Права человека. Международные старндарты в этой области.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе.

Содержание работы

Введение
1. Регламентация вопросов защиты социально-экономических и культурных прав и свобод гражданина в деятельности международных организаций
1.1. Устав ООН
1.2. МОТ - специализированное учреждение
1.3. Система защиты прав человека в рамках СЕ
2. Универсальные международные нормы и стандарты по защите социально-экономических и культурных прав и свобод человека
2.1. Право на труд в справедливых и благоприятных условиях
2.2. Право на отдых
2.3. Право на охрану здоровья
2.4. Право на социальное обеспечение
2.5. Право на достаточный уровень жизни
2.6. Право на охрану и помощь семье, матери и детям
2.7. Права, относящиеся к профсоюзам
3. Имплементация международных норм по защите социально-экономических и культурных прав и свобод человека во внутригосударственном законодательстве
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство  огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально  развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали  объектом международного регулирования.

Положениями Устава ООН  была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических  и культурных прав и свобод человека является разработка международных  соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового  статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

Анализ содержащихся в них норм, а также структура  и компетенции международных  органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является главной целью работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Регламентация вопросов  защиты социально-экономических  и культурных прав и свобод  гражданина в деятельности международных  организаций

 

1.1. Устав ООН

Основное предназначение Организации состоит в том, чтобы быть действенным механизмом, который в состоянии ответственно на правительственном уровне обсуждать коренные проблемы мировой политики и содействовать их решению, быть местом совместного поиска баланса разных противоречивых, но реальных интересов мирового сообщества государств.

Устав ООН играет исключительную роль в формировании системы коллективной безопасности и в выработке своеобразного кодексоповедения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях.

Устав ООН является первым в истории международных отношений  многосторонним договором, который  заложил основы мирового сотрудничества между государствами в поощрении  и развитии уважения к правам и  свободам человека.

Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. Он также обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии», тем самым возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.

В рамках ООН был принят целый ряд документов и решений, в которых подчёркивается юридический характер обязательств государств соблюдать основные права и свободы человека в соответствии с Уставом.

Действия государств в целях развития уважения к правам человека и их соблюдения, должны основываться на строгом соблюдении принципов ООН, перечисленных в ст. 2 Устава ООН. Все принципы, и прежде всего принципы суверенного равенства государств, добросовестного выполнения взятых обязательств, мирного разрешения международных споров, воздержания о угрозы применения силы, невмешательств во внутренние дела, имеют первостепенное значение для плодотворного сотрудничества в области прав человека.

ООН осуществляет сегодня  разнообразные виды деятельности, которые  направлены на реализацию одной из главных её уставных задач - содействие обеспечению и защите прав личности.

 

1.2. МОТ - специализированное  учреждение

В рамках Лиги Наций в 1919 году была создана Международная  Организация Труда, а в 1946 году она  стала первым специализированным учреждением ООН. Основной целью МОТ является международно-правовое регулирование труда в целях улучшения его условий. Характерная особенность, присущая этой организации, состоит в том, что в её работе принимают участие не только представитель государств-членов, но и на равных с ними представители трудящихся и представители предпринимателей этих стран. Высший орган МОТ - ежегодная Генеральная конференция. К помощи этой организации часто обращается международное и профсоюзное движение в борьбе за признание и реализацию прав профсоюзов. Также в задачи МОТ, согласно её Уставу, входит осуществление международно-правового регулирования и защиты профсоюзных прав и она действительно выполняет эту задачу, одобряя «профсоюзные» конвенции и рекомендации, принимая меры к их ратификации как можно большим числом государств-участников и исполнению (имплементации) ими норм конвенций в национальном законодательстве и на практике.

МОТ ведёт и большую  пропагандистско-просветительскую работу. МОТ, в порядке реализации своей функции оказания технической помощи, готовит кадры для профсоюзной работы, предоставляет через экспертов помощь в разработке национального законодательства о профсоюзах и контроле за его применением.

Генеральная конференция  МОТ разрабатывает и принимает  конвенции и рекомендации по различным  аспектам социальных и экономических прав. К настоящему времени МОТ принято почти 200 таких конвенций и рекомендаций. Они регулируют и конкретизируют практически весь комплекс прав, закреплённых в международном пакте об экономических, социальных, культурных и иных правах.

Одна из характерных  особенностей деятельности МОТ состоит  в том, что в этой организации  создана система развёрнутого международного контроля. Специфической чертой контроля, утверждённого в МОТ, является установление его над всеми членами организации. Такой контроль осуществляется независимо от ратификации той или иной конвенции, а в силу лишь самого факта участия в Организации. Этот контроль проводится и в отношении рекомендаций, которые не обладают обязательной юридической силой.

Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, изучая полученную информацию, подготавливает ежегодные доклады и направляет их Комитету конференции по применению конвенций и рекомендаций, создаваемому на период сессий. Выводы и замечания этого комитета вносятся в доклад, который и обсуждается на пленарных заседаниях конференций. Доклады и заключения, как и дискуссии на конференции, широко публикуются и не являются конфиденциальными.

Система контроля, разработанная  в МОТ, довольно развита и осуществляется в различных формах и разными методами.

 

1.3. Система защиты  прав человека в рамках СЕ

После принятия Устава ООН стали создаваться и организации, цель которых - защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации учреждены на всех континентах за исключением Азии.

Старейшей региональной организацией является Совет Европы. Конвенция открыта только для  государств-членов Совета Европы. Конвенция  защищает только гражданские и политические, а не социально-экономические права. Что же касается социально-экономических прав, то в рамках Совета Европы принята Европейская социальная хартия. Хартия предусматривает для своей имплементации только систему докладов государств-участников, рассматриваемых специально созданным для этого Комитетом экспертов.

Созданный в соответствии с Европейской Конвенцией механизм контроля является, по существу, наднациональной властью. Любое государство, вступающее в Совет Европы, должно не только присоединяться к Европейской Конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Созданный на базе Европейской  Конвенции по защите прав человека и основных свобод контрольный механизм далёк от совершенства. Он носит  в значительной степени компромиссный характер.

Контрольные органы, созданные  в рамках Совета Европы, обладают значительно большими полномочиями, чем различные комитеты ООН, учреждённые на основании универсальных конвенций.

Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека.

В 1996 году Россия вступила в Совет Европы.

 

 

2. Универсальные международные нормы и стандарты по защите социально-экономических и культурных прав и свобод человека

 

2.1. Право на труд в справедливых  и благоприятных условиях

Право на труд и его гарантии занимают одно из ведущих мест в каталоге социально-экономических свобод личности. Осуществление этого права необходимо прежде всего для человеческого существования, а также для обеспечения условий всестороннего развития личности.

Каждый человек имеет право  на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый имеет право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда, которое предусмотрено Пактом о гражданских и политических правах

Практической целью осуществления  на государственном уровне этого  индивидуального права является обеспечение работой всех желающих и предполагает эффективную защиту от безработицы. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации специально предписывает государствам-участникам «обеспечить равноправие каждого человека в отношении осуществления права на труд, включая защиту от безработицы».

Полная занятость является необходимым  условием реализации права на труд. Каждый гражданин имеет право свободного выбора места работы. Отказ в приёме на работу может быть оправдан только в случае отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендующего на работу. Необоснованные увольнения являются незаконными. Трудящийся может восстановиться в своей прежней должности в необходимых случаях и через суд. Одним из важных аспектов свободы выбора места работы является право менять место работы после соответствующего уведомления администрации предприятия или учреждения. При достижении пенсионного возраста трудящийся может по своему желанию продолжать работу, получая при этом как пенсию, так и зарплату, общий размер которых не должен превышать установленного максимума.

В Пакте об экономических, социальных и культурных правах особо подчёркивается необходимость принятия государствами  надлежащих мер, включая развитие профессионально-технического обучения, достижение экономического роста и обеспечение полной производительной занятости служащих целям полного осуществления права на труд.

Проблемы получения квалифицированной  работы, реализации свободы выбора места работы и принципа равной оплаты за равный труд характерны, в частности, для рабочих-мигрантов. Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах специально предусматривает, что иностранные рабочие должны пользоваться не менее благоприятными условиями, чем собственные граждане, в отношении приёма на работу, профессионального обучения, участия в профсоюзах и т.д.

Свобода труда охватывает и право  каждого лица на справедливые и благоприятные  условия работы. Это право, согласно включает:

А. Вознаграждение, обеспечивающее, всем работающим справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причём, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины с равной оплатой за равный труд, а также удовлетворительное осуществление для них самих и их семей;

Б. условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

В. одинаковую для всех возможность  продвижения в работе на соответствующие  более высокие ступени исключительно  на основании трудового стажа и квалификации;

 

Г. отдых, досуг и разумное ограничение  рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как  и вознаграждение за праздничные  дни.

Обращается внимание на необходимость установления минимальной зарплаты в тех отраслях промышленности и торговли, где имелась наиболее явная необходимость в гарантированном минимуме, ниже которого не должны опускаться заработки.

Минимальные ставки заработной платы должны устанавливаться с учётом таких факторов, как стоимость жизни, разумная и справедливая стоимость оказываемых услуг, заработная плата, предусматриваемая в сельскохозяйственных коллективных договорах за аналогичный или сопоставимый вид труда, и общий уровень заработной платы за качественно сопоставимый вид труда в иных имеющихся в данном районе отраслях деятельности, в которых работники достаточно хорошо организованы.

Критерии определения минимальных  ставок заработной платы перечисляются  и в Конвенции №131 1970 года об установлении минимальной заработной платы с  особым учётом развивающихся стран.

Информация о работе Права человека. Международные старндарты в этой области.