Правотворчество в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Вступив в новый век, не говоря уже о тысячелетии, невольно хочется оглянуться на прошлое и попытаться заглянуть в будущее. На протяжении всей истории войны были бичом человечества, считаясь нормальным методом решения межгосударственных проблем. Трудно даже представить, какие колоссальные жертвы были принесены войнами.
XX век оказался самым жестоким из всех времен, известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Жертвы измерялись десятками миллионов. Человечество вступило в XXI век, который характеризуется нарастающим процессом глобализации. В результате каждый человек связан с другими людьми многообразными отношениями. Образуется единое мировое сообщество.

Содержание работы

Введение 3
1. Правотворчество в международном праве в XIX в. 4
2. Особенности международного правотворчества 6
2.1 Судебный прецедент и доктрина. 8
2.2 Международный правовой обычай. 10
2.3 Международный нормативный договор. 12
2.4 Международный нормативный правовой акт. 16
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

 Процесс  образования обычно-правовых норм  состоит, как правило, из  трех  этапов: а) подтверждение осуществления  определенных актов – прецедентов  поведения субъектов; б) убеждение  в необходимости признания осуществления  этих актов обязательными правилами  поведения; в) утверждение признания  осуществления этих актов обязательными  правилами поведения с помощью  судебного прецедента (в случае  возникновения спора).

Такими актами могут быть акты, составляющие весь круг актов внешнеполитических ведомств, решения и практика исполнительных органов, постановления международных  и национальных судов, межгосударственные соглашения и т.п. 

2.3 Международный нормативный договор.

 

 Договорный  процесс создания международно-правовых  норм представляется по всем  канонам юридической логики оптимальным  по факту существования формализованного  письменного акта, применение которого  может быть обеспечено через  Международный суд5.

Процесс заключения международных договоров может  быть подразделен на стадии. К ним  относятся составление и принятие текста договора, установление аутентичности  текстов договора и выражение  согласия на обязательность договора6.

Процесс принятия международного договора как основного  источника международного права  весьма формализован и протекает  в многочисленных стадиях, которые  служат дополнительной гарантией его  нормативности для сторон. Однако в общих чертах процесс принятия международного договора протекает  в таких же стадиях, как и процесс  принятия внутригосударственных нормативных  договоров.

В процессе договорного правотворчества можно  выделить следующие стадии:

1) инициативу  и предложение заключить договор;

2) рассмотрение  предложения другой стороной  договора;

3) принятие  текста договора и установление  его аутентичности (подлинности,  достоверности);

4) заключение  договора (выражение согласия на  обязательность договора);

5) регистрация  и опубликование договора;

6) вступление  договора в законную силу (введение в действие).

Дополнительно, как особенности международного договорного процесса, можно выделить такие стадии (уже входящие в перечисленные  выше) как: констатация факта представительской  правоспособности осуществить процедуру  заключения договора, принятие договорного текста,  определение параметров аутентичности договорного текста, подтверждение факта свободного волеизъявления сторон договора на согласие его обязательности, формулирование оговорок как фактор обеспечения его универсальности, подписание, ратификация и т д.

Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение одной  стороны заключить договор с  одновременным предложением проекта  договора.

Договоры  заключают специально уполномоченные на то лица, полномочия которых, как  правило, закрепляются в специальном  документе (Полномочиях) в соответствии с внутренним законодательством  государств или правилами  международной  организации, являющихся стороной в  этом договоре.

Например, в  Федеральном законе «О международных  договорах Российской Федерации» 15 июля 1995 года N 101-ФЗ предусматривается, что в предусмотренных законом случаях без специальных полномочий ведут переговоры и подписывают международные договоры РФ: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа7.

Подготовка  и принятие текста договора происходит тремя способами: проведением переговоров, на международных конференциях и  в международных организациях. Согласно п.1 ст.9 Венской конвенции о праве  международных договоров 1969 года, «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его  составлении…».

В международных  организациях тексты договоров принимаются  согласно правилам этих организаций.

Практика  выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях – консенсус, т.е. принятие текста договора без голосования, согласованием  позиций сторон и при отсутствии официальных возражений сторон.

Установление  аутентичности (подлинность и достоверности) текста договора осуществляется либо парафированием (постраничное проставление инициалов представителей сторон), либо подписанием ad referendum (условное подписание, нуждающееся в последующем подтверждении).

Выражение согласие на обязательность договора является отдельной стадией международного договорного правотворческого процесса. После нее договор приобретает  признаки нормативности.

Статьи 11 Венских  конвенций 1969 и 1986 годов установили следующие способы выражения  согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация, принятие договора, его утверждение, присоединение к нему либо иные способы  по договоренности сторон.

Ратификация предполагает утверждение договора внутренними органами государства (как правило, парламентом или  главой государства) и обмен ратификационными грамотами или их сдачу депозитарию.

Регистрацией  международных договоров до Второй мировой войны занимался Секретариат  Лиги Наций. С образованием ООН все  ее члены, обязаны регистрировать свои договоры в Секретариате ООН, иначе  они не вправе ссылаться на договор  ни в одном из органов ООН. Секретариат  ООН при первой же возможности  публикует договоры в специальных  сборниках, что является профилактикой  существования тайной дипломатии.

Необходимо  отметить, что вступившие в силу для РФ международные договоры, решения  о согласие на обязательность которых  для РФ приняты в форме федерального закона, а также вступившие в силу для РФ иные международные договоры (за исключением межведомственных) подлежат официальному опубликованию  по представлению МИДа РФ8.

Эти договоры подлежат опубликованию в «Собрании  законодательства Российской Федерации» а также в «Бюллетене международных  договоров».

Международные договоры Российской Федерации межведомственного  характера  опубликовываются по решению  федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены  такие договоры, в официальных  изданиях этих органов9.

Вступление  договора в силу является последней  стадией международного договорного  правотворческого процесса.

Договоры  вступают в силу в сроки указанные  в самом договоре.

Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении определенного  срока  после подписания; 3) с указанной  в договоре даты.

Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратификации, обусловлен их характером.

Двухсторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленного срока (часто – тридцати дней) со дня  обмена грамотами.

Многосторонние  договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока  после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи  на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы10.

 

2.4 Международный нормативный правовой акт.

 

Под понятие  нормативных правовых актов в  международном праве можно отнести  некоторые акты международных организаций. Процесс правотворчества в международных  организациях весьма разнообразен и  многолик, и зависит всецело от внутренних правил организаций.

Международная организация обычно не вправе становиться  правотворческим органом. Однако государства-участники  могут использовать организацию  для нормотворческой деятельности. Например, государства-члены ООН  обязаны соблюдать резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН и  Совета Безопасности ООН. Однако, как  правило, вслед за резолюцией заключается  договор в виде приложения к ней, и именно договор, а не резолюция  получает силу источника права. Но на практике это случается не всегда.

Также в рамках ООН и других международных организаций  действуют принимаемые их органами акты, являющиеся внутренними нормами  организации и обязательные для  исполнения всеми ее участниками. Примером являются предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН.

Процесс принятия нормативных актов международных  организаций начинается с проявления правотворческой инициативы, субъектами которой могут быть государства-члены, структурные подразделения организации, и ее должностные лица. Как правило, инициатива проявляется в форме  постановки проблемы, реже – в форме  готового проекта правового акта. Далее следует внесение предложения  на повестку дня органа, где он обсуждается  или передается на рассмотрение специально предусмотренным структурным подразделениям организации. Этап принятия решения  по акту проходит либо в форме голосования, либо достижением консенсуса при  отсутствии официальных возражений. Таков порядок приятия актов  в Генеральной Ассамблеи ООН и Совете Безопасности ООН.

Нормотворческий процесс в ЕС представлен тремя  институтами: Совет, Комиссия, Европейский парламент.

Таким образом, зависимости от предмета, нормативные  акты в рамках Договора, учреждающего Европейское сообщество, могут быть приняты тремя органами в соответствии с определенной процедурой, закрепленной в учредительных договорах: Европейским  парламентом, действующим совместно  с Советом, Советом, действующим  самостоятельно, и Комиссией, которой  Совет  во многих случаях делегирует полномочия. Во многих специальных  сферах в правотворчество вовлекаются  Суд аудиторов, Экономический и  Социальный комитеты, Комитет регионов, Европейский Центральный банк, европейский Инвестиционный банк 11.

Сегодня право  ЕС и в том числе и правотворческий  процесс стоят на пороге существенных изменений связанных с процессом  принятия единого Конституционного договора Союза. В целом же правотворческий  процесс в ЕС весьма сложен, и  переменчив, что может служить  темой для отдельного исследования. «Но в действительности это право  хорошо организованно, систематизировано  и внутренне согласованно. Трудности  его восприятия порой объясняются  только одним обстоятельством –  своеобразием самого права, природа  которого не позволяет проводить  прямых аналогий ни с международным, ни с внутригосударственным правом»12.

 

 

Заключение

 

Особую роль играет исследование процесса правотворчества в истории международного права.

Нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему  их согласованную волю. Поэтому такие  соглашения и являются источниками  международно-правовых норм.

В международных  отношениях XIX в. в первую очередь  отмечается резкое сокращение количества войн. Своего апогея эта тенденция достигла в первой половине XIX в., когда европейские государства вышли на новы уровень своих взаимоотношений, фактически осуществляя управление потенциальных военных конфликтов.

Конституция РФ закрепила приоритет общепризнанных норм и принципов международного права. Это же закреплено и в законодательстве многих стран, в силу чего международные  нормы твердо вошли в правовые системы и правовую жизнь этих государств. На сегодняшний день, нормы  международного права закреплены в  различных источниках права, принимаемых  многочисленными субъектами международного права. Соответственно, процесс принятия  данных источников также многогранен  и разнообразен.

Следует также  отметить, что международное правотворчество имеет общую природу с внутригосударственным правотворчеством. Правотворческий процесс протекает в тех же стадиях и имеет своим результатом те же формы принятия норм права (нормативный правовой акт, юридический прецедент, правовой обычай и нормативный договор) что и внутригосударственное право. Вместе с тем международное правотворчество характеризуется особенностями стадий правотворческого процесса иным значением конкретных форм права. Основными источниками здесь являются нормативный договор и правовой обычай, тогда как во внутригосударственном праве преимущественное значение имеют нормативный правовой акт и юридический прецедент. 

Литература

 

  1. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.
  2. Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984.
  3. Бекяшева К.А. Международное публичное право: Учебник. - М., 2004.
  4. Броунли Я. Международное право. Книга Первая. Перевод С.Н. Андрианова. - М., 1977.
  5. Выступление заместителя Генерального секретаря ООН В. Петровского на заседании Комиссии международного права ООН 19 июля 1994 г. (Официально опубликовано не было) // lawfac.bip.ru
  6. Грузное А.Г., Кененов А.А., Рождественская Г.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. - Смоленск, 1995.
  7. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. - М., 1991.
  8. Колосов Ю.М. Международное право: Учебник. - М., 2000.
  9. Кузнецов В.И. Международное право: Учебник. - М., 2001.
  10. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. - М., 1997.
  11. Лукашук И.И. Международное право: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  12. Международное право: Учебник/Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М., 2004.
  13. Международное право/Под ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкой. - М., 2004.
  14. Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.
  15. Пушмин Э.А. Международный юридический процесс и международное право. - Кемерово, 1980.
  16. Тункин Г.И. Международное право: Учебник. - М., 1994.
  17. Лукашук И. И. Нормы международного права в международной правовой системе. М., 1997.  
  18. Медяков А. С. История международных отношений в Новое время. М. 2007. 
  19. Международные право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колоссов, В.И. Кузнецов. М., 1999.
  20. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учения. М., 1999.
  21. Клочкова Ю.А. Межинституциональное взаимодействие в правотворчестве Европейского Союза. //  Юрист-Правоведъ, 2006, №1.
  22. Топорнин Б.Н. Европейские Сообщества: право и институты (динамика развития). М., 1992.
  23. Джамалдинов С.А., Иваненко В.С. Вопросы официального опубликования международных договоров в России // «Правоведение» №1, 2004.

Информация о работе Правотворчество в международном праве