Роль международныж организаций в регулировании гражданской авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:20, лекция

Описание работы

Международное воздушное право — это отрасль международного публичного права, в рамках которой объединены специальные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов. Закрепленные международным воздушным правом правила поведения служат основой для установления правового режима использования земной атмосферы гражданской авиацией и регулирования разнообразных отношений, складывающихся при осуществлении воздухоплавания, включая правоотношения коммерческого характера, связанные с перевозками в процессе воздушной навигации пассажиров, багажа, грузов и почты.

Файлы: 1 файл

Международное воздушное право.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

дательных документов по использованию государствами — участниками Конференции формальностей при составлении документов на перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты. Важным направлением работы ЕКАК является стандартизация требований к новому авиационному оборудованию, системам навигации и связи;

— Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) со штаб-квартирой в Брюсселе, созданная в результате заключения Конвенции о создании таковой в 1960 г. Ее задача состоит в предупреждении и предотвращении столкновений в воздухе военных и гражданских летательных аппаратов, а также в совершенствовании управления воздушным движением над территорией Западной Европы. Практическая работа этой межправительственной организации заключается в разработке унифицированных правил полетов и деятельности наземных аэронавигационных служб, в выработке рекомендаций относительно корректировки региональных аэронавигационных планов, принятых ИКАО, и определении зон обслуживания полетной информацией.

В роли исполнительного органа Евроконтроля выступает специально созданное Агентство по безопасности аэронавигации, в котором представлены все государства — члены Евроконтроля. На Агентство возложено руководство полетами в воздушном пространстве до высоты 7200 м (так называемое «нижнее воздушное пространство»), дача через национальные центры управления воздушным движением инструкций и полетной информации пилотам, сотрудничество с заинтересованными государствами в поисковых мероприятиях по обнаружению пропавших самолетов и оказание помощи летательным аппаратам, терпящим бедствие.

В рамках Евроконтроля учрежден арбитражный суд для разрешения споров, возникающих между государствами-участниками, а также между ними и самой Организацией. Решения такого арбитража имеют окончательную силу и обжалованию не подлежат.

Сотрудничество Евроконтроля с ИКАО и некоторыми европейскими государствами, не являющимися членами Организации (например, со скандинавскими странами), осуществляется на основе специально заключаемых соглашений.

На Африканском континенте организация сотрудничества в области гражданской авиации осуществляется действующей с 1969 г. Африканской комиссией гражданской авиации (АФКАК) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе и Агентством по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА), созданным в 1959 г., со штаб-квартирой в Дакаре (Сенегал). Функционирующие на основе принципов открытого для всех стран региона членства обе эти организации призваны выполнять следующие профилирующие задачи:

— содействовать выработке общей политики государств-участников, координации их практической деятельности и планированию в области гражданской авиации;

— способствовать более эффективному использованию африканского воздушного транспорта в народнохозяйственных и гуманитарных целях;

— обеспечивать регулярность и безопасность полетов над территорией государств-членов;

— совершенствовать управление, методы эксплуатации, содержание и развитие аэродромов, средств обеспечения аэронавигации.

Обе организации имеют статус межгосударственных учреждений и в качестве международных юридических лиц могут самостоятельно сотрудничать с другими подобными структурами, с другими субъектами международного права, в том числе с государствами, не являющимися членами АФКАК и АСЕКНА.

Решения, принимаемые в рамках АФКАК, по своему правовому характеру представляют собой рекомендательные документы, нуждающиеся в последующем одобрении со стороны государств-членов. В рамках АСЕКЕГА решения, принимаемые ее главным органом — Административным советом, имеют обязательную силу с момента их принятия и специального одобрения государствами-членами не требуют.

Главным органом АФКАК является Пленарная сессия стран-членов, созываемая один раз в два года. Административный совет АСЕКНА собирается на свои заседания один раз каждые три месяца.

На латиноамериканском континенте решение вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации осуществляется на межгосударственном уровне в основном Центральноамериканской организацией по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА), начавшей свою деятельность в 1961 г. Ее задача состоит в непосредственном обеспечении в соответствии с региональным планом ИКАО управления воздушным движением над территориями государств региона. Свои услуги данная Организация предоставляет не только государствам-членам, но и зарегистрированным в них юридическим лицам, а также частным лицам, имеющим их гражданство и владеющим летательными аппаратами.

Управление воздушным движением КОКЕСНА осуществляет на основе регламентов, действующих в контролируемом ею воздушном пространстве. Инструкции, даваемые ее службами по запросам эксплуатан-тов или же по собственной инициативе, обязательны для выполнения командирами летательных аппаратов. Организация управомочена информировать компетентные власти государств-членов о случаях нарушения правил воздушного движения. Сама она обязана учитывать и соблюдать правила, установленные законодательством этих государств и относящиеся к использованию воздушного пространства таковых.

Руководящий орган КОКЕСНА — Административный совет, формируемый из представителей государств-участников на паритетной основе. Совет управомочен принимать решения по широкому кругу вопросов, включая изменение учредительного документа Организации — ее Устава, прием новых членов, получение и погашение займов. Все такие решения для их принятия требуют единогласия всех членов Совета.

Помимо КОКЕСНА в Латиноамериканском регионе с 1973 г. действует Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК), образованная четырнадцатью расположенными здесь государствами, включая центральноамериканские страны и Мексику. Основная задача Комиссии состоит в координации деятельности воздушного транспорта стран-членов на основе сбора, систематизации и распространения статистической информации о международных воздушных сообщениях в регионе по пунктам отправления, назначения и транзитных перелетов, исследования общей ситуации на рынке услуг в области воздушных перевозок, практики установления тарифов, разработки рекомендаций относительно их применения, планирования мероприятий по развитию и расширению сотрудничества, особенно в части создания государствами-членами собственных внутренних механизмов обеспечения единообразного применения и соблюдения тарифов, применения в необходимых случаях соответствующих санкций.

Главный орган ЛАКАК — Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. На нее возложены функции по утверждению рабочей программы Организации и принятию обязательных к исполнению странами-участницами резолюций и рекомендаций в случае их одобрения этими странами. Обеспечение текущей деятельности ЛАКАК осуществляется Исполнительным комитетом Организации, ведущим сбор вышеупомянутых статистических данных, обсуждающим финансовые вопросы и формирующим ее бюджет.

Развитию сотрудничества в области международной гражданской авиации практически всех стран Лиги арабских государств посвящена деятельность основанного в 1965 г. Совета гражданской авиации стран этой группы (КАКАС). Его работа, ведущаяся в сессионном порядке (раз в год), направлена на обеспечение координации и обмена опытом, изучение международных стандартов и рекомендованной практики ИКАО, на организацию научных исследований в различных областях деятельности международной гражданской авиации. Совет наделен правом урегулирования споров и разногласий между государствами — членами КАКАС по вопросам практической работы стран и конкретных эксплуатантов в области гражданской авиации, по оказанию помощи в области технической и в части подготовки специалистов по обслуживанию самолетного парка и других служб, существующих в данной области.

активе КАКАС должна быть отмечена разработка проекта унифицированных нормативных актов гражданской авиации государств региона, в рамках которых в числе прочего отражены положения о предотвращении незаконных актов, угрожающих безопасности гражданской авиации, определены правомочия командира и других членов экипажей гражданских воздушных судов.

Сотрудничество в области регулирования деятельности гражданской авиации между странами — бывшими союзными республиками СССР осуществляется преимущественно на основе двусторонних соглашений. Однако все такие соглашения учитывают в качестве базовых положения Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 21 декабря 1991 г. В соответствии с этим документом был провозглашен подвергшийся затем обоснованной критике специалистов-международников тезис «единого воздушного пространства» государств — членов Содружества, что не сообразовалось ни с принципом государственного суверенитета в отношении воздушной территории каждой страны, ни с реальной последующей практикой в этой области. Необходимую корректировку в этот вопрос внесло заключенное вскоре (15 мая 1992 г.)   Соглашение об использовании воздушного  пространства  государств — членов СНГ, которое закрепило все установившиеся в международной практике принципы использования гражданской авиации в международных сообщениях. С учетом его положений был образован и функционирует в качестве координирующего органа Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Важным элементом деятельности МАК является разработка проектов соглашений о сотрудничестве в сфере развития и поддержания международных воздушных сообщений между странами СНГ и государствами Западной Европы, Америки, Азии и Африки. Об эффективности работы МАК свидетельствует, в частности, тот факт, что рекомендованные им системы сертификации авиационной техники и стандарты восприняты практически всеми странами — членами СНГ и в результате включения таковых в заключаемые ими соглашения получили статус международных.


Информация о работе Роль международныж организаций в регулировании гражданской авиации