Правовой статус (его сходство и различие) дипломатических и консульских представительств, их должностных лиц и сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Если дипломатическое представительство возглавляется послом, то оно называется посольством, а если посланником или поверенным в делах, то дипломатической миссией. В современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного соглашения государств после установления между ними дипломатических отношений.

Файлы: 1 файл

Ulyakina_MPP.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

 Министерство образования и науки Российской Федерации

 

НОУ ВПО «Уральский Финансово-Юридический институт»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Международное право»

 

 

   


 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнил: студентка группы ЮФСПЗ - 1811

                                                       Уткина А.И.  

                                                                             Проверила Старший преподаватель

                                                       Коноплева Л. Л.                                                                                                                                                                                     

   

 

 

   

               

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

   Правовой статус (его сходство и различие) дипломатических и консульских представительств, их должностных лиц и сотрудников

Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.       Если дипломатическое представительство возглавляется послом, то оно называется посольством, а если посланником или поверенным в делах, то дипломатической миссией. В современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств.    Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного соглашения государств после установления между ними дипломатических отношений. Практика показывает, что во избежание возможных недоразумений и различных толкований достигнутых договоренностей в будущем страны предпочитают закреплять соглашения о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств в письменной форме: в совместных заявлениях, коммюнике, нотах.         Крупные государства имеют достаточно разветвленную сеть зарубежных дипломатических представительств. Достаточно, сказать, например, что по состоянию на январь 2005 г. в России, которая в то время имела дипломатические отношения со 186 государствами, были аккредитованы главы дипломатических представительств 154 государств и открыты 140 посольств. При этом сама Российская Федерация имела дипломатические представительства в 142 странах (к началу 2009 г. их количество возросло до 173).         Главы дипломатических представительств в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. подразделяются на три класса: класс послов и нунциев (посол Ватикана), аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев (посланник Ватикана), аккредитуемых при главах государств; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Принадлежность дипломатического представителя к тому или иному классу имеет значение только в вопросах определения их старшинства и этикета и не влияет на его функции, права, обязанности и привилегии, которые одинаковы у всех глав представительств. Договариваясь об обмене дипломатическими представителями, государства всегда устанавливают для них одинаковый класс, что подчеркивает равенство сторон.   В соответствии со ст. 4 Венской конвенции 1961 г. государство, которое решило направить нового посла, посланника или поверенного в делах в страну пребывания, должно предварительно получить у нее агреман, который представляет собой согласие компетентных властей соответствующего государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства. При этом Конвенция оставляет за принимающим государством право отказать в агремане без объяснения причин.            Если речь идет о замене главы дипломатического представительства, то агреман обычно запрашивается через действующего главу представительства. Он посещает ведомство иностранных дел и в устной форме сообщает министру или его заместителю о намерении своего правительства назначить нового посла. При этом работникам министерства передается справка, содержащая основные данные о кандидате, его образовании, служебной деятельности и семейном положении. Запрос агремана может также проводиться путем направления в ведомство иностранных дел специальной вербальной ноты. Ответ дается форме, аналогичной форме запроса. В том случае, если агреман запрашивается на главу представительства, впервые въезжающего в страну, с которой установлены дипломатические отношения, то запрос может делаться через дипломатические представительства в третьих странах.    Факт запроса агремана разглашать не принято. Это обусловлено тем обстоятельством, что гласность при отказе в выдаче агремана, как и сам отказ, может повлечь за собой осложнение, а то и резкое обострение отношений между государствами. Государство, получившее отказ, может в течение длительного времени после этого вообще не назначать своего представителя, автоматически понижая тем самым уровень своего дипломатического представительства в стране пребывания. Поэтому на запрос агремана не принято давать официальный отрицательный ответ. Сама задержка с ответом расценивается как свидетельство нежелания государства принимать соответствующую кандидатуру, и она, как правило, снимается.  После получения агремана назначаемому дипломатическому представителю выдается верительная грамота за подписью главы государства и министра иностранных дел назначающей (аккредитующей) страны. В верительной грамоте подтверждается, что данное лицо назначено в качестве дипломатического представителя и излагается просьба верить всему тому, что он будет говорить от имени своего правительства. Верительная грамота - чрезвычайно важный юридический документ: при ее наличии лицо может выполнять все дипломатические функции, предусмотренные международным правом, никаких дополнительных полномочий не требуется. Верительную грамоту дипломатический представитель вручает лицу, при котором он аккредитуется, в торжественной обстановке на личной аудиенции. 1           Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от существующей в нем практики, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Одно лицо может быть дипломатическим представителем аккредитующего государства одновременно в двух или более государствах, если со стороны последних не последуют возражения против этого. Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники - члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал (бухгалтеры, шифровальщики, делопроизводители, переводчики); обслуживающий персонал (водители, повара, садовники и т.п.). В ст. 1 Венской конвенции 1961 г. упоминаются также частные домашние работники, которые, однако, не признаются ею служащими аккредитующего государства. Дипломатические работники представительства, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, в то время как в состав административно-технического и обслуживающего персонала могут входить граждане страны пребывания.        Количество сотрудников, работающих в дипломатическом представительстве, определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия - аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. По этим основаниям в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1961 г. страна пребывания может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.         Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства. Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. О такой возможности говорит ст. 7 Венской конвенции 1961 г.       Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания - дипломатические ранги, которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования. Как показывает мировая практика, к числу таких званий в подавляющем большинстве государств относятся ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (в некоторых странах он называется Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр), советника, первого секретаря, второго секретаря, третьего секретаря и атташе.    В некоторых странах существует также градация внутри этих рангов. Так, в СССР еще в 1943 г. были установлены следующие ранги, которые и сегодня присваиваются российским дипломатическим работникам: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого и второго классов, советник первого и второго классов, первый секретарь первого и второго классов, второй секретарь первого и второго классов, третий секретарь и атташе. Служебные звания посла и посланника присваиваются главой государства, а все остальные - министром иностранных дел.

Не следует путать дипломатический ранг атташе (младший дипломатический ранг на иерархической лестнице) с должностью военного атташе, которая является промежуточной между должностями советника и первого секретаря.          Для обозначения совокупности глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, в международном праве используется термин "дипломатический корпус". В широком смысле этот термин выражает понятие, включающее также всех дипломатических работников и членов их семей, находящихся в стране пребывания. Дипломатический корпус не является организацией и не имеет прав юридического лица. Его назначение носит в основном представительский и церемониальный характер. Главой дипломатического корпуса является дуайен - руководитель дипломатического представительства, старший по классу и времени пребывания в данной стране. В некоторых католических странах дуайеном всегда является папский нунций. Дуайен выступает от имени всех иностранных дипломатических работников во время проведения официальных государственных мероприятий в стране пребывания и может рассматривать отдельные споры между членами дипломатического корпуса (например, по вопросам старшинства).        Как это определено в ст. 3 Венской конвенции 1961 г., дипломатические представительства выполняют следующие основные функции:

- представительство аккредитующего  государства в государстве пребывания;

- защита в государстве  пребывания интересов аккредитующего  государства и его граждан  в пределах, допускаемых международным  правом;

- ведение переговоров  с правительством государства  пребывания;

- выяснение всеми законными  средствами условий и событий  в государстве пребывания и  сообщение о них правительству  аккредитующего государства;

- поощрение дружественных  отношений между аккредитующим  государством и государством  пребывания в развитии их взаимоотношений  в области экономики, культуры  и науки.       Кроме того, Конвенция предусматривает возможность осуществления дипломатическим представительством консульских функций.  Деятельность дипломатического представительства прекращается в случаях: 1) прекращения существования аккредитующего государства или государства пребывания; 2) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; 3) начала между ними военных действий. Деятельность любого дипломатического работника в государстве пребывания, включая главу представительства, может быть также прекращена в связи с его отзывом аккредитующим государством или объявлением "persona non grata" (нежелательным лицом) государством пребывания в случае совершения им действий, несовместимых с его официальным статусом (шпионаж, грубое вмешательство во внутренние дела государства пребывания и т.п.). В случае отзыва главы дипломатического представительства он или его преемник вручает главе государства пребывания или его министру иностранных дел соответствующие отзывные грамоты.           Наряду с дипломатическими, государства поддерживают друг с другом консульские отношения и по взаимному согласию обмениваются консульскими представительствами. Как правило, установление дипломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских. В то же время консульские учреждения могут открываться на территории государств, которые не поддерживают друг с другом дипломатических отношений, а разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений между ними.2

В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции:           - охрана и защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), оказание им помощи и содействия, а также обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства;          - содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;              - выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;      - выдача паспортов и виз, исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера;             - передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений в соответствии с действующими международными соглашениями или правилами государства пребывания;     - оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажу;       - выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

В государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые дипломатические функции.           Количество и класс консульских учреждений, их местонахождение определяются соглашением между государствами. При этом, в отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства, а в пределах консульского округа, границы которого также определяются по взаимному согласию и, как правило, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц государства.    Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. По своим функциям и характеру работы они мало отличаются друг от друга. Генеральное консульство обычно открывается в крупных портовых и промышленных центрах и иных населенных пунктах, где представляемое государство имеет особые интересы, консульство - в городе, меньшем по размерам и значению. В некоторых случаях генеральный консул может быть руководителем всех остальных консулов своего государства в стране пребывания или в отдельной ее части.       В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса в соответствии с названиями консульств, которыми они руководят: 1) генеральный консул; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент. При этом в генеральном консульстве кроме генерального консула могут работать несколько консулов, вице-консулов, консульских атташе, являющихся его заместителями или помощниками. Точно так же и в консульстве кроме его главы (консула) могут работать несколько сотрудников, именуемых вице-консулами или

 

консульскими атташе. Кроме консульских должностных лиц к работникам консульского учреждения также относятся консульские служащие (административно-технические работники) и работники обслуживающего персонала.        Особый вид консульского учреждения - консульский отдел в дипломатическом представительстве, в котором работают сотрудники дипломатического представительства, выполняющие консульские функции. В связи с этим обычно различают консулов "отдельных" (работающих в консульских учреждениях) и консулов "отдельских" (работающих в консульских отделах дипломатических представительств).    Кроме "отдельных" и "отдельских" консулов существуют также нештатные или почетные консулы, полномочия которых, однако, ограничены по сравнению с полномочиями штатных консульских должностных лиц. Почетные консулы, как правило, назначаются из числа граждан представляемого государства или государства пребывания, достаточно известных в данном населенном пункте и являющихся адвокатами, предпринимателями или общественными деятелями. Почетные консулы не состоят на государственной службе и выполняют консульские функции параллельно с ведением собственного бизнеса. Заработной платы они не получают и содержатся за счет консульских сборов, взимаемых за оказанные ими услуги.           В последние десятилетия институт почетных консулов получил в мире достаточно широкое распространение. В некоторых странах (Швеция, Финляндия, Дания) их число значительно превышает количество штатных консулов. Что касается нашего государства, то до 1976 г. СССР не принимал иностранных почетных консулов и не назначал своих за границу. В настоящее время ситуация в этой области изменилась и число почетных консулов иностранных государств в России и российских за рубежом неуклонно увеличивается. Приказом МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено специальное Положение о почетном консуле Российской Федерации. 3           Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Первым главе консульского учреждения выдается специальный документ - консульский патент, в котором удостоверяется его должность, а также по общему правилу указываются его полное имя и фамилия, категория или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет патент или подобный ему акт правительству того государства, на территории которого глава учреждения должен приступить к работе. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения со стороны государства пребывания, которое называется экзекватурой и оформляется в виде отдельного документа или наложения компетентным лицом разрешительной надписи на самом консульском патенте. В случае отказа в выдаче экзекватуры государство пребывания не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.          Другие должностные лица консульского учреждения в соответствии со ст. 19 Венской конвенции 1963 г., за небольшими исключениями, свободно назначаются представляемым государством на соответствующие должности. Тем не менее в соответствии с Конвенцией представляемое государство должно заблаговременно сообщать государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем чтобы государство пребывания могло, если оно этого пожелает, осуществить свои права, предусмотренные п. 3 ст. 23 Конвенции. Этот пункт устанавливает, что "лицо, назначенное в качестве работника консульского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение.  Прекращение функций работников консульских учреждений в соответствии со ст. 25 Венской конвенции 1963 г. происходит в случаях: уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении их функций; аннулирования экзекватуры; уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать их работниками консульского персонала. Кроме того, сами консульские учреждения могут прекратить свою работу в случае начала войны между представляемым государством и государством пребывания, закрытия консульства или когда территория консульского округа включается в состав территории другой страны.  Зарубежные органы внешних сношений государств, их сотрудники и члены семей последних наделены по международному праву определенными иммунитетами и привилегиями. При этом под иммунитетом (от лат. immunitas - "независимость", "неподверженность") понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания, а под привилегиями - особые правовые преимущества.4         Особые права и преимущества предоставляются дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и их сотрудникам правом внешних сношений, для того чтобы обеспечить им нормальные условия работы, освободить от возможного принудительного воздействия со стороны властей страны пребывания. Кроме того, наличие, например, дипломатического иммунитета и привилегий объясняется тем, что дипломатическое представительство является органом суверенного государства - субъекта международного права, осуществляющего через свое представительство определенные официальные функции.    В доктрине международного права обычно различают привилегии и иммунитеты, относящиеся к помещениям консульских учреждений и дипломатических представительств, их работе, а также личные привилегии и иммунитеты главы и персонала зарубежных органов внешних сношений государств. Их содержание регулируется в основном теми же международно-правовыми актами, которые определяют статус и функции этих органов и должностных лиц.         Помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит также специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Основанием для нарушения неприкосновенности представительства не могут служить и события форс-мажорного характера, такие, например, как пожар, стихийные бедствия и т.п. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество вместе со средствами передвижения представительства также пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.     Представительство обладает также фискальным иммунитетом. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, также освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин. Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства также неприкосновенна, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Она доставляется штатными дипломатическими курьерами или дипломатическими курьерами ad hoc, которые обладают безусловной личной неприкосновенностью.   Государство пребывания предоставляет все возможности для выполнения функций представительства. Оно должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вместе с тем представительство аккредитующего государства может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик только с согласия государства пребывания, как правило, на основе взаимности.  Представительство и его глава обладают такой почетной привилегией, как право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.  Привилегии и иммунитеты консульского учреждения во многом схожи с изложенными выше. Его помещения неприкосновенны, и доступ в них возможен только с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства. Как и в случае с дипломатическим представительством, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства. Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения обладают фискальным иммунитетом. Архивы, документы и официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенны. В понятие иммунитета консульства входит также право пользоваться всеми подходящими средствами при сношениях со своим правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями в стране пребывания и в других странах. Для этой цели консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, телеграф, электронную почту и другие средства связи, посылать и получать кодированные и шифрованные депеши. С согласия властей государства пребывания консульство может установить радиопередатчик и пользоваться им.             Консульское учреждение имеет привилегию вывешивать государственный флаг представляемого государства и укреплять его герб на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.      В то же время объем иммунитетов консульского учреждения по ряду вопросов ограничен по сравнению с соответствующими иммунитетами дипломатического представительства. Например, в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульского учреждения на проникновение в помещение учреждения представителей местных властей предполагается, а компетентные власти государства пребывания могут потребовать вскрыть консульскую вализу (почтовый мешок консульского курьера) в том случае, если у них есть серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования.

Право на неприкосновенность помещений, архивов, документов и корреспонденции, на освобождение от налогообложения, на свободу сношений с правительством посылающего государства, его зарубежными органами внешних сношений, а также на использование флага и герба закрепляется международным правом также за постоянными представительствами государств при международных организациях и специальными миссиями.          Объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых сотрудникам дипломатического представительства, различается в зависимости от того, к какой категории персонала принадлежит данное лицо.    Так, например, члены дипломатического персонала пользуются привилегиями и иммунитетами в полном объеме. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.         Дипломатические работники пользуются полным иммунитетом от уголовной, а также с некоторыми изъятиями от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, и в отношении их по общему правилу не могут применяться исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции членов дипломатического персонала своего представительства.         Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это правило в значительной степени распространяется также на его бумаги,

 

корреспонденцию и имущество.       Дипломатические работники освобождаются от большинства государственных и муниципальных личных и имущественных налогов, сборов и пошлин, от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой. Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если только нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. В последнем случае досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.        Все перечисленные права, иммунитеты, привилегии в соответствии с международным правом в полном объеме распространяются на членов семьи дипломата, живущих вместе с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций. 5 На административно-технический персонал дипломатического представительства и членов их семей, живущих вместе с ними и не являющихся гражданами государства пребывания, распространяется большинство привилегий и иммунитетов дипломатических работников. В то же время иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на такие действия этих лиц, которые совершены ими при исполнении своих профессиональных обязанностей. Административно-технические работники могут беспошлинно ввозить предметы на территорию государства пребывания лишь для первоначального обзаведения, и их личный багаж не освобождается от таможенного досмотра. Что касается членов обслуживающего персонала дипломатических представительств, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.     Примерно так же происходит распределение привилегий и иммунитетов между различными категориями сотрудников представительств государств при международных организациях и специальных миссий. Иммунитеты и привилегии сотрудников консульских учреждений также зависят от того, к какой категории работников они принадлежат. Наиболее значительны они у консульских должностных лиц. Тем не менее они значительно уже, чем у дипломатических работников. Это видно, в частности, из того, что консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В иных случаях они не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.     Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением некоторых категорий исков гражданско-правового характера.      Международное право допускает вызов всех категорий работников консульских учреждений в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Тем не менее если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства. 6  Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением, в частности: косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания; налогов на наследственное имущество, или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания; налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Работники обслуживающего персонала консульского учреждения освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за свою работу.

Информация о работе Правовой статус (его сходство и различие) дипломатических и консульских представительств, их должностных лиц и сотрудников