Права человека в законодательстве РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.
Права человека подлежат защите на международном и национальном уровнях. Главенствующая роль в системе защиты прав человека принадлежит международному праву, на уровне которого действует ряд транснациональных документов, в которых закреплены общепринятые права и свободы человека. В системе Организации Объединенных Наций к настоящему времени заключено свыше 60 различных соглашений в данной сфере правоотношений. Этими документами охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество.

Файлы: 1 файл

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 32.30 Кб (Скачать файл)

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Права человека – это совокупность предназначенных  природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность  достойной жизни в обществе.

Права человека подлежат защите на международном и  национальном уровнях. Главенствующая роль в системе защиты прав человека принадлежит международному праву, на уровне которого действует ряд  транснациональных документов, в  которых закреплены общепринятые права  и свободы человека. В системе  Организации Объединенных Наций  к настоящему времени заключено  свыше 60 различных соглашений в данной сфере правоотношений. Этими документами  охвачен широкий круг проблем, которыми обеспокоено все человечество. Основополагающим документом в области защиты прав человека можно назвать Международный билль о правах человека, состоящий из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах и Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

Права, которые  провозглашены в этих документах, имеют всеобъемлющий характер и  применимы для граждан всех государств независимо от степени их политического  и экономического развития.

В национальной системе защиты прав и свобод человека главная роль принадлежит государству, призванному обеспечивать равные возможности  для всестороннего развития и  полной реализации творческого потенциала каждого члена общества. Государство  является основным гарантом всего комплекса  прав и свобод человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных. Без создания социального  государства права и свободы  человека, декларируемые в обществе, остаются идеалом, не реализуемым в  действительности.

Социальное  государство призвано обеспечить защиту людей как полноценных личностей  на основе концепции, гарантирующей  человеку возможность одновременного пользования правами, свободами, духовными  и материальными благами. Оно  нацелено, прежде всего, на реализацию прав в экономической, социальной и  культурной сферах жизнедеятельности общества. При этом первоочередной задачей социального государства является не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий каждому гражданину.

Правовую  основу регулирования прав человека в Республике Беларусь составляют Конституция  Республики Беларусь (далее – Конституция), международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие права человека.

Республика  Беларусь с первых дней своей независимости  объявила о приверженности международному праву. С провозглашением государственного суверенитета и укреплением правовых гарантий личности как необходимого условия демократического государства, вопрос защиты прав человека приобрел особую актуальность.

Следует отметить, что в части обеспечения  прав человека Конституция полностью  соответствует международно-правовым стандартам. В частности, в ней  закреплено, что Республика Беларусь – социальное правовое государство. Конституция также воплотила  в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закрепленные в Международных пактах, и предусмотрела  необходимые гарантии их реализации.

Правовой  статус гражданина Республики Беларусь определяется в разделе II Конституции  – «Личность, общество, государство».

Так, статья 21 Конституции высшей целью государства  провозгласила обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. Согласно части второй указанной  статьи, государство гарантирует  права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах  и предусмотренные международными обязательствами государства.

Принципиальным  положением в области прав человека согласно Конституции является равенство  перед законом и право каждого  без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22 Конституции).

Основными правами граждан в социально-культурной сфере являются:

право на труд, на отдых, на справедливое вознаграждение труда (статьи 41, 42, 43 Конституции);

право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях  здравоохранения (статья 45 Конституции);

право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца  и в других случаях, предусмотренных  законом (статья 47 Конституции);

право на жилище (статья 48 Конституции);

право на образование (статья 49 Конституции);

право на участие в культурной жизни (статья 51 Конституции).

В Республике Беларусь, начиная с 1990 года, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с правами человека и их защитой, а также отражающих нормы международных договоров  в этой области.

Так, статьей 11 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) закреплено права:

на труд как наиболее достойный способ самоутверждения  человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и  работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей;

на здоровые и безопасные условия труда;

на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений;

гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, на ежедневный, еженедельный отдых  и отпуск;

социальное  страхование, пенсионное обеспечение  и гарантии при профессиональном заболевании, трудовом увечье, инвалидности и потере работы.

Изложенные  выше положения ТК, в свою очередь, нашли закрепление, конкретизацию  и развитие в ряде законодательных  актов Республики Беларусь и решениях Правительства Республики Беларусь.

Так, Законом  Республики Беларусь «О занятости населения  в Республике Беларусь» определяются правовые, экономические, социальные и  организационные основы регулирования  занятости населения, закреплены государственные  гарантии в сфере занятости (бесплатная профессиональная подготовка и переподготовка, содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, возможность  участия в оплачиваемых общественных работах, получение бесплатной информации свободных рабочих местах и другие).

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что граждане Республики Беларусь имеют право на государственное  пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца  и в иных случаях, предусмотренных  названным Законом. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан регламентируется специальным законодательством.

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»  устанавливает основы правового  регулирования системы социального  обслуживания, порядок предоставления и получения социальных услуг. В  последнее время сеть учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, а также перечень таких услуг значительно расширились. Развитие системы идет по пути адресности оказания социальной помощи.

Право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования  гарантируется гражданам Кодексом Республики Беларусь об образовании. Кодексом предусмотрены различные формы получения образования, включая дистанционную, определены различные типы и виды учреждений образования, предоставлена возможность получения образования за плату. В соответствии с предписаниями Указа Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в государственных учреждениях высшего образования, учреждениях высшего образования потребительской кооперации и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе» создана система кредитования граждан, получающих образование за плату. При этом выпускникам, обучавшимся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, гарантировано первое рабочее место.

Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» установлено, что граждане имеют  право на охрану здоровья, обеспечиваемое, помимо прочего, предоставлением населению  доступной медицинской помощи, включая  бесплатное лечение в государственных  организациях здравоохранения.

Государственным организациям здравоохранения законом  предоставлено право оказывать платные медицинские услуги, которые являются дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (к примеру, косметологические услуги, пластическая хирургия, за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям и т. п.).

Обеспечение юридических гарантий получения  или приобретения жилых помещений  гражданам Республики Беларусь, нуждающимся  в улучшении жилищных условий  гарантируется Жилищным кодексом Республики Беларусь.

Государственная поддержка в этой области оказывается  в виде предоставления отдельным  категориям граждан жилых помещений  социального пользования, предоставления служебных жилых помещений гражданам  в связи с характером их трудовых отношений, как правило, на время  работы, а также выделения льготных кредитов, субсидий и безвозмездной  финансовой помощи для улучшения  жилищных условий.

Для достижения основных целей социального государства, Законом Республики Беларусь «О государственных  минимальных социальных стандартах»  гарантируются государственные  минимальные социальные стандарты, обеспечивающие реализацию закрепленных Конституцией социальных прав граждан. Они представляют собой минимальный  уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных  социальных услуг, социальных пособий  и выплат.

В систему  таких стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные  социальные стандарты в областях оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального  обслуживания.

В соответствии со статьей 32 Конституции брак, семья, материнство, отцовство и детство  находятся под защитой государства. Эти нормы получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь о  браке и семье (далее – КоБС). В нем нашли отражение основные направления политики государства в области регулирования брачно-семейных отношений, которая направлена на защиту семьи в целях ее укрепления и недопущения ослабления или разрушения семейных связей, установления равенства прав супругов, охрану детства и другие.

Статьей 193 КоБС в целях защиты личных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах установлено, что важнейшие события в жизни человека – рождение, брак, смерть, перемена имени, установление отцовства, усыновление, – подлежат обязательной регистрации. Учитывая важность этих событий, государство возложило обязанность по их регистрации на государственные органы. На территории республики это отделы загса местных исполнительных и распорядительных органов либо соответствующие исполнительные и распорядительные органы, Дома (Дворцы) гражданских обрядов, а за ее пределами – консульские учреждения нашей страны.

Руководствуясь  нормами статьи 36 Конституции и  статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об  общественных объединениях», статьи 2 Закона Республики Беларусь «О политических партиях», статьи 2 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», соответственно, граждане Республики Беларусь имеют  право по своей инициативе создавать  общественные объединения; граждане Республики Беларусь имеют право на свободу  объединения в политические партии; граждане Республики Беларусь добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.

При этом, статья 5 Конституции запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение  конституционного строя либо ведущих  пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 38 Конституции, а также положения  Избирательного кодекса Республики Беларусь предоставляют гражданам  право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или  косвенного избирательного права при  тайном голосовании. Избирательный  кодекс Республики Беларусь разработан в точном соответствии с положениями  Конституции Республики Беларусь. При  его подготовке в максимальной степени  были учтены предложения европейских  структур.

Нормы статьи 40 Конституции и статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан  и юридических лиц» устанавливают  право граждан на обращение в  организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний  и предложений.

Согласно  статье 50 Конституции и статье 12 Закона Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»  запрещено прямое или косвенное  ограничение прав и свобод граждан  за их принадлежность к национальному  меньшинству, а также попытки  ассимиляции против их воли.

Информация о работе Права человека в законодательстве РБ