструментов, используемых для передачи рисков.

Финансовые деривативы - это инструменты торговли финансовым риском, цены которых привязаны к другим активам (цены товаров или акций, курса валюты, процентной ставки).

В середине 90-х годов общий  годовой объем контрактов, заключенных  на торговлю финансовыми деривативами, достиг 27 трлн долл. Ежедневный объем торговли на внутренних и международных рынках превысил 2 трлн долл.

Различают два механизмы  обращения финансовых деривативов:

1) торговлю деривативами на биржах;

2) торговлю деривативами вне бирж.

Рынок финансовых деривативов быстрыми темпами глобализируется. Большая часть торговли этими финансовыми инструментами приходится на международный рынок.

 

17. МБРР и его финансовые институты .

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон. 
Задачи, цели и функции МБРР  
МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Основан в 1944 году, начал свою работу в 1946.  
Входит в состав около 170 государств.  
Штаб-квартира: Вашингтон.  
МБРР также называют Всемирным банком.  
Функции МБРР: предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся стран или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.  
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х – первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.  
Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.  
Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.  
Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.  
МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам.  
Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Потому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.  
 
Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (176,5 млрд. долл. по состоянию на 30 июня 1995г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.  
 
МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.  
 
Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.  
 
Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.  
 
Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях.  
 
Цели МБРР:  
 
содействие развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;  
поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов на производственные цели;  
содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов Банка.  
Основные направления деятельности МБРР:  
предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики;  
предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров;  
предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным;  
оказание технической помощи развивающимся странам;  
подготовка и реализация финансируемых проектов;  
проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической помощи;  
оказание содействия политическому диалогу между Банком и странами-членами.  
Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода.  
 
Исполнительным органом Банка является Директорат. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.  
 
Координация деятельности МБРР и МВФ осуществляется в рамках комитета по развитию, представляющему собой совместный министерский комитет Советов управляющих. Комитет рассматривает такие вопросы, как взаимодействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны; сокращение задолженности развивающихся стран; развитие частного сектора; борьба с нищетой, а также дает консультации и готовит доклады для советов управляющих МБРР и МВФ.  
 
Операции, проводимые МБРР  
 
Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует развернутую информацию об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию.  
 
Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиц, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Международному финансовому праву"