Права человека в законодательстве РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.
Права человека подлежат защите на международном и национальном уровнях. Главенствующая роль в системе защиты прав человека принадлежит международному праву, на уровне которого действует ряд транснациональных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека. В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений в данной сфере правоотношений. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество.

Файлы: 1 файл

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

Как видно  из изложенного, в Конституции и  других законодательных актах Республики Беларусь нашли отражение практически  все признанные международным сообществом  политические права и свободы  человека.

В развитие межгосударственного сотрудничества и обеспечения прав и свобод граждан 26 мая 1995 года государства-участники  Содружества Независимых Государств приняли Конвенцию о правах и основных свободах человека. В ней закреплен практически весь перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и в пактах о правах человека.

Органы  государственного управления Республики Беларусь активно участвуют в  диалоге с различными международными организациями по вопросам, касающимся прав человека в нашей республике.

Признавая приоритет общепризнанных принципов  международного права, Республика Беларусь приняла на себя обязательства в  отношении большого количества многосторонних международных договоров. Заключенных  в рамках ООН, касающихся конкретных видов нарушений прав человека. Так, Беларусь – участница Конвенции  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания, Международной конвенции  о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенции  о правах ребенка и др.

Кроме того, закрепленное в целом ряде международных  документов положение о том, что  каждый имеет право на жизнь, также  является одним из основополагающих прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного  блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком  с момента его рождения. При  лишении жизни человека все его  другие естественные права теряют смысл, поскольку исчезает их носитель. Поэтому  общепризнанное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, носит всеобъемлющий характер, взаимосвязанный  с вопросом о правомерности лишения  человека жизни, в том числе и  посредством применения смертной казни  в качестве уголовного наказания.

В течение  всего времени существования  человечества ведутся споры по вопросу  необходимости смертной казни. Причем как ее противники, так и сторонники не привели достаточных аргументов ее влияния на преступность как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения.

Применение  или неприменение смертной казни  – одна из проблем, разрешение которой  осуществляется в различных странах  далеко не однозначно. Каждая страна приходит к отмене этого вида наказания  своим путем, причем для выработки  такого решения нередко требуется  весьма длительное время.

21 декабря  2010 года на сессии Генеральной  Ассамблеи ООН была принята резолюция с призывом ко всем государствам «постепенно ограничивать применение смертной казни и сокращать число преступлений, которые могут караться смертной казнью», «ввести мораторий на приведение смертных приговоров в исполнение» с последующей отменой высшей меры наказания.

Обязательной  силы эта резолюция не имеет. Смертная казнь не запрещена международным  правом, более того – международный  пакт по гражданским и политическим правам разрешает ее применение за наиболее тяжкие преступления. Однако в мире наблюдается устойчивая тенденция  к отмене высшей (или исключительной) меры наказания. Так, в 2008 году полностью  отказались от применения смертной казни 138 стран, по состоянию на 2010 год 140 стран  мира отменили данную меру наказания. При этом реально смертная казнь применяется в 25 государствах, причем в основном только за совершение отдельных особо тяжких преступлений, совершенных в военное время, а не за так называемые общеуголовные преступления.

Отказ от смертной казни – это внутреннее дело каждой страны, не ее обязанность, а право, реализуемое в рамках решения задач по обеспечению  правопорядка и нормальной жизнедеятельности  общества в соответствии с определенными  национальными особенностями и  традициями.

Республика  Беларусь, следуя международным тенденциям, последовательно предпринимает  активные шаги, направленные на ограничение  применения смертной казни. В первую очередь, следует отметить развитие законодательства в этом направлении.

В статье 24 Конституции Республики Беларусь говорится том, что смертная казнь  до ее отмены может применяться в  соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда, тогда как в Конституции Республики Беларусь 1978 года данный вопрос вообще не оговаривался. Это свидетельствует  о том, что наше общество и государство  ставят в перспективе цель – отмену смертной казни.

В ныне действующем  Уголовном кодексе по сравнению  с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 г. сфера возможного применения данной меры наказания сокращена  более чем в два раза (по 14 составам преступлений вместо 30). Кроме того, смертная казнь не применяется к  лицам моложе 18 лет, женщинам, а также  мужчинам старше 65 лет.

Также сейчас санкции всех статей Уголовного кодекса, предусматривающих возможность  вынесения смертного приговора, допускают выбор судом наказания  в виде либо смертной казни, либо пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы. То есть у суда есть альтернатива в  выборе вида наказания. Суды в нашей  стране, как и в других цивилизованных странах, независимы и подчиняются  только закону.

Таким образом, развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регламентирующего  применение смертной казни, свидетельствует  о том, что оно имеет тенденцию  к сокращению использования этого  вида наказания.

О такой  же тенденции свидетельствует и  судебная практика.

Согласно  данным статистики, в нашей стране за последние годы существенно снизилось  количество вынесенных смертных приговоров. Со времени введения такой меры наказания, как пожизненное заключение, число  смертных приговоров в республике сократилось  с 46 в 1997 году до 3 в 2011 году. В 2012 году наказание  в виде смертной казни не назначалось.


Информация о работе Права человека в законодательстве РБ