Международные стандарты прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия и содержания международных стандартов прав человека.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
изучить историю становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека;
охарактеризовать принципы и источники международного права прав человека;
раскрыть содержание международных стандартов прав человека;
а так же исследовать международные правовые акты по правам человека.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
2. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………...…….5
1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека………………………………………………5
2. Источники и принципы прав человека………………………………..9
3. Классификация прав и свобод человека……………………………..15
3. ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………..23
1. Международные стандарты прав и свобод человека……………….23
2. Международные правовые акты по правам человека………………29
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….35

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 66.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
  2. ГЛАВА  I.  ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………...…….5
    1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека………………………………………………5
    1. Источники и принципы прав человека………………………………..9
    2. Классификация прав и свобод человека……………………………..15

     3.  ГЛАВА  II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ И СВОБОД

          ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………..23

    1. Международные стандарты прав и свобод человека……………….23
    2. Международные правовые акты по правам человека………………29

     4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33

     5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………….35

 

ВВЕДЕНИЕ

     Право прав и свобод человека - отрасль международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и реализации этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за их соблюдением государствами. Данная тема заинтересовала меня тем, что проблема прав и свобод человека занимает одно из центральных мест в социально-политических и юридических науках. В ней сконцентрированна сущность политического строя общества, содержание, направленность и эффективность деятельности государственной власти и общественных правозащитных организаций. Последовательное осуществление прав и свобод на практике – основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности любого общества.

        В  современном мире проблемы защиты  прав человека выходят далеко  за пределы ведения отдельного  государства. Сформировались и  получили всеобщее признание  международные нормы и принципы  в области прав человека, являющиеся  стандартом, к достижению которого  должны стремиться все государства.  Эти нормы и принципы содержатся  в важнейших международно-правовых  документах в области прав  человека.

Объектом курсовой работы выступают правовые отношения, направленные на регулирование международных  стандартов прав человека. Предметом  исследования являются международные  стандарты прав человека.

          Целью курсовой работы является  исследование понятия и содержания  международных стандартов прав  человека.

Задачи курсовой работы заключаются  в следующем:

  • изучить историю становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека;
  • охарактеризовать принципы и источники международного права прав человека;
  • раскрыть содержание международных стандартов прав человека;
  • а так же исследовать международные правовые акты по правам человека.

Основной целью моей работы является, изучив всё выше перечисленное, получить четкое представление о  правах и свобод человека, определить источники, принципы и международные  стандарты прав и свобод человека, а так же международные правовые акты по правам человека.

 

 

 

 

Глава I. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

  1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека

Термин «международные стандарты прав человека» часто  встречается в научной юридической  литературе наряду с похожими понятиями  «общепризнанные принципы и нормы  международного права», «общепризнанная  концепция прав и свобод человека»  и др. Необходимо определить, в чем  суть данного понятия. Речь, по-видимому, идет о нормах и положениях глобальных и региональных международных документов по правам человека, которые со временем стали учитываться государствами  во внутреннем праве и правоприменении. Такие предложения стали рассматриваться как общепризнанные демократические стандарты в области прав человека.

Существенным  моментом в понятии международных  стандартов прав человека является то, что они не просто закрепляют перечень общепризнанных прав и свобод, но и устанавливают их объем, минимальный уровень, на котором должны эти права реализовываться. Поэтому реализация стандартов требует создания соответствующих международных и внутригосударственных механизмов.

Стандарты «адресуются  в первую очередь государствам, которые, обладая реальной властью и силой, в состоянии обеспечить уважение к правам и несут ответственность  перед своим народом, перед международным  сообществом за соблюдение прав человека». Международные стандарты прав человека должны трансформироваться в национальные законодательства, определяя ту планку, ниже которой цивилизованные государства  опускаться не могут. В связи с  тем что юридические, социальные, экономические и географические условия в мире различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления, поскольку в целом отражают те минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми.

На основе таких  подходов в науке сложилась точка  зрения, что международные стандарты  прав человека - это нормы современного международного права, предусматривающие  такие общедемократические требования и обязанности государств, которые  они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального  развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах. В науке нет  единого мнения по поводу того, насколько  приемлем термин «стандарты» для  обозначения норм международных  документов в сфере прав и свобод человека. В пользу этого термина  говорит то, что «эти документы  не наделяют отдельных лиц, группы лиц, население какими-либо правами. Их задача - либо побудить, либо обязать государства  предоставить соответствующим лицам  и коллективам определенные права  и свободы и обеспечить их осуществление  с помощью социальных и правовых средств, которыми государства располагают».

В настоящее время  актуальное значение приобретают дальнейшее развитие и конкретизация международных  договоров по правам человека, разработка в рамках ООН новых, более высоких  стандартов, соответствующих современному развитию мировой цивилизации, защите общечеловеческих интересов и ценностей. Для эффективной реализации международно-правовых стандартов, устранения противоречий между ними высказываются предложения  создать единый международный акт  по правам человека в виде кодекса, в котором следует собрать  воедино и систематизировать  все те многочисленные нормы, которые  разбросаны ныне по разным документам. Международный кодекс прав, свобод и обязанностей человека способствовал  бы единообразному пониманию принципов, идеалов и понятий, выражающих суть прав и свобод.

Всеобщая декларация заложила основы унификации в сфере  прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «всеобщее понимание  характера этих прав и свобод имеет  огромное значение для полного выполнения этого обязательства»[2], то есть решено было добиваться положения, при котором права человека понимались и трактовались бы одинаково в государствах с разными политическими системами, экономическим развитием и культурно-нравственными основами.

Основополагающее  значение должен иметь всеобщий стандарт свободы и справедливости, базирующийся на принципе, согласно которому человек свободен только тогда, когда может жить согласно пониманию свободы, принятому в его обществе». «О единых по содержанию нормах применительно к сотрудничеству по правам человека говорить не приходится. Различие политических, экономических, правовых систем, разные верования, обычаи, исторические традиции - все это приводит к тому, что правовой статус граждан двух государств может существенно отличаться, невзирая на то, что оба государства участвуют в одних и тех же международных соглашениях по правам человека. И все же следует предположить, что задача государств в сфере защиты прав человека состоит в том, чтобы сблизить, унифицировать правовое поле для индивида, сделать сопоставимым, сопрягаемым в данном вопросе национальные правопорядки. Быть может, пока следует говорить не об унификации, а более мягко - о гармонизации правового статуса личности, понимая унификацию и гармонизацию как различные стадии сближения правовых систем». Такая гармонизация представляется более возможной на региональном уровне, то есть в рамках группы государств, объединенных сходством политического строя, одинаковым уровнем экономического развития, общими культурными традициями, схожей системой ценностей.

Как показывает практика, в частности Европейского сообщества, интеграция, сближение, установление единых стандартов и механизмов их реализации протекают весьма успешно  и имеют большие перспективы. Вместе с тем необходимо также  установить критерии, которыми можно  руководствоваться в процессе создания международно-правовых стандартов прав человека.

В частности, такие  критерии были отражены в Резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» 241/120 от 4 декабря 1986 года. Согласно данной Резолюции разрабатываемые документы должны отвечать следующим требованиям: согласовываться с существующим сводом международно-правовых норм в области прав человека; носить фундаментальный характер и основываться на присущих человеческой личности достоинстве и ценности; быть достаточно четкими, чтобы служить источником, поддающимся определению и осуществимых прав, и обязанностей; предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления, включая систему представления докладов; пользоваться широкой международной поддержкой. На Хельсинкской встрече 1992 года было принято важное решение о том, что в вопросах «человеческого измерения» государства будут разрабатывать «руководящие принципы для оказания содействия эффективному осуществлению национального законодательства по вопросам прав человека».

Общепризнанно, что права человека принадлежат  только человеку, и государство не может по своей воле их ограничивать. Ограничение прав человека должно проводиться  только в соответствии с законом  и международными стандартами, а  не произвольно. Наоборот, государство  должно всячески стремиться к наиболее полной реализации прав человека. Если возможности государства не позволяют  в полной мере реализовать все  права и свободы, оно может  рассчитывать на содействие международного сообщества. Для этого созданы  специальные международные механизмы  по содействию осуществлению прав человека. [4 c. 18-19]

 

 

 

 

  1. Источники и принципы прав человека

    Право прав  человека в основном кодифицировано  и состоит преимущественно из  договорных норм. Основным источником  данной отрасли являются многосторонние  конвенции как универсального, так  и регионального характера. Наличие  значительного количества соглашений  в этой области позволяет классифицировать  их по нескольким направлениям. Основополагающее значение имеют  Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах 1966 г. и факультативный протокол  к нему 2008 г., Международный пакт  о гражданских и политических  правах 1966 г. с двумя факультативными  протоколами к нему 1966 г. и 1989 г., которые вместе со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. составляют так называемый Международный билль о правах человека.

    Ряд международных  договоров посвящен сотрудничеству  государств, направленному на борьбу  с грубыми и массовыми нарушениями  прав человека. Это Конвенция  о предупреждении преступления  геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенция о пресечении  апартеида и наказания за него 1973 г., Конвенция о ликвидации  всех форм расовой дискриминации  1965 г., Конвенция о неприменимости  срока давности к военным преступлениям  и преступлениям против человечества 1968 г.

    Особую группу  актов составляют соглашения, регламентирующие права отдельных социальных групп. К ним относятся Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и др. Отдельная группа договоров имеет своей целью защиту личности от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц. К ним можно отнести Конвенцию о ликвидации дискриминации в области образования 1960 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. и др.

    Универсальные международные соглашения в области прав человека дополняются региональными, среди которых можно выделить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейскую социальную хартию 1961 г., пересмотренную Европейскую социальную хартию 1996 г., Американскую конвенцию о правах человека 1969 г., Африканскую хартию прав человека и народов 1981 г., Арабскую хартию прав человека 1994 г. и др.

    Следует отметить, что конвенции по правам человека, обладая всеми признаками многосторонних международных договоров, отличаются рядом особенностей. Практически все международные соглашения по правам человека - бессрочные, за исключением Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Особенностью таких договоров является ограничение применения института оговорок и использования дерогационных мер (правомерных ограничений государством прав и свобод) по отношению к конкретным правам и свободам. Так, Дополнительная конвенция 1956 г. об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. запрещают делать оговорки. Международные пакты о правах человека 1966 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. не содержат положений об оговорках. Большинство соглашений в области прав человека допускают оговорки только при соблюдении определенных условий. В отношении правомерных ограничений прав и свобод все конвенции, регламентирующие основные права и свободы, не допускают ни при каких ситуациях ограничений права на жизнь, судебную защиту, свободу мысли, убеждений, совести, права на недопустимость пыток и медицинских экспериментов, рабства. [7с. 184-185]

Информация о работе Международные стандарты прав и свобод человека